Чернобыльская молитва светлана краткое содержание

Содержание

Краткое содержание алексиевич чернобыльская молитва точный пересказ сюжета за 5 минут

Чернобыльская молитва светлана краткое содержание

Чудотворные слова: краткое содержание рассказа молитва в полном описании из всех найденных нами источников.

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Молитва», совсем маленькое по размеру, вместило очень значимый совет – порыв души. В минуты жизни, которые принято считать трудными, когда одолевает сердце грусть и бремя тяжких мыслей кажется непосильным, нужно уметь молиться.

Такую молитву поэт называет чудной (как синоним чудодейственной). Ее нужно знать наизусть и неустанно повторять. В ней таится благодатная сила созвучий, в ней живые слова. Эта молитва полна святой прелести – непонятной, но дышащей в каждом выражении силы слова.

Описание молитвы – вторая строфа стихотворения – главный ключ к спасению в тяжелые часы болезни или грустных мыслей.

Третий заключительный катрен – ощущение лирического героя после преодоления тяжелого состояния. Бремя скатилось с души, сомненья ушли куда-то далеко. Теперь, после молитвы, можно вновь верить в лучшее. Можно просветленно и легко поплакать – это будут слезы выхода из мрачного настроения.

Краткий анализ стихотворения Молитва (Лермонтов М. Ю.)

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Стихотворение молитва м. Ю. Лермонтова есть слова, которые несут особую силу.

Подходит запечатлеть словами то, насколько дорогая моя это молитва. С помощью ярких эпитетов: чудную молитва, Благодатная сила, его слов, непонятно, Святая прелесть, и олицетворение: гостиницы, прелесть дышит, стихотворение посвящено теме одиночества, поиску жизненного смысла (в твоей жизни, в быту что-то не ладится, а прочитав молитву, ты морально очищаешься, на душе легкость).

Лирический герой этого стихотворения представляется мне обычным человеком, который верит в силу живых слов, плачет, но понимает, что, помолившись, он избавиться от проблем (от мыслей), которые его тревожили.

Тип рифмовки этого стихотворения – перекрестный.

Есть сравнение – с души как бремя скатится сомненье; присутствует инверсия: в минуту жизни трудную (в трудную минуту жизни). Автор дает нам возможность почувствовать грустную, печальную картину, благодаря словам: грусть, трудно, непонятно, сомнения, плачется.

В начале стихотворения преобладают чувства печали, горя, и только в самой последней строчке раскрывается легкость, радость.

Итак, в стихотворении “Молитва” М. Ю. Лермонтова автор говорит нам о чудесных живых словах, имеющих огромную чудесную силу, кого-то она исцеляет, кому-то помогает в жизни.

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»

«Вот говорят про него, безбожник, а я вам покажу…стихи, которые он мне вчера принёс», – так отозвалась о стихотворении Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную…») его бабушка, Е. А. Арсеньева.

Разумеется, слова эти звучали с гордостью, ведь внука ее и правда часто обвиняли в безбожии и легковесном отношении к жизни. Но внешне легкомысленный, Лермонтов все же был склонен к размышлениям о смысле жизни и духовному поиску.

Убедиться в этом поможет анализ стихотворения Лермонтова «Молитва».

История создания

«Молитва» создается Лермонтовым в 1839 г., уже в последний период его творчества. Поводом для написания послужила беседа с М. А. Щербатовой, за которой поэт в то время ухаживал.

По воспоминаниям современников, она посоветовала ему молиться, когда у него на сердце тоска, сказав, что ничто не помогает так, как искренняя молитва к Богу. Лермонтов, очевидно, последовал ее совету.

Сложно сказать, легко ли было человеку, во всеуслышание заявляющему о своем скептицизме и безверии, создателю прекрасного «Демона» обратиться к Богу от чистого сердца. Однако вскоре рождается «Молитва», которую можно назвать образцом прекраснейшей христианской лирики.

Стихотворение сразу же обрело огромную популярность, и до сих пор считается одним из самых известных в поэтическом наследии Лермонтова. А в 1855 г. слова его были положены на музыку композитором М. Глинкой, так возник романс.

