Когда праздничная молитва

Содержание

Праздничная молитва (намаз)

Когда праздничная молитва

Богословы ханафитского мазхаба больше склонялись к мнению, что праздничная молитва, проводимая дважды в год [1], по степени приоритетности расценивается как «ваджиб» для совершеннолетних, разумных мужчин.

Для женщин, детей, путников и физически немощных выполнение данной молитвы не является обязательным. А богословы-шафииты расценивали ее как «сунна-муаккяда» [2]. В практическом плане это, в общем-то, одно и то же.

По мнению ученых ханафитского мазхаба, данная молитва совершается только коллективно [3]. В одиночку, считала данная группа ученых, праздничная молитва не совершается, так как не относится к обязательным фард-молитвам [4].

Однако теологи шафиитского мазхаба допускали восполнение (када’) праздничной молитвы для опоздавшего на нее. Это можно сделать в любое время, но лучше — в этот же день [5].

Они считали, в отличие от богословов-ханафитов, что данная молитва может быть выполнена и одним человеком.

Порядок выполнения

Время ее совершения наступает через 20–40 минут после восхода солнца и завершается с приближением солнца к зениту (за 20–40 минут до наступления времени дневной молитвы Зухр).

Азан и икамат в праздничной молитве не читаются. Для призыва верующих на молитву могут быть произнесены слова «ас-саляту джами‘а»:

الصَّلاَةُ جَامِعَةٌ

Два ракяата праздничной молитвы [6]

Кратко

Первый ракяат

1) намерение;2) ду‘а «ас-Сана»;3) три такбира с поднятием рук и свободным их опусканием вдоль туловища;

4) чтение сур «аль-Фатиха» и «аль-А‘ля»;

Второй ракяат

1) чтение суры «аль-Фатиха» и любой короткой суры;
2) три такбира с поднятием рук, а с четвертым такбиром молящиеся опускаются на поясной поклон [7]. Последующие действия такие же, как в обычной двухракяатной молитве.

Затем имам проводит праздничную проповедь (хутбу), состоящую из двух частей. Вслед за проповедью возможно традиционное завершающее чтение Священного Корана, после чего прихожане могут поздравить друг друга с отмечаемым праздником.

Подробно

Первый ракяат

1) Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить два ракяата праздничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего» [8].

Затем мужчины, подняв руки на уровень ушей так, чтобы большие пальцы касались мочек, а женщины — на уровень плеч, вслед за имамом произносят такбир: «Аллаху акбар» («Господь превыше всего») [9].

Мужчинам желательно при этом пальцы разъединить, а женщинам — сомкнуть. После этого мужчины опускают руки на живот прямо под пупком, кладя правую руку на левую, обхватывая мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой [10].

Женщины опускают руки на грудь, кладя кисть правой на запястье левой.

Взгляд каждого молящегося должен быть направлен на место, куда он опустит свое лицо во время земного поклона (ас-саджда).

2) Сразу после этого всеми и про себя читается ду‘а «ас-Сана» («Восхваление Всевышнего»):

Транслитерация:
«Субхаанакял-лаахумма ва бихамдикь, ва табааракясмукь, ва та‘аляя джаддукь, ва ляя иляяхэ гайрукь».

سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَ بِحَمْدِكَ وَ تَبَارَكَ اسْمُكَ وَ تـَعَالَى جَدُّكَ وَ لاَ إِلَهَ غَيْرُكَ

Приведенное ду‘а чаще употребляется представителями ханафитского мазхаба. Шафииты же используют следующую мольбу:

Транслитерация:
«Вадджяхту ваджхия лил-лязии фаторас-самааваати валь-ард, ханиифам-муслима, ва маа ана миналь-мушрикиин, инна саляятии ва нусукии ва махъяйя ва мамаатии лил-ляяхи раббиль-‘аалямиин, ляя шариикя ляхь, ва би зааликя умирту ва ана миналь-муслимиин».

وَجَّهْتُ وَجْهِيَ لِلَّذِي فَطَرَ السَّمَاوَاتِ وَ الأَرْضَ حَنِيفًا مُسْلِمًا وَ مَا أَنَا مِنَ الْـمُشْرِكِينَ .
إِنَّ صَلاَتِي وَ نُسُكِي وَ مَحْيَاىَ وَ مَمَاتِي لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ لاَ شَرِيكَ لَهُ .
وَ بِذَلِكَ أُمِرْتُ وَ أَنَا مِنْ الْمُسْلِمِينَ .

3) Три такбира с поднятием рук.

После прочтения «ас-Сана» имам, а вслед за ним и все молящиеся, проговаривают три такбира («Аллаху акбар») [11] с поднятием кистей рук при каждом такбире, делая это так же, как и в начале молитвы-намаза.

После каждого такбира руки свободно опускаются вдоль туловища [12]. Между такбирами имам делает незначительные паузы [13].

По завершении третьего такбира руки принимают исходное положение.

Имам и все молящиеся продолжают намаз со словами «а‘уузу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиим, бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим» (про себя) [14].

أَعُوذُ بِاللَّهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

Перевод:
«Я удаляюсь от проклятого Сатаны, приближаясь к Всевышнему, и начинаю именем Милостивого Аллаха, милость Которого безгранична и вечна».

4) Чтение сур Корана.

Затем имамом читается сура «аль-Фатиха» вслух:

Транслитерация:
«Аль-хамду лил-ляяхи раббиль-‘аалямиин.Ар-рахмаани ррахиим.Мяялики яумид-диин.Ийяякя на‘буду ва ийяякя наста‘иин.Ихдина ссыраатоль-мустакыым.

Сыраатол-лязийна ан‘амта ‘аляйхим, гайриль-магдууби ‘аляйхим ва ляд-дооллиин». Аамиин [15].

اَلْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ العَالَمِينَ .
اَلرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ .
مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ .
إِيَّاكَ نَعْـبُدُ وَ إِيَّاكَ نَسْتَعِينُ .
اِهْدِناَ الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ .
صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ غَيـْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ  وَ لاَ الضَّآلِّينَ . آمِين .

После суры «аль-Фатиха» (как у ханафитов, так и у шафиитов) [16] в первом ракяате является желательным (только желательным) чтение суры «аль-А‘ля» (она также читается имамом вслух).

