Макарий унженский и желтоводский молитва

Преподобнаго отца нашего Макария Желтоводскаго, Унженскаго чудотворца

Макарий унженский и желтоводский молитва

Дне́сь гра́д тво́й Га́личь тобо́ю хва́лится, в конце́х бо его́ пресве́тло, я́ко ве́лие со́лнце, возсия́л еси́ и чудесы́ твои́ми, преподо́бне Мака́рие, вся́ озари́л еси́. И ны́не моли́ся Го́сподеви изба́витися душа́м на́шим от пре́лести вра́жия и спасти́ся гра́ду твоему́ от пога́нскаго наи́тия.

Пе́снь 1

Ирмо́с: Колесни́цы фарао́новы и си́лу его́ вве́рже в мо́ре Кре́пкий во бра́нех, воспое́м пе́снь но́вую, я́ко просла́вися.

Ве́сь освяще́н бы́в благода́тию Христо́вою, Мака́рие преподо́бне, вои́стинну, я́ко избра́н сосу́д, Бо́гови показа́лся еси́ и жили́ще че́стно Свята́го Ду́ха.

От ю́ности Бо́га возлюби́л еси́, преподо́бне Мака́рие, и Тому́ от всея́ души́ порабо́тал еси́, преблаже́нне. И ны́не помина́й на́с, пресве́тло соверша́ющих па́мять твою́.

От страсте́й душетле́нных ми́ра сего́ избе́гл еси́, преподо́бне, и в пусты́ню всели́лся еси́ глубо́кую. Ны́не же у́бо ра́дуется ду́х тво́й в небе́сных оби́телех.

Богоро́дичен: О Тебе́ ра́дуется вся́кое созда́ние Бо́жие, Ма́ти Бо́га Вы́шняго, Его́же понесла́ еси́, нося́щаго вся́ческая. И мы́, чту́ще Тя́ вои́стинну, я́ко Богоро́дицу в пе́снех велича́ем.

Пе́снь 3

Ирмо́с: Утвержда́яй гро́м и созида́яй ду́х, утверди́ мене́, Го́споди, да Тя́ пою́ и́стинно и творю́ во́лю Твою́, я́ко не́сть свя́т, я́ко Ты́, Бо́же на́ш.

Уха́ет твоя́ ра́ка бога́тно и дае́т незави́стно все́м исцеле́ние, ду́ши же от бесо́вских наве́т избавля́еши моли́твами твои́ми, преподо́бне.

Отгна́л еси́, преподо́бне, от люде́й твои́х бесо́вская озлобле́ния, и гряду́щая и́х ополче́ния, я́же на на́с, мо́лим тя́ укроти́ти, я́ко да при́сно соверша́ем па́мять твою́.

Утверди́ се́рдце мое́ све́тло воспева́ти па́мять твою́, о́тче всеблаже́нне Мака́рие: поще́нием бо и бде́нием, я́ко Ангел, показа́лся еси́, в моли́твах воспева́я Бо́га, подаю́щаго на́м тобо́ю все́м исцеле́ние.

Богоро́дичен: Всепе́тая Ма́ти Бо́жия, ро́ждшая на́м Жизнода́вца и Спа́са все́х Бо́га, Того́ у́бо, Госпоже́, моли́ бо́дренною Твое́ю моли́твою, да спасе́т ду́ши на́ша.

Седа́лен, гла́с 3:

Моля́ приле́жно Го́спода и Того́ ра́ди свы́ше ве́лие дерзнове́ние прия́л еси́, я́коже и инове́рнии чудесе́м твои́м дивля́хуся вои́стинну, прехва́льне Мака́рие: и́х бо ага́рянское безбо́жное шата́ние посрами́л еси́ и моли́твами твои́ми до конца́ и́х ослепи́л еси́, гра́д же и вся́ су́щия лю́ди в не́м неврежде́нны соблю́л еси́. И ны́не, преподо́бне, Христа́ Бо́га моли́ ми́лостива бы́ти на́м дне́сь и во ве́ки.

Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен:

Устраши́ся вся́кое земноро́дное слы́шание, от не́др Оте́ческих в деви́чу утро́бу всели́вшася слы́шаще, Его́же у́бо проро́цы провозвести́ша, из Тебе́ воплоще́нна бы́ти Сы́на Бо́жия, Ма́ти Де́во Всепе́тая, Его́же моли́ спасти́ ста́до Твое́, Богоро́дице.

Пе́снь 4

Ирмо́с: Услы́шах, Бо́же, слу́х Тво́й и убоя́хся, разуме́х дела́ Твоя́ и ужасо́хся, Го́споди, я́ко Твоего́ хвале́ния испо́лнь земля́.