Тема и идея стихотворения

Описание стиха «Молитва» может выглядеть следующим образом: в нем изображается столкновение лирического героя с суровым и трудным миром. Он переживает нелегкий период жизни и находится в смятении. Стихотворение относится к философской лирике, и уже с первых строк в нем задается круг проблем:

«В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть»…

Глагол «теснится», используемый здесь поэтом, передает ощущение безвыходности, узкого пространства, из которого не так-то легко выбраться. И сразу же, в следующих двух строках автор предлагает свое решение:

«Одну молитву чудную

Твержу я наизусть»

Как видим, этим решением становится обращение к Богу, поиск у него утешения и защиты. Не упоминается, какая именно молитва выбрана лирическим героем, да это и не так важно – благодаря недосказанности каждый может представить здесь свои излюбленные строки. Важнее другое – неизъяснимая прелесть этой молитвы, и ее Лермонтов описывает в следующем четверостишии.

«И дышит непонятная,

Святая прелесть в них»

Повторение знакомых слов успокаивает, придает «благодатные силы», о чем и говорится в последних четырех строках:

«С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

И так легко, легко…»

Таким образом, перед нами предстает картина духовных исканий и успокоения, найденного в молитве.

Душа очищается слезами покаяния и порывом искренней веры, вот где, по мнению поэта, спасение от сомнений и бед. Лермонтов не кается, не перечисляет свои грехи и не просит заступничества.

Нет, он обретает покой при повторении самой простой молитвы, и этим, глубинным молитвенным чувством делится с читателем.

Можно сказать, что в стихотворении «Молитва» Лермонтов достигает своих творческих высот и раскрывается как зрелый писатель.

Здесь виден поворот к духовности и традиционным ценностям, и в то же время отход от ставших уже привычными идей одиночества, непонятости и демонизма.

В дальнейшем поэт еще не раз обращается к теме религии и народным истокам, что позволяет говорить об этом стихотворении именно как о ключевом моменте в творчестве, а не как о разовом явлении.

Художественные средства

В стихотворение Лермонтова «Молитва» анализ художественных средств имеет не меньшее значение для понимания его идее, чем рассмотрение самого текста. Какими же приемами пользуется автор?

Прежде всего, отметим, что при небольшом объеме стихотворения (три четверостишия), в нем большое количество тропов. Это и эпитеты: «минута жизни трудная», «чудная молитва», «непонятная, святая прелесть», «благодатная сила», и метафоры: «дышит непонятная, святая прелесть в них» и сравнения «с души как бремя скатится».

Все они служат одной цели: передать то возвышенное, приподнятое настроение, в котором находится лирический герой, выразить глубину его переживаний и настроить самого читателя на возвышенный лад.

Обратим внимание на то, что многие слова принадлежат к высокому пласту лексики («бремя», «благодатная»), что указывает на религиозно-философскую направленность произведения. Также Лермонтов использует специфическую поэтическую фонетику, используя ассонансы.

В стихотворении повторяется гласная «у» (13 повторений в первом четверостишии): «В минуту жизни трудную», «Одну молитву чудную», что создает особое, замедленное звучание, напоминающее о неспешном, протяжном чтении в церквях. Также это передает мелодичность речи самой молитвы, как бы заново изливающейся из уст героя.

В последующих четверостишиях акцент переносится на другие гласные, «а» и «э», что символизирует некий подъем, направленность вверх. Для этого же применяются различные стилистические фигуры, как-то повторы: «так легко, легко», синтаксический параллелизм: «И верится, и плачется, / И так легко…».

Стихотворение написано четырехстопным и трехстопным ямбом, рифмовка – перекрестная, точная, попеременно то мужская, то женская.

Значение стихотворения в творчестве Лермонтова

Итак, анализ стихотворения «Молитва» показывает ее художественное своеобразие и подчеркивает универсальность лирического героя для всех читателей: недаром романс на слова Лермонтова пользовался одинаковым успехом как в великосветских салонах, так и у простого народа. Важность этого произведения для творчества Лермонтова в целом неоспорима. Еще многие годы оно остается вершиной русской православной лирики, и лишь в XX в. А. Блоку и С. Есенину удается достичь тех же высот в изображении религиозного чувства.