Транслитерация:
«Саббихисма раббикяль-а‘ля. Аллязии халяка фасавва. Вал-лязии каддара фа хэдэ. Вал-лязии ахраджаль-мар‘а. Фаджа‘аляху гусааэн ахва. Санукриукя фа ляя тансэ. Илляя маа шээаллаах. Иннаху я‘лямуль-джахра ва маа яхфа. Ва нуяссирукя лиль-юсра. Фазаккир ин-нафа‘атиз-зикра. Саяззаккяру майяхша.

Ваятаджаннабухаль-ашка. Аллязии ясля ннаараль-кубра. Сумма ляя ямууту фиихяя ва ляя яхья. Кад афляха мэн тазаккя. Ва закярасмя раббихи фасолля. Бяль ту’сирууналь-хаяятэд-дунья. Валь-аахырату хайрув-ваэбка. Инна хаазаа ляфис-сухуфиль-ууля. Сухуфи ибраахиимэ ва мууса» [17]  (Св. Коран, 87).

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الْأَعْلَى
الَّذِي خَلَقَ فَسَوَّى
وَالَّذِي قَدَّرَ فَهَدَى
وَالَّذِي أَخْرَجَ الْمَرْعَى
فَجَعَلَهُ غُثَاءً أَحْوَى
سَنُقْرِئُكَ فَلَا تَنسَى
إِلَّا مَا شَاءَ اللَّهُ إِنَّهُ يَعْلَمُ الْجَهْرَ وَمَا يَخْفَى
وَنُيَسِّرُكَ لِلْيُسْرَى
فَذَكِّرْ إِن نَّفَعَتِ الذِّكْرَى
سَيَذَّكَّرُ مَن يَخْشَى
وَيَتَجَنَّبُهَا الْأَشْقَى
الَّذِي يَصْلَى النَّارَ الْكُبْرَى
ثُمَّ لَا يَمُوتُ فِيهَا وَلَا يَحْيَى
قَدْ أَفْلَحَ مَن تَزَكَّى
وَذَكَرَ اسْمَ رَبِّهِ فَصَلَّى
بَلْ تُؤْثِرُونَ الْحَيَاةَ الدُّنْيَا
وَالْآخِرَةُ خَيْرٌ وَأَبْقَى
إِنَّ هَذَا لَفِي الصُّحُفِ الْأُولَى
صُحُفِ إِبْرَاهِيمَ وَمُوسَى

Затем имам вместе со стоящими за ним верующими со словами «Аллаху акбар» [18] в обычном порядке делает поясной [19] и земной поклоны.

Второй ракяат

1) Чтение сур.

Во втором ракяате не читается «ас-Сана» и «а‘узу бил-ляхи минаш-шайтони рраджим» [20].

Имам проговаривает про себя «бисмил-ляхи ррахмани ррахим» [21], читает вслух суру «аль-Фатиха», а затем короткую суру, например «аль-Ихляс»:

Транслитерация:
«Куль хува ллааху ахад. Аллааху ссомад. Лям ялид ва лям юуляд. Ва лям якул-ляху куфуван ахад».

قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ . اَللَّهُ الصَّمَدُ . لَمْ يَلِدْ وَ لَمْ يوُلَدْ . وَ لَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا أَحَدٌ .

2) Три такбира с поднятием рук.

После этого, прежде чем пойти на поясной поклон, имам, а вслед за ним и все молящиеся проговаривают три такбира («Аллаху акбар») [22] с поднятием кистей рук при каждом такбире, подобно как в первом ракяате. После каждого такбира руки свободно опускаются вдоль туловища [23]. Между такбирами имам делает незначительные паузы.

По завершении третьего такбира имам проговаривает четвертый такбир и опускается вместе с молящимися на поясной поклон [24]. Затем все делается так же, как при совершении первого ракяата.

Когда имам, а за ним и молящиеся поднимутся со второго земного поклона второго ракяата, они садятся на левую ступню [25] и читают ташаххуд.

Ханафиты (кладя руки свободно на бедра, не смыкая пальцев):

Транслитерация:«Ат-тахияяту лил-ляяхи вас-солаваату ват-тойибаату,Ас-саляяму ‘аляйкя айюхан-набийю ва рахматул-лаахи ва баракяятухь,Ас-саляяму ‘аляйнаа ва ‘аляя ‘ибаадил-ляяхи ссоолихийн,

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюхь».

اَلتَّحِيَّاتُ لِلَّهِ وَ الصَّلَوَاتُ وَ الطَّيِّباَتُ
اَلسَّلاَمُ عَلَيْكَ أَيـُّهَا النَّبِيُّ وَ رَحْمَةُ اللَّهِ وَ بَرَكَاتُهُ
اَلسَّلاَمُ عَلَيْناَ وَ عَلىَ عِبَادِ اللَّهِ الصَّالِحِينَ
أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَ أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَ رَسُولُهُ

Во время произнесения слов «ля иляхэ» указательный палец правой руки надо поднять вверх, а при словах «илля ллааху» — опустить.

Шафииты (располагая левую руку свободно, не разъединяя пальцев, а правую сжав в кулак и высвободив большой и указательный пальцы, при этом большой палец в согнутом положении примыкает к кисти) говорят:

Транслитерация:«Ат-тахияятуль-мубааракяятус-солаваату ттойибаату лил-ляях,Ас-саляяму ‘аляйкя айюхан-набийю ва рахматул-лаахи ва баракяятух,Ас-саляяму ‘аляйнаа ва ‘аляя ‘ибаадил-ляяхи ссоолихийн,

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху ва ашхаду анна мухаммадан расуулюл-лаах».

اَلتَّحِيَّاتُ الْمُبَارَكَاتُ الصَّلَوَاتُ الطَّـيِّـبَاتُ لِلَّهِ ،
اَلسَّلاَمُ عَلَيْكَ أَيـُّهَا النَّبِيُّ وَ رَحْمَةُ اللَّهِ وَ بَرَكَاتـُهُ ،
اَلسَّلاَمُ عَلَيْـنَا وَ عَلىَ عِبَادِ اللَّهِ الصَّالِحِينَ ،
أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَ أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ.

Во время произнесения слов «илля ллааху» указательный палец правой руки поднимают вверх без дополнительных движений им [26] (при этом взор молящегося обращается на этот палец) и опускают.