Се́ удали́лся еси́, бе́гая ми́ра и су́щих в не́м и прилепи́лся еси́ Го́сподеви твоему́, Влады́це и Бо́гу все́х, Ему́же, при́сно поя́, благоугоди́л еси́, му́дре Мака́рие.

Удиви́шася Ангельстии ли́цы твоему́ трудолю́бию, блаже́нне, и мы́, ве́рнии, при́сно тя́ сла́вим, я́ко да моли́твами твои́ми изба́вимся бу́дущаго осужде́ния.

Украша́ется дне́сь ве́рных собо́р, торжеству́я, преподо́бне, в па́мять твою́, пога́ных же со́нмища ужаса́ются, ви́дяще тя́ кре́пка засту́пника гра́ду твоему́ и живу́щим в не́м.

Богоро́дичен: Исцели́, Де́во, боле́зни серде́ц на́ших, Тебе́ бо и́мамы Помо́щницу и Хода́таицу к Сы́ну Твоему́ и Бо́гу на́шему, Его́же родила́ еси́, Спа́са и Врача́ все́х, источи́вшаго спасе́ние душа́м на́шим.

Пе́снь 5

Ирмо́с: Возсия́й ми́, Го́споди, све́т повеле́ний Твои́х, я́ко к Тебе́ ду́х мо́й у́тренюет и пое́т Тя́: Ты́ бо еси́ Бо́г на́ш, и к Тебе́ прибега́ю, Царю́ ми́ра.

В пусты́ни я́сно возсия́л еси́, богодохнове́нне Мака́рие, нося́ во усте́х твои́х непреста́нныя моли́твы. Те́м мра́чныя собла́зны и бесо́вския полки́ до конца́ потреби́л еси́.

Возгреме́ Илия́ на колесни́це, ты́ же, свя́те, воспева́л еси́ богодохнове́нную пе́снь в пусты́ни, со Ангелы вся́ческих Влады́ку умоля́я, е́же улучи́ти го́рнее пребыва́ние.

Водвори́лся еси́, блаже́нне, в небе́сныя оби́тели, и со Ангелы, преподо́бне, лику́еши в го́рних селе́ниих, и та́мо Вседержи́теля вы́ну зри́ши Бо́га, Его́же непреста́нно моли́ о все́х на́с.

Богоро́дичен: Вы́шша естества́ Бо́га пло́тию породила́ еси́, Де́во, я́коже Са́м восхоте́. Те́м, ве́рнии, мо́лим Тя́, изба́витися на́м Рождество́м Твои́м ве́чнаго муче́ния.

Пе́снь 6

Ирмо́с: Бу́ря мя́ помышле́ний пости́гши, во глубину́ низвлачи́т мя́ безме́рных грехо́в, но Ты́, Упра́вителю Благи́й, предвари́в, упра́ви, я́ко проро́ка, и спаси́ мя.

Беспло́тных житие́ подража́л еси́, преподо́бне, я́ко Ангел непоро́чно на земли́ пожи́в, воздержа́нием плотски́я стра́сти умертви́л еси́, о́тче Мака́рие, сла́ву же ми́ра сего́ возненави́дел еси́, богому́дре.

Боже́ственный гла́с вня́л еси́ себе́, прему́дре, те́м и в пусты́ню водвори́лся еси́, послуша́нием любе́зно нося́ Кре́ст Его́. И сего́ ра́ди потща́лся еси́ чи́ста себе́ сохрани́ти до конца́, преподо́бне.

Боже́ственным манове́нием тебе́ зве́рие ди́вии в пусты́ни покори́шася: стра́сти бо тебе́ плотски́я вся́ умири́шася. Сего́ ра́ди и бесо́вская льще́ния посрами́л еси́.

Богоро́дичен: Боже́ственное селе́ние Ты́ еси́, Пречи́стая Богоро́дице: от Твоея́ бо утро́бы произы́де Сло́во Отчее и бы́сть Бо́г и Челове́к, я́ко да за неизрече́нное милосе́рдие спасе́т челове́ческий ро́д.

Конда́к, гла́с 2:

Вторы́й Моисе́й яви́лся еси́, преподо́бне: о́н бо жезло́м мо́ре раздели́, ты́ же стра́сти, я́ко Амали́ка, победи́л еси́ и непрохо́дную пусты́ню немяте́жным умо́м проше́л еси, в не́йже моли́твами твои́ми ве́лие чу́до сотвори́л еси́: гла́дныя лю́ди до изоби́лия прекорми́л еси́. И ны́не моли́ся Го́сподеви пода́ти все́м печа́льным утеше́ние, Мака́рие, о́тче приснопа́мятне, и́же Га́личестей стране́ и все́й Росси́йстей земли́ похвала́ и утвержде́ние.