Источник: http://marketvirkutske.ru/stihi/kratkoe-soderzhanie-aleksievich-chernobylskaya-molitva-tochnyj-pereskaz-syuzheta-za-5-minut.html

Светлана алексиевич чернобыльская молитва рецензии

Чернобыльская молитва светлана краткое содержание

Чудотворные слова: светлана алексиевич чернобыльская молитва рецензии в полном описании из всех найденных нами источников.

Купить книгу в магазинах:

Несколько десятилетий Светлана Алексиевич пишет свою хронику “Голоса Утопии”. Изданы пять книг, в которых “маленький человек” сам рассказывает о времени и о себе.

Названия книг уже стали метафорами: “У войны не женское лицо”, “Цинковые мальчики”, “Чернобыльская молитва”.

По сути, она создала свой жанр – полифонический роман-исповедь, в котором из маленьких историй складывается большая история, наш XX век.

Главной техногенной катастрофе XX века – двадцать лет. “Чернобыльская молитва” публикуется в новой авторской редакции, с добавлением нового текста, с восстановлением фрагментов, исключенных из прежних изданий по цензурным соображениям.

Любовь и смерь всегда вдвоем

Есть вещи, смотреть в лицо которым страшно. Но именно они очищают твою уставшую от повседневности душу от накипи равнодушия и беспечности. К таким вещам, безусловно, относится книга Светланы Алексиевич «Чернобыльская молитва (хроника будущего)».

Известная белорусская писательница в своих произведениях касается поистине проклятых тем 20-го столетия: Великой Отечественной войны – «У войны не женское лицо», «Последние свидетели», «Зачарованные смертью», афганских событий – «Цинковые мальчики», чернобыльских событий – «Чернобыльская молитва».

Эти пять книг писательницей названы хроникой «Голоса утопии». Ею создан собственный жанр – абсолютно документальной повествование о событии, изложенное устами очевидцев.

Сложенное из воспоминаний, судеб, откликов отдельных людей, оно превращается в многоголосую исповедь об очередной трагедии «железного века».

Книги Алексиевич широко издаются в Европе, США и Японии. Новое издание «Чернобыльской молитвы» расширено и дополнено.

«Я должна спешить, так как уходит из жизни поколение героев моих книг, В советские времена, когда создавались мои произведения, собеседники были скованными и многое утаивали. Однако с годами они стали более свободными и шире раскрылись.

Вот почему я включила в свои книги дополнения. В том числе материалы личного дневника, а также те страницы, которые были вырезаны цензурой»,- отмечает Алексиевич.

…Наверное, не помнить долго об ужасном – в природе человека. Психика наша гибка и позволяет приспособиться к любой ситуации. Даже жить с ощущением постоянной угрозы смерти.

Чернобыль мы предпочли задвинуть куда-то в закоулки своей памяти и сознания. Он кажется далеким и чужим событием. Имеющим отношение к Украине, Белоруссии – но не к России.

А если встречаешь ветеранов-чернобыльцев, они воспринимаются нами уже как ветераны Отечественной войны.

Но от Чернобыля нам не откреститься. Это наше общее – людей, животных, насекомых, воды, планеты – будущее. В этом страшном будущем часть человечества уже живет много лет. Особый мир, иная жизнь, где нет места обычным человеческим меркам. Об этом мире не знать грешно.

Читать страницы «Чернобыльской молитвы» страшно. Не просыхают слезы на глазах. Сильнейшее потрясение, когда эмоционально и физически сопереживаешь чужой боли. Но это и очищение – очищается твоя совесть, на мир смотришь трезво, без розовых очков.

И учишься, учишься – стойкости, мужеству и любви. Ибо, как ни странно, «Чернобыльская молитва» – книга о любви. Начинается она рассказом о любви – и завершается рассказом о любви. А между ними – смерть. Помните, как в известном стихотворении: «…любовь и смерть всегда вдвоем».