Прочитав ташаххуд, молящиеся, не меняя своего положения, произносят салават:

Транслитерация:«Аллаахумма солли ‘аляя сайидинаа мухаммадин ва ‘аляя ээли сайидинаа мухаммад,Кяма солляйта ‘аляя сайидинаа ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиим,Ва баарик ‘аляя сайидинаа мухаммадин ва ‘аляя ээли сайидинаа мухаммад,

Кямаа баарактэ ‘аляя сайидинаа ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиима филь-‘алямиин, иннэкя хамиидун маджиид».

اَللَّهُمَّ صَلِّ عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ
كَماَ صَلَّيْتَ عَلىَ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ
وَ باَرِكْ عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ
كَماَ باَرَكْتَ عَلىَ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ فِي الْعاَلَمِينَ
إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ

Перевод:
По прочтении салавата желательно обратиться к Господу с мольбой (ду‘а).

Богословы ханафитского мазхаба утверждают, что в данном случае в качестве ду‘а может быть использована только та форма мольбы, которая упомянута в Священном Коране или в Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Другая часть исламских богословов допускает применение любых форм ду‘а. В то же время мнение ученых едино в том, что текст ду‘а, используемый в намазе, должен быть только на арабском языке.

После этого имам, а вслед за ним и остальные молящиеся со словами приветствия «ас-саляяму ‘аляйкум ва рахматул-лаах» («мир вам и благословение Всевышнего») поворачивают голову сначала в правую сторону, смотря на плечо, а затем, повторяя слова приветствия, — в левую [27]. На этом два ракяата праздничной молитвы завершаются.

1. Продолжая сидеть, желательно прочитать следующее (про себя): «Астагфируллаа, астагфируллаа, астагфируллаа».

أَسْـتَـغـْفِرُ اللَّه أَسْتَغْفِرُ اللَّه أَسْـتَـغـْفِرُ اللَّهَ

Перевод:
2. Воздев руки на уровень груди, молящиеся говорят (про себя): «Аллаахумма энтэ ссаляям ва минкя ссаляям, табаарактэ яа заль-джаляяли валь-икраам. Аллаахумма а‘иннии ‘аля зикрикя ва щукрикя ва хусни ‘ибаадатикь».

اَللَّهُمَّ أَنـْتَ السَّلاَمُ وَ مِنْكَ السَّلاَمُ
تَـبَارَكْتَ ياَ ذَا الْجَـلاَلِ وَ الإِكْرَامِ
اللَّهُمَّ أَعِنيِّ عَلىَ ذِكْرِكَ وَ شُكْرِكَ وَ حُسْنِ عِباَدَتـِكَ

Затем опускают руки, проводя ладонями по лицу [28].

Необходимо заметить, что во время совершения двух ракяатов праздничной молитвы молящиеся, стоя за имамом, все произносят про себя, то есть неслышно, шепотом.

3) Праздничные проповеди.

Первая проповедь

Имам поднимается на минбар [29] и проговаривает девять такбиров один за другим [30].

Наиболее распространенной является следующая форма праздничного такбира: «Аллаху акбар, аллаху акбар, ляя иляхэ иллял-лах, вал-лаху акбар, аллаху акбар, ва лил-ляхиль-хамд».

اللَّهُ أَكْبَرُ اللَّهُ أَكْبَرُ . لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَ اللَّهُ أَكْبَرُ . اللَّهُ أَكْبَرُ وَ لِلَّهِ الْحَمْدُ

Перевод:

«Аллах превыше всего, Аллах превыше всего; нет бога, кроме Него. Аллах превыше всего, Аллах превыше всего, и лишь Ему истинное восхваление».

Начинается проповедь словами восхваления Всевышнего и просьбой о благословении для пророка Мухаммада. В проповеди праздника Ураза-байрам имам акцентирует внимание верующих на важности обязательной милостыни окончания поста — закятуль-фитр, а также кратко на том, что актуально для верующих, цитируя аяты Священного Корана и хадисы.

Во время проповеди в праздник Курбан-байрам проповеднику желательно говорить о том, что важно при совершении жертвоприношения, а также о дополнительных такбирах, которые будут проговариваться верующими в последующие несколько дней.

По завершении первой проповеди имам-хатыб садится на минбар [31] (если пожелает), и молящиеся могут обратиться с мольбой ко Всевышнему Творцу, читая молитву-ду‘а.

Вторая проповедь

Имам проговаривает семь такбиров один за другим. Вторая проповедь короче, чем первая, и носит назидательный характер.

На этом праздничная церемония завершается. Обычно читается Священный Коран, затем имам проговаривает общую мольбу-ду‘а, по завершении которой все встают, приветствуя и поздравляя друг друга.

Источник: https://umma.ru/prazdnichnaya-molitva-namaz/

Праздничная молитва / Пост и Рамадан / YaUmma.Ru

Когда праздничная молитва

Порядок выполнения праздничной молитвы

Богословы ханафитского мазхаба больше склонялись к мнению, что праздничная молитва, проводимая дважды в год, по степени приоритетности расценивается как «ваджиб» для совершеннолетних, разумных мужчин. Для женщин, детей, путников и физически немощных выполнение данной молитвы не является обязательным.

А богословы-шафииты расценивали ее как «сунна-муаккяда». В практическом плане это, в общем-то, одно и то же.

По мнению ученых ханафитского мазхаба, данная молитва совершается только коллективно.

В одиночку, считала данная группа ученых, праздничная молитва не совершается, так как не относится к обязательным фард-молитвам. Однако теологи шафиитского мазхаба допускали восполнение (када’) праздничной молитвы для опоздавшего на нее. Это можно сделать в любое время, но лучше — в этот же день.

Они считали, в отличие от богословов-ханафитов, что данная молитва может быть выполнена и одним человеком.

Порядок выполнения праздничной молитвы

 Время ее совершения наступает через 20 — 40 минут после восхода солнца и завершается с приближением солнца к зениту (за 20 — 40 минут до наступления времени дневной молитвы Зухр).

Азан и икамат в праздничной молитве не читаются. Для призыва верующих на молитву могут быть произнесены слова «ас-саляту джами‘а». Два ракяата праздничной молитвы

Первый ракяат

1) намерение; 2) ду‘а «ас-Сана»; 3) три такбира с поднятием рук и свободным их опусканием вдоль туловища; 4) чтение сур «аль-Фатиха» и «аль-А‘ля»;

Второй ракяат

1) чтение суры «аль-Фатиха» и любой короткой суры; 2) три такбира с поднятием рук, а с четвертым такбиром молящиеся опускаются на поясной поклон. Последующие действия такие же, как в обычной двухракяатной молитве.