Икос:

Яко светоза́рная луча́, вселе́нней све́т возвеща́я, дне́сь ты́, всему́дре о́тче Мака́рие, озари́л еси́ Га́лическую страну́ и всю́ зе́млю Росси́йскую чудесы́ твои́ми, и́миже тя́ Христо́с Бо́г обогати́.

Те́м и вопие́м ти́: ра́дуйся, пребога́те о́тче Мака́рие; ра́дуйся, е́же все́х по́стничествующих всечестно́е сосло́вие; ра́дуйся, я́ко ли́ку святы́х всему́дрое сочета́ние показа́лся еси́; ра́дуйся, преподо́бных все́х удобре́ние и отце́в похвало́; ра́дуйся, крестоно́сное после́дование по гла́су Го́спода твоего́; ра́дуйся, и́же у Христа́ ве́рному Импера́тору на́шему на сопроти́вныя побе́ды испроша́еши; ра́дуйся, я́ко гра́д на́ш от ва́рварскаго наи́тия невреди́мь сохраня́еши; ра́дуйся, я́ко пусты́нным селе́нием светоли́чен вене́ц себе́ спле́л еси́; ра́дуйся, я́ко небе́снаго жи́тельства смиренному́дрия ра́ди твоего́ дости́гнути сподо́бился еси́, ра́дуйся, я́ко у престо́ла Вседержи́теля Бо́га со Ангелы лику́еши; ра́дуйся, я́ко усе́рдно Того́ за ве́рныя рабы́ мо́лиши; ра́дуйся, Мака́рие приснопа́мятне, и́же Га́личестей стране́ и все́й Росси́йской земли́ вели́кая похвала́ и утвержде́ние.

Пе́снь 7

Ирмо́с: Глаго́лавый на горе́ с Моисе́ом и о́браз де́вства явле́й в купине́, благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Гла́сом любе́зным Тро́ицу воспева́я, и я́ко богодохнове́нен орга́н яви́лся еси́, Мака́рие преподо́бне, и́же велегла́сно все́м зовы́й: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

Пусты́нная вита́ния бога́тно получи́в, свя́те Мака́рие, ю́же прехожда́л еси́ непреста́нною моли́твою, и та́мо получи́в духо́вную пи́щу, зовы́й: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

Глаго́л Госпо́день исполня́я, за́поведи Бо́га твоего́ от ю́ности сохрани́л еси́, о́тче Мака́рие, и Того́ благода́тию возмо́гл еси́ пога́ных собо́рища твои́ми чудесы́ удиви́ти. Сего́ ра́ди зове́м: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

Богоро́дичен: Глаго́л Деви́чь Ио́сиф Тя́ нарече́, я́ко пра́во е́сть: утро́бу же не деви́чу, но небе́сный кру́г и земну́ю широту́. Во Твое́й бо утро́бе Отчее Сло́во бы́сть, благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

Пе́снь 8

Ирмо́с: Земля́ и вся́, я́же на не́й, мо́ре и вси́ исто́чницы, небеса́ небе́с, све́т и тма́, мра́з и зно́й, сы́нове челове́честии, свяще́нницы, благослови́те Го́спода и превозноси́те Его́ во ве́ки.

Земна́я вся́ оста́вив, пи́щу же и сла́ву ми́ра сего́, я́ко пра́х, вмени́л еси́ и еди́наго Бо́га возжеле́л еси́, о́тче, Его́же моли́ пла́мень страсте́й угаси́ти в на́с, пою́щих и превознося́щих Его́ во ве́ки.

Зе́млю от младе́нства слеза́ми твои́ми, я́ко ту́чами, напои́л еси́, блаже́нне, по́ты же и по́двиги трудо́в твои́х кто́ испове́сть? Ихже ра́ди венча́ тя́ Христо́с в Ца́рствии Свое́м, Его́же пое́м и превозно́сим во ве́ки.

Земля́ я́ко плодови́та, яви́лся еси́, о́тче Мака́рие: изне́сл бо еси́ богосажде́нный пло́д, ве́рных напитава́ющ сердца́ бра́шном живоно́сным ева́нгельскаго уче́ния Христо́вых усте́н, Его́же пое́м и превозно́сим во ве́ки.

Богоро́дичен: Земле́ свята́я и Непоро́чная Де́во, из Тебе́ бо напосле́док прозябе́ Христо́с Бо́г, я́коже кля́лся е́сть Авраа́му, рабу́ Своему́, е́же умно́жити се́мя его́ и Тобо́ю спасти́ седя́щия во тме́. Спаси́, Влады́чице, все́х, пою́щих Тя́ и превознося́щих Го́спода во ве́ки.

Пе́снь 9

Ирмо́с: Яко сотвори́ Мне́ вели́чия Си́льный и свя́то и́мя Его́, и ми́лость Его́ в ро́д и ро́д боя́щимся Его́.