И в Библии сказано: «любовь сильна как смерть»…

Только истина эта открывается нам в такие страшные минуты, как чернобыльская трагедия.

Рассказывает жена погибшего чернобыльского пожарного, ушедшего тушить реактор в домашней рубашке и тапочках. Они недавно поженились и ждали ребенка. Клиника острой лучевой болезни – 14 дней. Столько дней богом – или людьми-виновниками взрыва – было определено молодым пробыть еще рядом. Молодая жена прошла вместе с любимым, сгорающим от радиации, все круги ада.

Когда вырывалась окруженного кольцом милиции и войск города в окрестные села – за свежим молоком, когда последовала за мужем в Москву – в беспамятстве, забыв о себе и нерожденном ребенке. Когда презрела запрет врачей подходить к мужу. Возле пожарников зашкаливали даже стены, потолок, полы, это были уже не люди, а реакторы, объекты со смертоносным ядерным излучением.

Мир сузился до одной точки. Каждый день она проводила возле умирающего мужа – и уже ее перестали прогонять врачи. А он менялся – радиация убивает стремительно. «Тело такое все мое! Любимое! Этого нельзя описать! И даже пережить… Я любила его! Я еще не знала, как я его любила!»- говорит женщина. Страшные мучения, страшная смерть – пожарные уходили друг за другом.

Похоронили умершего в Москве. В запаянном цинковом гробу, под бетонными плитами. А в катафалке рядом с женою – военные люди, с рацией. Несколько часов колесили по кольцевой дороге, ждали указаний, пытались избежать встречи атаковавших кладбище иностранных журналистов. На кладбище родных вели под конвоем. Засыпали могилу моментально – и сразу в автобусы.

И только потом женщина вспомнила о том, кого носила под сердцем. Родилась девочка, с виду здоровая. Но в печени 28 рентген. Порок сердца. Умерла через четыре часа.

Выжившая в страшной трагедии рассказчица увидит дочку уже взрослой – во сне. Муж подкидывал дочь Наташу под потолок, и оба весело смеялись.

О взрыве на атомной станции советские руководители молчали до последнего. Реактор забрасывали людьми. Триста сорок тысяч солдат было брошено на ликвидацию аварии. Техника отказывала, а человек шел на штурм.

Понимали ли люди, на что идут? Судя по рассказам очевидцев (оставшихся в живых) понимали очень немногие. С силой, враждебной и противоестественной всему живому, человек еще не сталкивался.

Еще придется научаться бояться дождя, травы, цветов – всего того, что раньше было таким привычным и безобидным.

В Чернобыле кончилась история. Ибо прошлое соединилось с будущим, а настоящего нет. Есть только Бог и радиация. «Чернобыль – это война,- говорит очевидец,- но только непонятно с кем. Даже зло другое…»

Голоса, голоса. Безыскусные, искренние, не приглаженные рукою автора слова… Старуха, живущая 7 лет в зоне, рассказывает о встрече с волком у себя на подворье. И зверь, и человек теперь – собратья по несчастью.

Монолог отца о смерти 6-летней дочки. «Папа, я хочу жить. Я еще маленькая. ».

Рассказы самоселов, для которых зона стала прибежищем от страшной реальности в Таджикистане, Чечне.

Воспоминания ликвидаторов, бывших партийных работников, сотрудников Института ядерной энергетики Белоруссии, сельского фельдшера и учительницы, больных чернобыльских детей… Несть числа этим взволнованным голосам. И многих уже сегодня нет на этом свете.

Человек рожден для счастья… Что же, что же мы сотворили с естественным человеческим счастьем?! Набатом, колоколом звучат строчки «Чернобыльской молитвы».

Такие произведения должны включаться в школьную программу, должны быть прочитаны каждым. Это даже не искусство, не литература – это над нами всеми. Это – Правда о будущей вечности, на краю которой зависло человечество…

В ней раскрывается проблема не только черноболя, но и политическая проблема России, Белоруссии и Украины!