Затем имам проводит праздничную проповедь (хутбу), состоящую из двух частей. Вслед за проповедью возможно традиционное завершающее чтение Священного Корана, после чего прихожане могут поздравить друг друга с отмечаемым праздником.

ПОДРОБНО:

Первый ракяат:

Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить два ракяата праздничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

Затем мужчины, подняв руки на уровень ушей так, чтобы большие пальцы касались мочек, а женщины — на уровень плеч, вслед за имамом произносят такбир: «Аллаху акбар» («Господь превыше всего»). Мужчинам желательно при этом пальцы разъединить, а женщинам — сомкнуть.

После этого мужчины опускают руки на живот прямо под пупком, кладя правую руку на левую, обхватывая мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой. Женщины опускают руки на грудь, кладя кисть правой на запястье левой.

Взгляд каждого молящегося должен быть направлен на место, куда он опустит свое лицо во время земного поклона (ас-саджда).

Сразу после этого всеми и про себя читается ду‘а «ас-Сана» («Восхваление Всевышнего»): «Субхаанакял-лаахумма ва бихамдикь, ва табааракясмукь, ва та‘аляя джаддукь, ва ляя иляяхэ гайрукь».

Приведенное ду‘а чаще употребляется представителями ханафитского мазхаба. Шафииты же используют следующую мольбу: «Вадджяхту ваджхия лил-лязии фаторас-самааваати валь-ард, ханиифам-муслима, ва маа ана миналь-мушрикиин, инна саляятии ва нусукии ва махъяйя ва мамаатии лил-ляяхи раббиль-‘аалямиин, ляя шариикя ляхь, ва би зааликя умирту ва ана миналь-муслимиин».

После прочтения «ас-Сана» имам, а вслед за ним и все молящиеся, проговаривают три такбира («Аллаху акбар») с поднятием кистей рук при каждом такбире, делая это так же, как и в начале молитвы-намаза. После каждого такбира руки свободно опускаются вдоль туловища. Между такбирами имам делает незначительные паузы.

По завершении третьего такбира руки принимают исходное положение.

Имам и все молящиеся продолжают намаз со словами «а‘уузу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиим, бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим» (про себя). Перевод:

«Я удаляюсь от проклятого Сатаны, приближаясь к Всевышнему, и начинаю именем Милостивого Аллаха, милость Которого безгранична и вечна». Затем имамом читается сура «аль-Фатиха» вслух:

«Аль-хамду лил-ляяхи раббиль-‘аалямиин.

Ар-рахмаани ррахиим.
Мяялики яумид-диин.
Ийяякя на‘буду ва ийяякя наста‘иин.
Ихдина ссыраатоль-мустакыым.
Сыраатол-лязийна ан‘амта ‘аляйхим, гайриль-магдууби ‘аляйхим ва ляд-дооллиин». Аамиин . После суры «аль-Фатиха» (как у ханафитов, так и у шафиитов) в первом ракяате является желательным (только желательным) чтение суры «аль-А‘ля» (она также читается имамом вслух).    

«Саббихисма раббикяль-а‘ля. Аллязии халяка фасавва. Вал-лязии каддара фа хэдэ. Вал-лязии ахраджаль-мар‘а. Фаджа‘аляху гусааэн ахва. Санукриукя фа ляя тансэ. Илляя маа шээаллаах. Иннаху я‘лямуль-джахра ва маа яхфа. Ва нуяссирукя лиль-юсра. Фазаккир ин-нафа‘атиз-зикра.

Саяззаккяру майяхша. Ваятаджаннабухаль-ашка. Аллязии ясля ннаараль-кубра. Сумма ляя ямууту фиихяя ва ляя яхья. Кад афляха мэн тазаккя. Ва закярасмя раббихи фасолля. Бяль ту’сирууналь-хаяятэд-дунья. Валь-аахырату хайрув-ваэбка. Инна хаазаа ляфис-сухуфиль-ууля.

Сухуфи ибраахиимэ ва мууса» (Св. Коран, 87).

Затем имам вместе со стоящими за ним верующими со словами «Аллаху акбар» в обычном порядке делает поясной и земной поклоны.

Второй ракяат:

Во втором ракяате не читается «ас-Сана» и «а‘узу бил-ляхи минаш-шайтони рраджим».

Имам проговаривает про себя «бисмил-ляхи ррахмани ррахим», читает вслух суру «аль-Фатиха», а затем короткую суру, например «аль-Ихляс»: «Куль хува ллааху ахад. Аллааху ссомад. Лям ялид ва лям юуляд. Ва лям якул-ляху куфуван ахад».

После этого, прежде чем пойти на поясной поклон, имам, а вслед за ним и все молящиеся проговаривают три такбира («Аллаху акбар») с поднятием кистей рук при каждом такбире, подобно как в первом ракяате. После каждого такбира руки свободно опускаются вдоль туловища. Между такбирами имам делает незначительные паузы. По завершении третьего такбира имам проговаривает четвертый такбир и опускается вместе с молящимися на поясной поклон. Затем все делается так же, как при совершении первого ракяата. Когда имам, а за ним и молящиеся поднимутся со второго земного поклона второго ракяата, они садятся на левую ступню и читают ташаххуд. Ханафиты (кладя руки свободно на бедра, не смыкая пальцев):

«Ат-тахияяту лил-ляяхи вас-солаваату ват-тойибаату,

Ас-саляяму ‘аляйкя айюхан-набийю ва рахматул-лаахи ва баракяятухь,
Ас-саляяму ‘аляйнаа ва ‘аляя ‘ибаадил-ляяхи ссоолихийн,
Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюхь».

Во время произнесения слов «ля иляхэ» указательный палец правой руки надо поднять вверх, а при словах «илля ллааху» — опустить.

Шафииты (располагая левую руку свободно, не разъединяя пальцев, а правую сжав в кулак и высвободив большой и указательный пальцы, при этом большой палец в согнутом положении примыкает к кисти) говорят:

«Ат-тахияятуль-мубааракяятус-солаваату ттойибаату лил-ляях,

Ас-саляяму ‘аляйкя айюхан-набийю ва рахматул-лаахи ва баракяятух,
Ас-саляяму ‘аляйнаа ва ‘аляя ‘ибаадил-ляяхи ссоолихийн,
Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху ва ашхаду анна мухаммадан расуулюл-лаах».