Яко те́пла засту́пника стяжа́хом тя́ в бране́х, о́тче Мака́рие: плене́нныя бо моли́твами твои́ми свобожда́еши и неве́рныя со́нмища посрамля́еши.

Яко со́лнце светоно́сное, чудесы́ сия́еши, Мака́рие, и равноа́нгельно на земли́ пожи́л еси́, богому́дре, Боже́ственней же сла́ве со Ангелы предстоя́ти сподо́бился еси́.

Прекра́сен до́м Свята́го Ду́ха яви́лся еси́ и Царя́ все́х Христа́ Бо́га от всея́ души́ возлюби́л еси́, Его́же ра́ди в чудесе́х прославля́ешися, досточу́дне о́тче Мака́рие преподо́бне.

Богоро́дичен: Вся́ тва́рь воспева́ет Тя́, Богоро́дице, и небе́снии чи́нове Тебе́ велича́ют непреста́нно: Бо́га бо и Царя́ все́х родила́ еси́, Де́во Чи́стая. Его́же моли́ вся́ гра́ды и страны́ ве́рныя соблюсти́ от наве́та вра́жия.

Свети́лен:

Влады́чню престо́лу ны́не с преподо́бными ли́ки предстоя́, богому́дре, моли́тися не преста́й дарова́ти побе́ды правове́рному Импера́тору на́шему на сопроти́вныя вся́, и междоусо́бныя бра́ни укроти́ти, и ми́р ми́рови устро́ити, о́тче Мака́рие, и спасти́ ду́ши на́ша.

Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен:

От нерукотворе́нных пеле́н небе́сных о́блак в смире́нныя пелены́ тле́нныя облече́ся Сло́во Отчее, из Де́вы неизрече́нно без се́мене роди́вся, Юже, Чи́стую Ма́терь, Пресла́вную Богоро́дицу, непреста́нно пое́м и славосло́вим во ве́ки.

Молитва преподобному Макарию Желтоводскому

О преподобне и богоносне отче наш Макарие! Веруем, яко ты, предстоя Престолу Пресвятыя Троицы, велие имаши дерзновение в молитвах ко Всемилостивому Господу Богу, Иже всегда послушает тебе, вернаго раба и угодника Своего.

Сего ради с умилением смиренно припадаем к тебе, святче Божий, не премолчи о нас молитися ко Господу Богу, в Троице покланяемому и славимому, да милостиво призрев на ны, не попустит нам погибнути во гресех наших, но да возставит нас падших, да подаст исправление злому и окаянному нашему житию, от грядущих грехопадений восхищая, и да простит нам вся, елика сами собою или чрез других кого согрешихом мыслию, словом и делом, от рождения до сего часа. Ты подвижниче добродетелей, отче наш Макарие, веси немощь естества нашего и тяжесть и скорбь времен настоящих, моли убо выну Господа Бога, да николиже нас оставляет Его неизреченное милосердие, но да хранит нас от мирских искушений, от диавольских сетей и от плотских похотей, да приимем от Господа Бога тобою и вся потребная к жизни временней, освобождение от бед и напастей, а среди их неослабное терпение до конца. Испроси нам у Господа Бога в мире и покаянии скончати живот наш и невозбранно преити от земли на небо, мытарств ты же и бесов воздушных и вечныя муки избавитися и сподобитися Царства Небеснаго, с тобою и со всеми святыми, угодившими Господу Богу и Спасителю нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник: http://xn----7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/kanon/minea_avgust/kan_7avg_makarii_jelt.html

Преподобный Макарий Желтоводский

Макарий унженский и желтоводский молитва

Преподобный Макарий Желтоводский и Унженский​ – Православный монах, который прожил почти 100 лет – с 1349 по 1444 год.

Основал несколько монастырей на Руси, самый знаменитый из которых – Свято-Троицкий на берегу речки Унжи, притока Волги.

Обитель стали именовать Макариево-Унженским монастырем, а слобода, заселенная неподалеку, стала городом, названным также в честь преподобного Макарьевым.

После смерти Макарий Желтоводский был канонизирован в лике преподобных.

Житие преподобного Макария Желтоводского

Сохранилось довольно подробное жизнеописание преподобного, составленное, предположительно, в 1552 году монахами Макариево-Унженского монастыря.

Житие повествует, что двенадцатилетним подростком Макарий покинул отчий дом и принял иноческий постриг в Нижегородской Печерской обители от Дионисия, архиепископа Суздальского. Уходя из дома, он не предупредил близких, куда идет и зачем. Лишь через три года отец отыскал его в одном из монастырей.

Но Макарий не решился показаться отцу на глаза, хотя тот слезно умолял выйти и повидаться с ним. Макарий разговаривал с ним через стену и единственное, что пообещал, – встречу в загробной жизни.