Ее должны прочесть все!

Топ-10 художественных книг по версии Amazon

В этом году исполнилось 10 лет с момента выхода электронной книги от «Amazon» – «Kindle». По этому.

2 дня 2 часа 2 минуты назад

Новогодняя почта

Прорвалась я все-таки на почту за своим долгожданным письмом)) А там и правда, ажиотаж на.

1 день 19 часов 1 минута назад

Лауреаты литературных премий — 2017

На какие книги и писателей стоит обратить внимание в новогодние праздники (и не только). Приводим.

2 дня 1 час 10 минут назад

Виктор Королев – лауреат Всероссийского литературного конкурса имени генералиссимуса А.В.Суворова

Историю пишут победители. Она меняется век от века в зависимости от политического курса.

1 день 17 часов 6 минут назад

Все за Ёлками!

У нас урожай ёлок! Ёлки – это хорошо, но нарядные ёлки – ещё лучше! (сколько букв. читать далее.

Светлана Алексиевич: Чернобыльская молитва

«Осталось от нашей деревни три кладбища: на одном люди лежат, на втором — расстрелянные собаки и кошки, на третьем — наши дома». «Перед вами уже не муж, а радиоактивный объект с высокой плотностью заражения». «Роботы отказывались выполнять команды — их схемы в высоких полях разрушались. Самыми надежными роботами оказались солдаты».

Это голоса людей из книги Светланы Алексиевич «Чернобыльская молитва», изданной вместе с другими ее работами. Есть книги, переиздание которых — событие более важное, чем выход тысяч новых.

К ним относится творчество Алексиевич. Уникальна «Чернобыльская молитва» — ведь в апреле 1986 года случилось то, что не имеет аналогов в истории страданий.

Как говорит один из героев книги, Чернобыль — дальше Холокоста, Освенцима и Колымы.

На исходе XX века случилось событие, в котором будущее дало шанс себя разглядеть. А потому описать и осознать это с помощью привычных методов — невозможно. Ведь дело не только в том, что произошедшее ужасно. Это столкновение с совершенно новой реальностью.

В один миг все изменилось: люди, животные, природа. Стерлась граница между жизнью и смертью — ведь вода, деревья, воздух могут убивать. Изменились даже сны — в бессознательное проникли новые образы. Женщинам снилось, что они рожают телят с восемью ногами или щенка с головой ежика.

Оказалось, что птицы могут кончать жизнь самоубийством, бросаясь на автомобильные стекла. Что можно хоронить землю в земле. Расстреливать лошадей и кошек: они теперь не живые существа, а объекты, подлежащие дезактивации. Бурые сосны, желтые дожди, стареющие дети — все это новая реальность.

Изменились представления о масштабах и расстояниях. О возможности скрыться от опасности. Для «мирного атома» нет дальних расстояний, и перед ним все равны.

В чернобыльском взрыве — весть о том, сколь призрачны границы между государствами и как велика зависимость одной страны от другой, одного человека от другого.

По чьей-то вине в украинском городе случилась трагедия, и миллионы людей за тысячи километров пострадали и погибли. Мир оказался гораздо меньше, чем представлялся до аварии.

Сразу среагировало сознание детей. Они стали играть в радиацию, в жизнь после смерти. Куклы у девочек умирали: «Это наши дети, а они жить не будут, они родятся и умрут».

Чернобыль проявил характер советского человека во всей красоте и невежестве, героизме и презрении к чужой и своей жизни. Как, например, постичь слова ликвидатора аварии: «Пришел домой, снял одежду, в которой там был, и выбросил в мусоропровод. Пилотку подарил маленькому сыну — очень просил. Он носил ее, не снимая.

Через два года диагноз — опухоль мозга». Вот это и есть пример чего-то фантастического. Как и героизм ликвидаторов. Искали солдат для работы около реактора. «Добровольцы — шаг вперед!» — призыв командира. Вся рота — шаг вперед. Никто не устоял перед соблазном участия в Истории.

«Всем предлагали умереть, но обрести смысл».