Во время произнесения слов «илля ллааху» указательный палец правой руки поднимают вверх без дополнительных движений им (при этом взор молящегося обращается на этот палец) и опускают.

Прочитав ташаххуд, молящиеся, не меняя своего положения, произносят салават:

«Аллаахумма солли ‘аляя сайидинаа мухаммадин ва ‘аляя ээли сайидинаа мухаммад,

Кяма солляйта ‘аляя сайидинаа ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиим,
Ва баарик ‘аляя сайидинаа мухаммадин ва ‘аляя ээли сайидинаа мухаммад,
Кямаа баарактэ ‘аляя сайидинаа ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиима филь-‘алямиин, иннэкя хамиидун маджиид». По прочтении салавата желательно обратиться к Господу с мольбой (ду‘а). Богословы ханафитского мазхаба утверждают, что в данном случае в качестве ду‘а может быть использована только та форма мольбы, которая упомянута в Священном Коране или в Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Другая часть исламских богословов допускает применение любых форм ду‘а. В то же время мнение ученых едино в том, что текст ду‘а, используемый в намазе, должен быть только на арабском языке.

После этого имам, а вслед за ним и остальные молящиеся со словами приветствия «ас-саляяму ‘аляйкум ва рахматул-лаах» («мир вам и благословение Всевышнего») поворачивают голову сначала в правую сторону, смотря на плечо, а затем, повторяя слова приветствия, — в левую. На этом два ракяата праздничной молитвы завершаются.

 1. Продолжая сидеть, желательно прочитать следующее (про себя): «Астагфируллаа, астагфируллаа, астагфируллаа».

2. Воздев руки на уровень груди, молящиеся говорят (про себя): «Аллаахумма энтэ ссаляям ва минкя ссаляям, табаарактэ яа заль-джаляяли валь-икраам. Аллаахумма а‘иннии ‘аля зикрикя ва щукрикя ва хусни ‘ибаадатикь».

Затем опускают руки, проводя ладонями по лицу. Необходимо заметить, что во время совершения двух ракяатов праздничной молитвы молящиеся, стоя за имамом, все произносят про себя, то есть неслышно, шепотом.

Первая проповедь

Имам поднимается на минбар и проговаривает девять такбиров один за другим.

Наиболее распространенной является следующая форма праздничного такбира: «Аллаху акбар, аллаху акбар, ляя иляхэ иллял-лах, вал-лаху акбар, аллаху акбар, ва лил-ляхиль-хамд».

«Аллах превыше всего, Аллах превыше всего; нет бога, кроме Него. Аллах превыше всего, Аллах превыше всего, и лишь Ему истинное восхваление».

Начинается проповедь словами восхваления Всевышнего и просьбой о благословении для пророка Мухаммада. В проповеди праздника Ураза-байрам имам акцентирует внимание верующих на важности обязательной милостыни окончания поста — закятуль-фитр, а также кратко на том, что актуально для верующих, цитируя аяты Священного Корана и хадисы. Во время проповеди в праздник Курбан-байрам проповеднику желательно говорить о том, что важно при совершении жертвоприношения, а также о дополнительных такбирах, которые будут проговариваться верующими в последующие несколько дней. По завершении первой проповеди имам-хатыб садится на минбар (если пожелает), и молящиеся могут обратиться с мольбой ко Всевышнему Творцу, читая молитву-ду‘а.

Вторая проповедь

Имам проговаривает семь такбиров один за другим. Вторая проповедь короче, чем первая, и носит назидательный характер.

На этом праздничная церемония завершается. Обычно читается Священный Коран, затем имам проговаривает общую мольбу-ду‘а, по завершении которой все встают, приветствуя и поздравляя друг друга.

umma.ru

Источник: http://yaumma.ru/ramadan/2015/07/16/prazdnichnaya-molitva.html

Когда праздничная молитва курбан байрам

Когда праздничная молитва

Самое подробное описание: когда праздничная молитва курбан байрам – для наших читателей и подписчиков.

Праздничная молитва во время Курбан-байрама у Московской Соборной мечети в 2015 году

1 сентября 2017 года мусульмане отметят один из главных исламских праздников Курбан-байрам (арабское название — Ид аль-Адха) или праздник жертвоприношения, посвященный окончанию хаджа — паломничества в Мекку. ТАСС рассказывает, как узнать дату праздника и какие традиции связаны с ним.

Хадж — одна из основных обязанностей мусульманина, гарантирующая ему отпущение грехов и достижение, согласно верованиям, вечного блаженства в загробной жизни. Каждый правоверный, согласно исламскому вероучению, обязан хотя бы раз в жизни совершить хадж. После этого он имеет право именоваться “хаджи” — это почетное и уважаемое обращение к мусульманину.

В основе праздника лежит сюжет из Корана, аналогичный библейскому, — ангел Джабраил (архангел Гавриил) явился к пророку Ибрахиму (библейскому Аврааму) во сне и передал ему повеление Аллаха принести в жертву своего первенца Исмаила. Отец с сыном отправились туда, где сейчас находится Мекка, чтобы принести жертву.

Убедившись в том, что Ибрахим выдержал испытание, Аллах послал ему барашка, которого они и принесли в жертву Всевышнему.

Сегодня мусульмане совершают подобное жертвоприношение независимо от того, в Мекке они или нет.

Курбан-байрам отмечается на 10-й день месяца зуль-хиджа — 12-го месяца мусульманского лунного календаря. Из-за различий в григорианском и мусульманском календарях дата празднования ежегодно сдвигается назад на 11 дней. В этом году она приходится на 1 сентября.

Праздник длится три дня, которые в большинстве мусульманских стран являются нерабочими. Совершить жертвоприношение можно в любой из них.

В предшествующий Курбан-байраму день (День Арафат) принято соблюдать пост.

Празднование начинается с восходом солнца. Мусульмане совершают полное омовение, надевают новую одежду и направляются в мечеть к утренней молитве.

По окончании утреннего намаза верующие возвращаются домой, а потом снова собираются во дворах или на улице, чтобы спеть хором славословие Аллаху (по-арабски “такбир” — прим. ТАСС). Затем мулла произносит праздничные проповеди (по-арабски “хутба” — прим. ТАСС), по окончании которых мусульмане посещают кладбища, чтобы у могил помолиться за умерших.