Уже на исходе жизни, избегая мирской славы, Макарий скитался по пустынным местам и, наконец, уединился в пещере на берегу озера Желтые Воды. Потихоньку к нему прибились единомышленники, для которых он и устроил обитель во имя Пресвятой Троицы.

Макарий проповедовал христианство местным жителям, которые в большинстве своем являлись тюркоязычными чувашами и исповедовали ислам, крестил их в озере. Возможно, благодаря Макарию сегодня основная часть чувашей исповедует православие.

Некий казанский хан с войском разорил обитель Макария, а преподобного посадил в темницу, но ненадолго. Согласно Житию, из почтения к благочестию подвижника хан очень быстро отпустил его, а с ним и еще несколько сотен плененных христиан. Правда, хан запретил им селиться на берегу озера Желтые Воды.

Однажды во время долгих скитаний, когда Макарий и его спутники совсем обессилили, поскольку не удавалось добыть пищу, одна из молитв преподобного возымела действие – путникам удалось поймать лося.

Но было время Петрова поста, и Макарий запретил убивать животное. Он приказал отпустить зверя, но пообещал, что через три дня, на праздник апостолов Петра и Павла, лось обязательно вернется.

Макарий сказал:

«Не скорбите, но молитесь Господу. Он, питавший манною Израиля 40 лет в пустыни, может и вас пропитать невидимо в настоящие дни. Имейте живую веру на Того, Который пятью хлебами и двумя рыбами пропитал пять тысяч мужей, кроме жен и детей».

Так и вышло. Во время праздника Макарий отошел от спутников и молился Господу. Неожиданно дикий зверь чудесным образом явился, но уже не диким, а кротким.

Чудеса Макария

Житие святого Макария Желтоводского наполнено многочисленными чудесами. В 1619 году специальная комиссия по поручению патриарха Филарета занялась подробным изучением биографии Макария и выяснила, что более 50 человек благодаря его молитвам исцелились от болезней.

Из Жития мы узнаем и о многочисленных чудесах преподобного Макария, большинство из которых произошли после смерти праведника. Среди них имеется рассказ о спасении города Солигалича от татар, об исцелении от болезни царского воеводы Ивана Выродкова, о спасении некой Марии от плена и позора, об избавлении другой женщины – Елены – от греха самоубийства.

По одному из преданий, благодаря покровительству свт. Макария избежал гибели первый из Романовых – Михаил Федорович.

И позже государь совершил паломничество в Макарьевский Унженский монастырь, где по сей день покоятся мощи преподобного Макария Желтоводского.

Здесь же хранится и чудотворная Макарьевская икона Божией Матери, правда, не оригинал, а список, сделанный незадолго до смерти Макария, в 1442 году.

Мощи Макария Желтоводского

В 1444 году Макарий Желтоводский заболел и преставился. Было ему 95 лет. Его похоронили в основанном им Свято-Троицком монастыре. Сегодня мощи преподобного покоятся в этой святой обители, над местом погребения возвели храм – Макариевский. А чтобы почтить память преподобного Макария Желтоводского, была написана икона.

Тропарь Макарию Желтоводскому, Унженскому, глас 5:

Днесь град твой Галич тобою хвалится, в концех бо его пресветло, яко велие солнце, возсиял еси и чудесы твоими, преподобие Макарие, вся озарил еси. И ныне молися Господеви избавитися душам нашим от прелести вражия

и спастися граду твоему от поганскаго наития.

Источник: http://posmotrim.by/article/prepodobnyj-makarij-zheltovodskij.html

Макарий Унженский: устроитель великих обителей

Макарий унженский и желтоводский молитва

06 августа 2014 7044 просмотров

Русская земля всегда была богата великими подвижниками, оставившими след в нашей истории: это и преподобные Макарий Калязинский, Антоний Краснохолмский, Ефрем Новоторжский, Евфимий Суздальский, и многие другие.

7 августа Церковью отмечается Успение преподобного отца нашего Макария, желтоводскаго и уньженскаго, новаго чудотворца, который за свою земную жизнь основал четыре обители и знаменитый Оленевский скит, ставший после раскола XVII века старообрядческим. Также именем Макария была названа знаменитая на всю Россию макариевская ярмарка.
 

Детство Макария

Преподобный Макарий родился в 1349 году в Нижнем Новгороде в семье благочестивых родителей Иоанна и Марьи.

В этот период в Нижнем Новгороде княжил Константин Васильевич, который был славен благочестием и силой.

Согласно преданию, дом родителей Макария находился в 7 саженях от церкви Жен-Мироносиц; а с противоположной стороны в 7 саженях располагался дом, где родился преподобный Евфимий Суздальский.