Читая эти свидетельства, понимаешь глубинные мотивы тех, кто знал, на что идет, и тем не менее сделал это. Религиозно-коммунистическое стремление служить чему-то большему, чем твоя жизнь, и здесь было эффективно использовано высоким начальством.

И люди оказались героями и жертвами одновременно. Возможно, была вера, что, бросая в пожар Чернобыля всю свою маленькую жизнь, ты даешь ей шанс укрепиться в вечности. Или в истории.

Наряду с беспрекословным принесением себя в жертву здесь было и отчаянное проявление свободы.

Пустые деревни и города — то тут, то там стояли памятники вождям, поросшие высокой травой. Лозунги, прославляющие мир, труд, май, теперь были обращены к единственным обитателям этой территории — животным. В этом фантастическом пейзаже не только предвестие крушения империи. Здесь показан мир без человека. То, как легко, в одно мгновение, он может исчезнуть.

Колонка была опубликована в журнале The New Times 15.12.2008 года

Материал опубликован

Источник: https://xn----7sbbfci5axihjbex1akd5ezi.xn--p1ai/svetlana-aleksievich-chernobylskaya-molitva-retsenzii/

Светлана алексиевич чернобыльская молитва краткое содержание читать

Чернобыльская молитва светлана краткое содержание

Религиозное чтение: светлана алексиевич чернобыльская молитва краткое содержание читать в помощь нашим читателям.

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Описание книги “Чернобыльская молитва”

Описание и краткое содержание “Чернобыльская молитва” читать бесплатно онлайн.

Мы воздух, мы не земля.

“. Надо прежде всего прорвать завесу неизвестности, окружающей Беларусь. Ведь для мира мы terra icognito – неизвестная, неизведанная земля. О Чернобыле все знают, но только в связи с Украиной и Россией. “Белая Россия” – так примерно звучит название нашей страны на английском языке.”

“Народная газета”, 27 апреля 1996 г.

“На территории Беларуси нет ни одной атомной станции. Из действующих АЭС на пространстве бывшего СССР географически к беларусской границе ближе всех размещены АЭС с реакторами типа РБМК: с севера – Игналинская, с востока Смоленская, с юга – Чернобыльская.

26 апреля 1986 г. в 1 ч. 23 м. 58 с. серия взрывов разрушила реактор и здание 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС. Чернобыльская катастрофа стала самой крупной технологической катастрофой XX века.

Для маленькой Беларуси (население 10 млн.человек) она явилась национальным бедствием. В годы Великой Отечественой войны немецкие фашисты уничтожили на беларусской земле 619 деревень вместе с их жителями. После Чернобыля страна потеряла 485 деревень и поселков: 70 из них уже навечно захоронены в земле.

В войну погиб каждый четвертый беларус, сегодня каждый пятый живет на зараженной территории. Это 2,1 млн. человек, из них – 700 тыс. детей. Среди факторов демографического угасания радиация занимает главное место.

В Гомельской и Могилевской областях (наиболее пострадавших от чернобыльской катастрофы) смертность превысила рождаемость на 20%.

В результате катастрофы в атмосферу выброшено 50х10 Кu радионуклидов, из них 70% выпало на Беларусь: 23% ее территории заражено радионуклидами с плотностью больше за 1 Ku/км2 по цезию – 137. Для сравнения: на Украине заражено 4,8% территории, в России – 0,5%.

Площадь сельхозугодий с плотностью загрязнения от 1 и больше Ku/м2 составляет свыше 18 млн. гектаров, стронцием 90 с плотностью 0,3 и больше Ku/м2 – около 0,5 млн. гектаров. Из сельхозоборота – выведено 2,4 тыс. гектаров земли. Беларусь – страна лесов.

Но 26% лесов и большая половина лугов в поймах рек Припять, Днепр, Сож относятся к зоне радиоактивного загрязнения.