Затем наступает время жертвенного обряда. По решению Духовных управлений мусульман в городах России для забоя жертвенных животных отведены специальные места. На этих площадках должны соблюдаться правила, согласованные с ветеринарными службами.

Большое внимание уделяется праздничному оформлению стола, а также приготовлению многочисленных сладостей. Близким друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В следующие несколько дней обычно ходят в гости к родным, близким и знакомым.

Прежде всего надо отметить, что, по мнению исламских богословов, жертвенными животными могут быть не только бараны, но и верблюды, буйволы, быки или коровы, овцы и козы. Однако возраст животных, идущих на заклание, строго определен: барану должно быть не более года, корове — два года, верблюду — пять лет.

Животные должны быть куплены верующими исключительно на честно заработанные деньги, без чего жертвоприношение не считается принятым Аллахом.

От одной семьи в жертву приносится одно животное. Мясо делят на три части: одну — отдают бедным, из второй — готовят угощение для родных, соседей, друзей, третью — верующие могут оставить своей семье.

О правилах заклания жертвенного животного рассказывает Аслан Матаев — владелец овцеводческой фермы из Гудермеса, который помогает местным жителям резать баранов.

Подробнее о том, как совместить жертвоприношение с любовью к животным и где здесь место для бизнеса, читайте на сайте “Это Кавказ”

Курбан Байрам 2017: когда мусульмане отметят традиционный праздник

Мусульманский праздник жертвоприношения Курбан Байрам в 2017 году начинается 1 сентября

Праздник жертвоприношения Курбан Байрам или по-арабски — Ид аль-Адха, один из главных праздников мусульман. Он отмечается на 70-й день после празднования Ураза-Байрам, в 10-й день месяца зуль-хиджжа исламского лунного календаря и продолжается три дня.

В 2017 году Курбан Байрам начинается 1 сентября.

Что знаменует праздник Курбан Байрам

Курбан Байрам знаменует собой окончание хаджа, ежегодного паломничества в Мекку (Саудовская Аравия).

Слово “курбан” происходит от арабского корня “крб”, который несет в себе значение всего, что связано с “приближением”. Исходя из этого, считается, что сущностью праздника является не столько жертвоприношение, сколько “приближение к Аллаху” посредством этого обряда.

История появления курбана уходит в древние века и связана с пророком Ибрахимом, который увидел сон, где ему было приказано принести в жертву своего старшего сына Исмаила. Подумав, что это наваждение, он решил подождать, однако сон повторился и во второй, и в третий раз. Тогда Ибрахим решил исполнить приказ.

В тот самый момент, когда он занес нож над сыном, то услышал глас: “О Ибрахим, ты уже выполнил свой сон…”. После этого он увидел барашка, которым было велено совершить курбан (жертвоприношение). Согласно толкованию, Аллах не нуждался ни в каких жертвоприношениях, он лишь испытывал силу веры своего пророка.

Этот случай произошел недалеко от Мекки. С тех пор, отдавая дань подвигу пророка Ибрахима, явившего высочайшую степень праведности и любви к Аллаху, в качестве обряда поклонения господу мусульмане совершают заклание жертвенного животного.

Не все могут совершить хадж в Мекку и самому в священном месте принести совершить обряд, поэтому каноны ислама предписывают исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке, а всюду, где они могут оказаться.

Наиболее правоверные и благочестивые добровольно постятся десять дней до наступления Курбан Байрама.

Как отмечают мусульмане праздник Курбан Байрам

Ночь накануне Курбан Байрама или хотя бы ее часть надлежит проводить в молитвах.

Праздновать Курбан Байрам, даже если это не происходит в Мекке, начинают с раннего утра. В этот день перед праздничной молитвой рекомендуется проснуться пораньше, подстричь волосы и ногти, совершить омовение, по возможности умастить себя благовониями, надеть лучшую одежду. Нельзя завтракать до праздничного намаза.

Чуть свет мусульмане идут в мечеть к утренней молитве. После ее окончания верующие возвращаются домой, а затем, по желанию, собираются группами на улице или во дворах, где поют хором славословие Аллаху (такбир).

Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку (намазгах), где мулла или имам-хатыб произносит проповедь (хутбу), которая обычно начинается с прославления Аллаха и его пророка, затем разъясняются происхождение хаджа и значение обряда жертвоприношения.

Во время праздника Курбан Байрам является желательным возвеличивать и восхвалять Аллаха (такбир) на протяжении всех трех, дней после каждой обязательной молитвы.

Время для совершения жертвоприношения наступает сразу по завершении праздничной молитвы, а завершается незадолго до захода солнца третьего дня.

Одни утверждают, что совершение этого обряда является обязательным для каждого совершеннолетнего мусульманина, постоянно проживающего в данной местности на момент наступления Курбан Байрама и имеющего средства для покупки животного.

Другие заявляют, что обряд не является предписанным, так как не все его в состоянии совершить.

Каких животных можно приносить в жертву в Курбан Байрам

Из всех видов животных допускается приносить в жертву только верблюдов, коров (быков), буйволов, овец или коз. Верблюда и корову могут принести в жертву от одного до семи человек, а овцу или козу разрешается резать только за одного человека. Обычай допускает принесение жертвы не только за живых, но и за усопших.

Животное должно соответствовать следующим возрастным требованиям: овца и коза — не менее года; буйвол и корова (бык) — два года; верблюд — не менее пяти лет.

Животное должно быть здоровым, без существенных изъянов. Допускается отсутствие нескольких зубов или небольшой части (менее одной трети) уха.

Хвост, глаза и другие органы тела животного также должны быть целыми. Животное должно быть упитанным.

Как проходит жертвоприношение в Курбан Байрам

Желательно, чтобы животное заколол тот, кто приносит его в жертву. Если, по каким-либо причинам, человек этого совершить не в состоянии, то закалывание животного он поручает другому.

Над священной приготовленной к закланию жертвой священнослужитель мечети — мулла или муэдзин — читает специальную молитву, в которой вспоминается Ибрахим. Над животным любой рядовой верующий может произнести краткую формулу: “Бисмиллах, Аллах Акбар”, то есть “Во имя Аллаха, Аллах велик!”