«Еще в младенчестве Макарий был достоин удивления: когда бывал благовест церковный к утрени — пробуждался и плакал, слезами выражая желание свое быть в церкви; он плакал во время звона к каждой церковной службе, а когда богослужения не было, то спал непробудным сном.

Сначала родители не понимали этого, но однажды в праздник взяли младенца в церковь, и когда вошли с ним в храм Божий, плач сразу прекратился, младенец во время всей церковной службы улыбался и ласкался к матери своей.

И с тех пор стали носить его в приходскую церковь Жен-мироносиц на каждую службу».

Когда Макарию исполнилось семь лет, родители отдали его учиться грамоте, в учении он показывал необычайнее успехи, которым дивились его учителя.

Он превзошел своих сверстников в разумении Священного Писания, в послушании, кротости. Макарий не участвовал в играх с детьми, а стремился проводить свободное время в церкви и за книгами.

Часто бывал он в Печерской обители — особенно сильно тянулось туда его сердце.

Двенадцатилетний инок

В двенадцать лет Макарий тайно от родителей ушёл и принял иноческий постриг в Печерском Вознесенском монастыре от Дионисия, будущего архиепископа Суздальского. Родители искали своего сына всюду, и только спустя три года отец случайно узнал от одного из иноков о том, что Макарий находится в Печерской обители.

«Иоанн пришел к нему и слезно умолял сына лишь о том, чтобы он вышел повидаться с ним. Макарий разговаривал с отцом через стену и сказал, что увидится с ним в будущей жизни. „Протяни мне, по крайней мере, свою руку“, — просил отец. Сын исполнил эту просьбу, а отец, поцеловав протянутую руку сына, и благословив его, возвратился домой».

В монастыре Макарий был строг и аскетичен. Пищу принимал он только для поддержания жизненных сил, но при этом всегда ходил с братией на трапезу, чтобы не показаться строгим постником в глазах других. За свою подвижническую жизнь Макарий приобрёл почёт и уважение среди монастырских насельников.

Тяготясь этим, он решил уйти из монастыря и поселиться в безлюдном месте.
 

Жизнеописание Макария и созидание им монастырей

Странствуя несколько лет, Макарий в начале своего отшельнического подвига подвизался на реке Лух и затем построил малую келью на берегу Волги, близ слободы Решмы Юрьевецкого уезда, где через некоторое время основал обитель во имя Богоявления Господня, которая впоследствии стала Свято-Богоявленским Макариевым Решемским монастырем.

В 1434 году Макарий основал Желтоводский монастырь во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы в устье реки Керженец. За четыре года существования обители к Макарию присоединилось немало монахов, монастырь был весьма известен, на его обустройство делал пожертвования великий князь Василий Тёмный.

Согласно жития, Макарий, «обходясь ласково и беседуя с приходящими иноверцами», обратил в православие немало чувашей, марийцев, мордвы, татар. Расцвет обители длился пять лет.

В 1439 году монастырь был разорен ханом Улу-Махметом. Большинство монахов было убито, а сам Макарий был уведён в плен в Казань.

Спустя некоторое время Улу-Махмет отпустил его, с запрещением восстанавливать монастырь и возобновлять иноческую жизнь на прежнем месте.

По возвращении Макарий предал земле убитых монахов и вскоре отправился с теми, кто остался жив, в Галичскую землю, с намерением основать там новую обитель. Тогда Макарию было уже 90 лет. Путь был тяжелым. Вот как повествует об этом житие: «В дороге не стало у них хлеба, голод начал терзать непривычных к посту. Преподобный Макарий стал молиться, и вот нашли они завязшего в узком месте лося.

Это было во время поста Апостольского, за три дня до праздника. Путники просили у преподобного Макария позволения утолить голод лосем. Он не благословил им нарушить пост и убеждал потерпеть до праздника святых апостолов Петра и Павла. «Поверьте, братия, — прибавил старец, — лось будет в ваших руках, когда придет время разрешить пост. Потерпите еще три дня — Господь сохранит жизнь вашу».

Путники послушались преподобного и, надрезав ухо лосю, отпустили его, а преподобный молил Господа, чтобы Он укрепил слабых его товарищей. По милости Всемогущего даже малые дети остались живы, пробыв без пищи до праздника апостолов.

В праздник преподобный Макарий, отойдя в сторону от прочих, преклонил колена и, воздав благодарение Творцу, молил Его пропитать его голодных спутников. И вот неожиданно явился тот самый лось, которого пустили на свободу за три дня перед тем.

Его поймали, и святой старец с радостью благословил его для трапезы. «Надейтесь же, друзья мои, на Господа, — говорил он, — Он не оставит нас и впредь».

Согласно преданию, на этом месте Макарий и сопровождавшие его иноки основали Оленевский скит, который после церковного раскола XVII века остался верен древнерусским традициям и заветам преподобного, а потому стал считать старообрядческим.