Как следствие постоянного воздействия малых доз радиации с каждым годом в стране увеличивается число больных с раковыми заболеваниями, умственной отсталостью, нервно-психическими расстройствами и генетическими мутациями. “

Сб. “Чернобыль”. “Беларуская энциклопедия”, 1996, с. 7, 24, 49, 101, 149.

“По данным наблюдений, 29 апреля 1986 года высокий радиационный фон был зарегистрирован в Польше, Германии, Австрии, Румынии, 30 апреля – в Швейцарии и Северной Италии, 1-2 мая – во Франции, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, северной Греции, 3 мая – в Израиле, Кувейте, Турции.

Заброшенные на большую высоту газообразные и летучие вещества распространялись глобально: 2 мая они зарегистрированы в Японии, 4 мая – в Китае, 5-го – в Индии, 5 и 6 мая – в США и Канаде.

Меньше недели понадобилось, чтобы Чернобыль стал проблемой всего мира. “

Сб. “Последствия Чернобыльской аварии в Беларуси”. Минск. Международный высший Сахаровский колледж по радиоэкологии. 1992 г., с. 82.

“Четвертый реактор, именуемый объектом “Укрытие”, по-прежнему хранит в своем свинцово-железобетонном чреве около 20 тонн ядерного топлива. Что с ними происходит сегодня, не знает никто.

Саркофаг сооружали наспех, конструкция уникальная, наверное, инженеры-разработчики из Питера могут ею гордиться. Однако монтировали его “дистанционно”, плиты стыковывали с помощью роботов и вертолетов – отсюда и щели. Сегодня, согласно некоторым данным, общая площадь зазоров и трещин превышает 200 квадратных метров, из них продолжают вырываться радиоактивные аэрозоли.

Может ли саркофаг разрушиться? На это тоже никто не ответит, до сих пор невозможно подобраться ко многим узлам и конструкциям, чтобы узнать, каков у них запас прочности. Зато все понимают: разрушение “Укрытия” привело бы к последствиям даже пострашнее, чем в 1986-ом. “

Журнал “Огонек”, N 17, апрель 1996 г.

Одинокий человеческий голос

“Я не знаю, о чем рассказывать. О смерти или о любви? Или это одно и то же. О чем?

. Мы недавно поженились. Еще ходили по улице и держались за руки, даже если в магазин шли. Я говорила ему: “Я тебя люблю”. Но я еще не знала, как я его любила. Не представляла. Жили мы в общежитии пожарной части, где он служил. На втором этаже.

И там еще три молодые семьи, на всех одна кухня. А внизу, на первом этаже стояли машины. Красные пожарные машины. Это была его служба. Всегда я в курсе: где он, что с ним? Среди ночи слышу какой-то шум. Выглянула в окно. Он увидел меня: “Закрой форточки и ложись спать.

На станции пожар. Я скоро буду”.

Самого взрыва я не видела. Только пламя. Все, словно светилось. Все небо. Высокое пламя. Копоть. Жар страшный. А его все нет и нет. Копоть от того, что битум горел, крыша станции была залита битумом.

Ходили, потом вспоминал, как по смоле. Сбивали пламя. Сбрасывали горящий графит ногами. Уехали они без брезентовых костюмов, как были в одних рубашках, так и уехали.

Их не предупредили, их вызвали на обыкновенный пожар.

Четыре часа. Пять часов. Шесть. В шесть мы с ним собирались ехать к его родителям. Сажать картошку. От города Припять до деревни Сперижье, где жили его родители, сорок километров. Сеять, пахать. Его любимые работы.

Мать часто вспоминала, как не хотели они с отцом отпускать его в город, даже новый дом построили. Забрали в армию. Служил в Москве в пожарных войсках, и когда вернулся: только в пожарники! Ничего другого не признавал.

(Молчит.)

Иногда будто слышу его голос. Живой. Даже фотографии так на меня не действуют, как голос. Но он никогда меня не зовет. И во сне. Это я его зову.

Семь часов. В семь часов мне передали, что он в больнице. Я побежала, но вокруг больницы уже стояла кольцом милиция, никого не пускали. Одни машины “Скорой помощи” заезжали. Милиционеры кричали: машины зашкаливают, не приближайтесь.