Животное укладывают на левый бок, головой в сторону Мекки. Мясо, согласно предписанию шариата, делят на три части: одну раздают бедным, из второй части готовят угощение для родных, соседей, друзей, а третью можно оставить себе. Разрешается угощать мясом животного немусульман. Но нельзя мясом и шкурой жертвенного животного расплачиваться с кем бы то ни было, а также продавать их.

После заклания животного устраивается ритуальная трапеза, на которую нужно пригласить как можно большее количество людей, в первую очередь бедных и голодных.

Из мяса в различных странах готовят традиционные блюда, в соответствии с местными вкусами, с применением различных специй и ароматизаторов.

Большое внимание уделяется праздничному оформлению стола, а также приготовлению многочисленных сладостей.

Употребление алкоголя, которое Коран категорически запрещает вообще, в Курбан Байрам является кощунством, глумлением над принципами ислама.

В Курбан Байрам посещают могилы предков, а также родственников, друзей, принимают гостей. Близким друзьям и родственникам стараются сделать подарки.

Главные темы

В рамках нового проекта Sputnik Южная Осетия “Брифинги с Марией Котаевой” глава госкомитета информации и печати рассказала о самых заметных событиях недели, а также ответила на вопрос о своем отношении и к российским оппозиционерам

  • В этом году школьники Южной Осетии будут отдыхать две недели

  • Рэпер Сармат Цховребов признается, что сейчас он постоянно в работе, так как нужно готовиться к выпуску первого альбома и сольному концерту, который пройдет в Цхинвале в январе

    Орбита Sputnik

    Президент Абхазии Рауль Хаджимба на большой пресс-конференции в Сухуме назвал интересной тему создания национальной криптовалюты.

    Стала известна дата выборов президента Азербайджана: ание пройдет 17 октября 2018 года.

    Отныне в Армении к властям можно будет обращаться с предложениями или жалобами, но только “основательными” – парламент принял проект “О петициях”.

    Активы Национального фонда Казахстана на сумму 22 миллиарда долларов “заморозил” Банк Нью-Йорка Mellon в связи с иском молдавского бизнесмена.

    Министерство культуры, информации и туризма Кыргызстана объявило тендер на возведение памятника Чингизу Айтматову в Москве.

    Подготовить план по созданию в Минске отдельных полос для автобусов и троллейбусов распорядился председатель Мингорисполкома Андрей Шорец.

    Литва заняла 30-ю строчку рейтинга Forbes лучших стран для ведения бизнеса в 2018 году, а первой стала Великобритания.

    Сильнейшему в странах Балтии сноубордисту из Латвии Томcу Петрусевичсу не удалась вторая кампания по сбору средств для подготовки к Олимпиаде-2018.

    Политолог рассказал Sputnik Молдова, чем грозит президенту страны Игорю Додону отказ утвердить кандидатуры новых министров.

    Таджикистанец пытался незаконно попасть в Россию по паспорту брата-близнеца – нарушителя задержали и оштрафовали.

    Узбекистан присоединится к Кейптаунской конвенции по авиации – республика сможет получить льготы на приобретение летательной техники.

    По утверждению представителя Uber в Эстонии, решение Суда ЕС о признании платформы обычной таксофирмой никак не скажется на ее деятельности.

    Президент Абхазии Рауль Хаджимба на большой пресс-конференции в Сухуме назвал интересной тему создания национальной криптовалюты.

    Стала известна дата выборов президента Азербайджана: ание пройдет 17 октября 2018 года.

    Отныне в Армении к властям можно будет обращаться с предложениями или жалобами, но только “основательными” – парламент принял проект “О петициях”.

    • 20:15 Ученые доказали, что фрукты могут вылечить легкие курильщиков
    • 19:35 Ученые определили продукт, замедляющий старение мозга
    • 18:20 В Минобразования Южной Осетии сказали, сколько дней продлятся каникулы
    • 18:02 22-летняя жительница Владикавказа “кинула” старушку на 50 тысяч рублей
    • 17:31 Бибилов встретился с главой администрации президента России

    Все новости

    Мультимедиа

    Все права защищены.

    Факт регистрации и авторизации пользователя на сайтах Спутник при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

    Пользователь обязуется своими действиями не нарушать национальное и международное законодательство. Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

    Администрация вправе удалить комментарии, сделанные на языках, отличных от языка, на котором представлено основное содержание материала.

    Источник: https://xn----7sbbh1acsciho3aw6kyb.xn--p1ai/kogda-prazdnichnaya-molitva-kurban-bajram/

    Когда праздничная молитва

    Когда праздничная молитва

    Полное собрание и описание: когда праздничная молитва для духовной жизни верующего человека.

    Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

    — для людей со средним достатком — 300 р.

    — для состоятельных людей — от 500 р.

    Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

    — минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

    Фидия садака это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

    Интерактивная карта ислама в России

    © Духовное управление мусульман Российской Федерации 2017 г.

    Праздничная молитва

    Порядок выполнения праздничной молитвы

    Богословы ханафитского мазхаба больше склонялись к мнению, что праздничная молитва, проводимая дважды в год, по степени приоритетности расценивается как «ваджиб» для совершеннолетних, разумных мужчин.

    Для женщин, детей, путников и физически немощных выполнение данной молитвы не является обязательным. А богословы-шафииты расценивали ее как «сунна-муаккяда».

    В практическом плане это, в общем-то, одно и то же.

    Праздничная молитва (ид намаз)

    Праздничная молитва (ид намаз) – особый вид намаза, совершаемый верующими два раза в год, а именно в праздничные дни Ураза-байрам (Ид аль-Фитр) и Курбан-байрам (Ид аль-Адха).

    Время начала праздничных намазов наступает, когда солнце поднимается над линией горизонта примерно на 3 метра (спустя 30 минут после восхода солнца). Окончание времени, отведенного для данной молитвы, – это тот момент, когда солнце находится в зените.

    Кто может пропустить праздничный намаз

    В среде суннитских ученых имеются разногласия относительно обязательности выполнения данной молитвы. Согласно ханафитскому мазхабу, выполнение ид-намаза является необходимым (ваджиб), в то время как сторонники шафиитского мазхаба относят данную молитву к желательным (суннат).

    Совершение праздничной молитвы не является необходимым (с точки зрения ханафитов) для:

    3. Находящихся в пути (мусафиров) – более 87 км от дома и менее чем на 15 суток.