В 15 верстах от Унжи Макарий основал деревянную «Макарьеву новую пустынь» (впоследствии Макарьевский Унженский Монастырь). Известно, что по пути из Казани в Унжу Макарий останавливался в Варнавинской пустыни, где беседовал с Варнавой Ветлужским.
 

Преставление великого подвижника. Спасение Унжы молитвами Макария

Последние дни своей подвижнической жизни Макарий проводил в тех же трудах, к которым привык с малых лет. Он часто посещал город Унжу, чтобы не лишать жителей его спасительного слова.

Как сообщает его житие: «Отходя ко Господу, он приобщился Святых Тайн и заповедал, чтобы его тело было отнесено в устроенную им Унженскую обитель.

В самый час блаженной его кончины внезапно исполнился благоухания весь город Унжа и окрестные селения, так что все уразумели, что чистая душа отходит к Господу. Преставился Макарий в 1444 году в возрасте 95 лет в Унженском монастыре».

Почитание Макария как великого подвижника началось вскоре после его блаженной кончины, сперва в тех местностях, где он бывал, а затем и распространилось на всю землю русскую. «Вскоре после кончины Макария поселились в его пустыни любители пустынной жизни, воздвигли над гробом его храм и завели монашеское общежитие.

В 1522 году громадные толпы татар окружили Унжу и трое суток осаждали слабый город, но не могли взять его, устрашенные видением грозного черноризца. В четвертый день они бросили огонь в город и город загорелся. Народ в ужасе повторял: „Святой Макарий, помоги нам!“ И неожиданно полился дождь, пожар был залит, а татары в ужасе бросились бежать из города.

Достойные видели в это время преподобного в облаках, заливающего пожар. Пленные татары говорили, что им виделся старец на коне, в иноческой одежде, вторгнувшийся в их полки и метавший в них стрелы. В то же время отдельный отряд татар из трехсот человек хозяйничал в Макариевой пустыни: враги хотели обворовать раку, обитую серебром, но внезапно ослепли.

Это навело ужас на всех, все бросились бежать и многие потонули в озере Унже».

В 1532 году молитвами преподобного Макария был спасен от татар город Солигалич, и благодарные жители устроили в соборном храме придел в честь святого.

Более 50 человек по молитвам преподобного Макария получили исцеление от тяжелых недугов.

 190 лет Желтоводский монастырь находился в запустении, а в 1620 году вновь был отстроен благочестивым старцем Авраамием по повелению троекратно явившегося ему преподобного Макария.

Днем памяти преподобного Макария является 7 августа (н. ст.), к этому же дню в 1641 году была приурочена знаменитая Макарьевская ярмарка, которая, кстати, в ХIХ веке стала местом активной деятельности купцов-старообрядцев.

Считалось, что преподобный покровительствовал волжским торговцам. Также на этой ярмарке выступали известные старообрядческие начётчики и проходили религиозные диспуты с миссионерами синодальной церкви.

Обретение мощей преподобного Макария произошло в 1671 году.

Мощи преподобного Макария покоятся в Макарьевском Унженском монастыре. Его честная глава с 2005 года находится в Печерском Свято-Вознесенском монастыре.

Источник: http://ruvera.ru/articles/makariiy_unjenskiiy_ustroitel_velikih_obiteleiy

Макарий желтоводский – древо

Макарий унженский и желтоводский молитва

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Прп. Макарий Унженский. Фреска

Макарий Желтоводский, Унженский (1349 – 1444), чудотворец, преподобный

Память 25 июля и в Соборе Нижегородских святых [1]

Родился в Нижнем Новгороде в 1349 году в семье благочестивых родителей.

В 12 лет тайно ушёл из дому и, назвавшись безродным странником, принял иноческий постриг в Нижегородской Печерской обители от святого Дионисия Суздальского. Со всем пылом юношеской души он отдался делу спасения: строжайший пост и точное исполнение иноческих правил отличали его перед всеми братиями.

Только через три года родители преподобного узнали, куда он скрылся. Отец пришёл к нему и слёзно умолял сына лишь о том, чтобы тот вышел повидаться с ним. Макарий разговаривал с отцом через стену и сказал, что увидится с ним в будущей жизни. “Протяни мне, по крайней мере, свою руку”, – просил отец. Сын исполнил эту просьбу, а отец, поцеловав протянутую руку сына, возвратился домой.

Тяготясь славой, смиренный Макарий удалился на берег реки Волги, где подвизался в пещере близ озера Жёлтые воды, твёрдым воздержанием и терпением преодолевая брань врага спасения.

К преподобному Макарию собрались любители безмолвия, и в 1435 году он устроил обитель во Имя Пресвятой Троицы.