Не одна я, все жены прибежали, все, у кого мужья в эту ночь оказались на станции. Я бросилась искать свою знакомую, она работала врачом в этой больнице. Схватила ее за халат, когда она выходила из машины: “Пропусти меня!” – “Не могу! С ним плохо. С ними со всеми плохо”. Держу ее: “Только посмотреть”.

“Ладно, – говорит, – тогда бежим. На пятнадцать-двадцать минут”. Я увидела его. Отекший весь, опухший. Глаз почти нет. “Надо молока. Много молока! – сказала мне знакомая. – Чтобы они выпили хотя бы по три литра”. – “Но он не пьет молоко”. – “Сейчас будет пить”.

Многие врачи, медсестры, особенно санитарки этой больницы через какое-то время заболеют. Умрут. Но никто тогда этого не знал.

В десять утра умер оператор Шишенок. Он умер первым. В первый день. Мы узнали, что под развалинами остался второй – Валера Ходемчук. Так его и не достали. Забетонировали. Но мы еще не знали, что они все – первые.

Спрашиваю: “Васенька, что делать?” – “Уезжай отсюда! Уезжай! У тебя будет ребенок”. А я – беременная. Но как я его оставлю? Просит: “Уезжай! Спасай ребенка!” – “Сначала я должна принести тебе молоко, а потом решим”.

Прибегает моя подруга Таня Кибенок. Ее муж в этой же палате. С ней ее отец, он на машине. Мы садимся и едем в ближайшую деревню за молоком. Где-то три километра за городом. Покупаем много трехлитровых банок с молоком. Шесть – чтобы хватило на всех. Но от молока их страшно рвало. Все время теряли сознание, им ставили капельницы.

Врачи почему-то твердили, что они отравились газами, никто не говорил о радиации. А город заполнился военной техникой, перекрыли все дороги. Перестали ходить электрички, поезда. Мыли улицы каким-то белым порошком. Я волновалась, как же мне завтра добраться в деревню, чтобы купить ему парного молока? Никто не говорил о радиации. Только военные ходили в респираторах.

Горожане несли хлеб из магазинов, открытые кульки с булочками. Пирожные лежали на лотках.

Вечером в больницу не пропустили. Море людей вокруг. Я стояла напротив его окна, он подошел и что-то мне кричал. Так отчаянно! В толпе кто-то расслышал: их увозят ночью в Москву. Жены сбились все в одну кучу. Решили: поедем с ними. Пустите нас к нашим мужьям! Не имеете права! Бились, царапались.

Солдаты, уже стояли солдаты, нас отталкивали. Тогда вышел врач и подтвердил, что они полетят на самолете в Москву, но нам нужно принести им одежду, – та, в которой они были на станции, сгорела. Автобусы уже не ходили, и мы бегом через весь город. Прибежали с сумками, а самолет уже улетел. Нас специально обманули.

Чтобы мы не кричали, не плакали.

Ночь. По одну сторону улицы автобусы, сотни автобусов (уже готовили город к эвакуации), а по другую сторону – сотни пожарных машин. Пригнали отовсюду. Вся улица в белой пене. Мы по ней идем. Ругаемся и плачем.

По радио объявили, что, возможно, город эвакуируют на три-пять дней, возьмите с собой теплые вещи и спортивные костюмы, будете жить в лесах. В палатках. Люди даже обрадовались: на природу! Встретим там Первое мая. Необычно. Готовили в дорогу шашлыки. Брали с собой гитары, магнитофоны. Плакали только те, чьи мужья пострадали.

Эта книга стоит меньше чем чашка кофе!

Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.

Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на “Чернобыльская молитва”

Книги похожие на “Чернобыльская молитва” читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.

Все книги автора Светлана Алексиевич

Светлана Алексиевич – все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о “Светлана Алексиевич – Чернобыльская молитва”

Источник: https://xn-----6kccgdvsdzky9au.xn--p1ai/svetlana-aleksievich-chernobylskaya-molitva-kratkoe-soderzhanie-chitat/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.