    4. Недееспособных людей (как физически, так и умственно)

    Относительно возможности восполнения данной молитвы мнения богословов также расходятся. Ученые-ханафиты считают, что праздничный намаз восполнить нельзя, ибо его совершение должно быть коллективным и в мечети. Шафиитские богословы, в свою очередь, утверждают, что молитва ид восполняема, так как возможно ее совершение в одиночку.

    Порядок совершения праздничного намаза в Ураза-байрам и Курбан-байрам

    Желательные действия перед выполнением ид-намаза:

    1. Полное омовение (гусль)

    2. Чистая одежда

    3. Надушиться благовониями

    Сама праздничная молитва состоит из 2 ракаатов, совершение которых имеет свои особенности. Во-первых, в ид намазе верующие выполняют целых 6 такбиров (по 3 в каждом из ракаатов). Во-вторых, в первом ракаате после чтения суры «Аль-Фатиха» необходимо читать сура «Аль-Ал`а» (Высочайший).

    Все иные действия аналогичные, как и в обычной двухракаатной молитве. После выполнения намаза имам, как правило, читает проповедь, состоящую из двух частей.

    Источник: https://xn----8sbfxoeboc6b7i.xn--p1ai/kogda-prazdnichnaya-molitva/

    Праздничный намаз в исламе: как он читается?

    Когда праздничная молитва

    Богословы выражают различные точки зрения относительно того, какой статус имеют праздничные молитвы в Ураза- и Курбан-байрам.

    Так, в рамках ханафитского мазхаба совершение праздничного намаза совершеннолетними и дееспособными мужчинами расценивается как обязательное действие (ваджиб). На остальные категории верующих (женщины, несовершеннолетние, физически или психически нездоровые, путники) это обязательство не распространяется.

    Шафииты и маликиты считают праздничную молитву (салятуль-ид) сунной муаккада (усиленная сунна), то есть тем действием, которое Милость миров Мухаммад (с.г.в.) никогда не пропускал.

    Богословы-ханбалиты определяют этот намаз как общественное обязательство. Их трактовка очень близка к ханафитскому мазхабу. Тем не менее, будет неверным строить во многом искусственные различия между мазхабами по вопросу о важности этого намаза. Содержательно они все занимают очень близкую позицию.

    Время молитв, связанных с праздниками разговения и жертвоприношения, наступает после того, как восходит солнце на уровне одного копья (30 минут после восхода солнца). Эти намазы можно читать до того, как солнце окажется в зените.

    На людей, опоздавших на коллективное выполнение ид-намаза, не возлагается обязанность восполнить его.

    Такое положение характерно для ханафитского мазхаба, тогда как представители остальных трёх богословско-правовых школ восполняют пропуск и этой молитвы.

    Сунна праздничной молитвы

    Необходимо осветить также те действия, которые перед праздничной молитвой регулярно совершал Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.). Перед походом в мечеть он всегда совершал полное омовение (гусль), чистил зубы, использовал благоухания и надевал самый красивый наряд.

    Кроме того, Пророк Мухаммад (с.г.в.), когда праздновался День разговения, перед выходом в дорогу съедал что-нибудь дома. Однако он не практиковал это действие перед Праздником жертвоприношения, потому как предполагалось, что Пророк (с.г.в.

    ), как и все остальные мусульмане, отведает мясо жертвенного животного сразу после намаза.

    В месяц Рамазан также практикуется выплата садака фитр, посредством которой верующий избавляет свой пост от возможных мелких прегрешений. Мухаммад (с.г.в.) стремился пожертвовать фитр до начала праздничной молитвы в Ураза-байрам, к чему призывал и своих единоверцев.

    Помимо этого, в сборнике его изречений, собранных имамом аль-Бухари, можно встретить повествование о том, как он шёл на ид-намаз одной дорогой, а возвращаться из мечети предпочитал другим путём.

    В этом действии лежит рациональное зерно: идя разными дорогами, он мог увидеть и поприветствовать больше мусульман. Также во время похода в мечеть Заключительный Божий посланник (с.г.в.) делал небольшие паузы, чтобы произнести такбир и слова восхваления Господа миров.

    Если перед праздником Ид аль-Адха он говорил эти слова громко, то перед праздничным намазом в Ид аль-Фитр предпочитал делать это не вслух.

    Порядок совершения праздничных намазов

    Эта молитва состоит из двух ракаатов. В самом начале молящийся произносит про себя намерение (ният) на совершение намаза. Далее он вслед за имамом поднимает руки и говорит такбир тахрим.

    Прочитав молитву сана (её текст приведён здесь), верующий говорит несколько такбиров, количество которых зависит от мазхаба (о чём будет сказано ниже), затем читает суру «Фатиха», дополнительные коранические аяты, делает поясной и земной поклоны и встаёт на 2-й ракаат.

    Ханафиты продолжают молитву в обычном порядке вплоть до того момента, когда нужно уходить в поясной поклон. Перед этим действием они произносят дополнительные такбиры, а далее завершают намаз так, как это обычно происходит.

    Маликиты, шафииты и ханбалиты придерживаются несколько иного порядка во втором ракаате – они говорят дополнительные такбиры сразу после выхода из состояния земного поклона в рамках первого ракаата.

    Порядок совершения праздничной молитвы во всех мазхабах примерно одинаков, однако количество такбиров, которые должны быть произнесены, различается в зависимости от богословско-правовых школ.

    Ханафиты полагают, что праздничный намаз содержит в себе 6 дополнительных такбиров: первые три в 1-м ракаате после дуа-сана и во 2-м ракаате – до того, как человек будет совершать поясной поклон. У маликитов и ханбалитов необходимо произнести 11 такбиров.

    Первые шесть молящиеся говорят после дуа-сана в первом ракаате, последующие пять – после выхода из состояния земного поклона первого ракаата, то есть до того, как имам станет читать суры из Священного Корана.

    Богословы-шафииты считают, что праздничная молитва содержит в себе 12 дополнительных ракаатов: 7 произносятся в первом ракаате после дуа-сана, 5 – во втором ракаате до чтения имамом сур в кыяме (стоянии).

    О том, как мусульманам следует провести Ураза- и Курбан-байрам, можно прочитать в статье, посвящённой этим праздникам.

    Источник: https://islam.global/verouchenie/namaz/prazdnichnyy-namaz-v-islame-kak-on-chitaetsya/

  • Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.