Здесь он начал проповедовать христианство окрестным черемисам и чувашам и крестил магометан и язычников в озере, которое затем стали называть Святым озером.

Когда в 1439 году казанские татары разорили обитель, преподобный Макарий был взят в плен.Из почтения к его благочестию и благотворительной любви хан отпустил святого из плена и вместе с ним освободил до 400 христиан. Но с преподобного Макария взяли слово не селиться при Жёлтом озере.

На обратном пути из Казани они Макарий, по преданию, остановился близ того места, где ныне город Свияжск. Здесь он положил начало ещё одной пустыни, которая также стала носить его имя – Макарьевская Свияжская подгорная.

Преподобный Макарий с честью похоронил избиенных в его обители и отправился за 240 верст в галичские края. Во время этого переселения все путники, по молитвам преподобного, питались чудесным образом.

Дойдя до города Унжа, преподобный Макарий поставил в 15 верстах от него на берегу озера Унжа крест и построил келию. Здесь он основал новую обитель.

Окрестные жители благоговели перед ним за защиту, которую он всегда успешно оказывал бедным против их притеснителей.

17 сентября 1442 года преподобному явилась икона Божией Матери, которая стояла на воздусе. С тех пор этот образ стал называться Макарьевским.

Скончался 25 июля 1444 года в возрасте 95 лет, на пятом году своей жизни в Унженском монастыре. По преставлении угодника Божия, чудное благоухание распространилось повсюду – не только во граде, но и во всех окрестностях. Народ плакал неутешно.

Прп. Макарий Желтоводский. Икона

Ещё при жизни преподобный Макарий был наделён благодатным даром: он исцелил слепую и бесноватую девушку. После кончины святого многие получали исцеление от его мощей. Иноки воздвигли над его гробом храм и установили в обители общежитие.

В 1522 году татары напали на Унжу и хотели ободрать серебряную раку в Макариевой пустыни, но ослепли и, обезумев, бросились бежать. Многие из них утонули в реке Унже.

В 1532 году молитвами преподобного Макария спасся от татар город Солигалич, и благодарные жители устроили в соборном храме придел в честь святого.

В 1610 году патриарх Филарет распорядился исследовать случаи исцелений по молитвам преподобного Макария. Было засвидетельствовано более пятидесяти случаев. Тогда же имя преподобного Макария Желтоводского было занесено в святцы и назначено повсеместное празднование его памяти 25 июля.

Мощи преподобного Макария были обретены нетленными в 1670 году. Поныне часть их находится в Унженской обители, а глава преподобного – в Желтоводском монастыре.

Молитвословия

Тропарь, глас 5

Дне́сь гра́д тво́й Га́лич тобо́ю хва́лится,/ в конце́х бо его́ пресве́тло,/ я́ко ве́лие со́лнце, возсия́л еси́/ и чудесы́ твои́ми, преподо́бне Мака́рие, вся́ озари́л еси́./ И ны́не моли́ся Го́сподеви/ изба́витися душа́м на́шим от пре́лести вра́жия// и спасти́ся гра́ду твоему́ от пога́нскаго наи́тия.

Ин тропарь, глас 4

Богому́дрый Желтово́дския оби́тели первозда́телю,/ Бо́гом поста́вленный мона́шескаго жития́ сто́лпе,/ благопи́санный досточу́днаго по́стничества о́бразе,/ Богозда́нный Ду́ха Свята́го сосу́де,/ златоза́рное Ру́сския земли́ свети́ло всесве́тлое,/ мо́лим тя́, о́тче Мака́рие,/ светоза́рною моли́тв твои́х луче́ю разреша́й мра́чных страсте́й на́ших о́блак.

Кондак, глас 2

Вторы́й Моисе́й яви́лся еси́, преподо́бне:/ о́н бо же́злом мо́ре раздели́,/ ты́ же стра́сти, я́ко Амали́ка, победи́л еси́/ и непрохо́дную пусті'ню немяте́жным умо́м проше́л еси́,/ в не́йже моли́твами твои́ми ве́лие чу́до сотвори́л еси́:/ гла́дныя лю́ди до изоби́лия прекорми́л еси́./ И ны́не моли́ся Го́сподеви/ пода́ти все́м печа́льным уте́шение,/ Мака́рие, о́тче приснопа́мятне,// и́же Га́личестей стране́ и все́й Росси́йстей земли́ похвала́ и утвержде́ние.

Использованные материалы

[1]  Ранее включался в список Собора Ивановских святых, но в 2015 году исключен из списка в числе святых, основное место подвигов и место погребения которых находится вне нынешних пределов Ивановской митрополии – “Утвержден список Собора святых Ивановской Митрополии”, http://comissvyat.blogspot.ru/2015/05/blog-post_21.html

Источник: https://drevo-info.ru/articles/12922.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.