Молитва александру пересвету и андрею ослябе

Содержание

Александр Пересвет, воин

Молитва александру пересвету и андрею ослябе

Александр Радонежский, в миру Пересвет, был брянским боярином, опытным ратником. Он принял монашеский постриг с именем Александр.

18 августа 1380 года благоверный князь Московский Димитрий испросил у преподобного Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление двух воинов – братьев Александра-Пересвета и Андрея-Ослябю. Призвание монахов-бойцов имело в первую очередь духовное значение.

Преподобный Сергий дал им “вместо тленного оружия нетленное – крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых шлемов возложить на себя”.

Передав воинов-схимников в распоряжение князя, преподобный Сергий сказал им: “Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство”.

По дороге на битву Александр-Пересвет остановился в келлии отшельника, жившего на месте будущего Димитриевского монастыря. Облачившись в воинские доспехи, монах-богатырь отдал отшельнику свой дорожный посох, сделанный из цельного яблоневого дерева. С тех пор посох сделался местной реликвией.

В день Рождества Пресвятой Богородицы перед началом Куликовской битвы Александр Пересвет принял вызов богатыря из войска Мамая и вступил с ним в единоборство. Воины ударились копьями, оба упали с коней и скончались. Ничейный исход поединка явил духовную силу благословения преподобного Сергия, воодушевил русские войска и стал залогом их исторической победы.

Тело преподобного Александра-Пересвета было погребено близ церкви в честь Рождества Богородицы “на старом Симонове”. Здесь же положили тело преподобного Андрея-Осляби.

Подвиг святого Александра-Пересвета стали сразу стали прославлять в повествованиях о Куликовской битве – древнейший известный рассказ “О побоище, иже на Дону”, а также летописная “Повесть о Куликовской битве” сообщают о его гибели на Куликовом поле. Также о ней повествует и наиболее полный рассказ о схимниках-воинах Александре и Андрее, изложенный в “Сказании о Мамаевом побоище”. Его имя вошло в летописные списки убиенных на Куликовом поле и в синодики.

Время местной канонизации преподобных Александра и Андрея неизвестно. В XVII веке их имена были внесены в святцы.

В Месяцеслове Симона (Азарьина) середины 1650-х годов сказано: “Преподобнии старцы Александр и Родион, нарицаемии Пересвет и Ослябя, иж на Мамаеве побоищи убиени быша”.

В конце того же века их имена как преподобномучеников Московских были включены в “Описание о российских святых”. В 1896 году их имена были помещены также в “Троицком патерике” (в числе “учеников и сподвижников прп. Сергия, в месяцесловах не означенных”).

Со временем над останками преподобных Александра и Андрея были устроены надгробия, оказавшиеся в “палатке каменной под колокольней”. После разборки колокольни надгробия были уничтожены, в 1794 году вновь сооружены и в XIX веке обустроены приделом.

Хранившийся в алтаре собора Скопинского Димитриевского монастыря посох святого был в XIX веке урезан, а в XX веке изъят и передан исторической экспозиции Рязанского государственного историко-художественного музея-заповедника. Нательный крест Пересвета долгое время находился в собрании князя Олсуфьева.

В 1928 году Богородице-Рождественский храм был закрыт и оказался на территории завода «Динамо». Надгробия были вновь уничтожены и снова восстановлены только после возрождения храма в 1989 году по инициативе известного художника П.Д. Корина.

Сейчас в храме устроена сень над двумя надгробиями, но сами останки во время восстановительных работ не нашли, так как это место было на много метров забетонировано.

В 2006 году храму был передан посох Пересвета из Рязанского историко-архитектурного музея.

В 1981 году имена святых монахов-воинов были включены в состав Собора Радонежских святых. Их память было определено отмечать накануне праздника Рождества Богородицы (дня Куликовской битвы) – 7 сентября. В 2000 году в честь святого был назван город. 

 http://drevo-info.ru

Тропарь. Александру (Пересвету) и Андрею (Ослябе), Радонежским

Воини Христолюбивии, страдальцы послушания прехвальнии, Александре дивный Пересвете и Андрее Ослябей именуемый, Сергия игумена благодатные наследницы, Куликовской брани ратницы духовнии.

Вы бо змия агарянскаго победисте, / но и нас своим заступлением не остависте. / Телами в храме Рождества Богородицы почиваете, / душею в превышнем селении пребываете.

/ Молите за весь род русский православный,

преподобнии сродницы наши.

Кондак Александру (Пересвету) и Андрею (Ослябе), Радонежским

На поле Куликовом агарян победисте и венцами славы увенчастеся преподобномученицы Александре и Андрее, молите Христа Бога и нам врага рода человеческого побеждати, Православие хранити и душам нашим велию милость.

Источник: https://svyatsy.org/imeniny/a/aleksandr/aleksandr_peresvet__voin/

Молитвы Александру (Пересвету) и Андрею (Ослябе)

Молитва александру пересвету и андрею ослябе

глас 1

Воини Христолюбивии, страдальцы послушания прехвальнии,Александре дивный Пересвете и Андрее Ослябей именуемый,Сергия игумена благодатные наследницы,Куликовской брани ратницы духовнии.

Вы бо змия агарянскаго победисте,но и нас своим заступлением не остависте.Телами в храме Рождества Богородицы почиваете,душею в превышнем селении пребываете.

Молите за весь род русский православный,

преподобнии сродницы наши.

Кондак Александру (Пересвету) и Андрею (Ослябе), Радонежским

глас 7

На поле Куликовом агарян победисте и венцами славы увенчастеся преподобномученицы Александре и Андрее, молите Христа Бога и нам врага рода человеческого побеждати, Православие хранити и душам нашим велию милость.

Виктор Васнецов, «Пересвет и Ослябя»

День памяти отмечается 7 сентября, а также на Неделе Всех Святых, в земле Российской просиявших (2-е воскресенье после Святой Троицы), в день Всех Московских святых (воскресенье перед 8 сентября), Всех Тульских святых (22 сентября), Всех Брянских святых (3 октября), Всех Радонежских святых (6 июля) и 24 августа.

Служба прпп. Александру Пересвету и Андрею Ослябе Радонежским >>
Текст службы утвержден решением Священного Синода от 28 декабря 2018 года (журнал № 126).

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Поминовение православных воинов, погибших на поле брани (11 сентября 1969 г.)

Мы привыкли в нашей жизни, что о всякой нужде, по поводу всякого случая мы обращаемся к Богу за Его помощью. И на каждый наш зов, на каждый крик тоски, страдания, страха мы ожидаем, что Господь вступится за нас, защитит, утешит; и мы знаем, что Он делает это постоянно и что предельную Свою заботу о нас Он явил, став Человеком и умерев за нас и ради нас.

Но иногда бывает в жизни нашего мира, что Бог обращается за помощью к человеку; и это бывает постоянно, но часто еле заметно, или вовсе остается нами незамеченным.

Постоянно Бог обращается к каждому из нас, прося, моля, уговаривая быть в этом мире, который Он так возлюбил, что жизнь за него положил, быть Его живым присутствием, быть Его живой заботой, зрячей, добродействующей, внимательной.

Он нам говорит: что бы мы ни сделали доброго для какого бы то ни было человека — мы для Него сделали, призывая этим нас быть как бы на Его месте.

А порой Он некоторых людей зовет к более личному служению Ему. В Ветхом Завете мы читаем о пророках: пророк Амос говорит, что пророк — это человек, с которым Бог делится мыслями Своими; но и не только мыслями, но и Своим делом. Помните пророка Исаию, который в видении созерцал Господа озирающегося и говорящего: Кого послать Мне? — и пророк встал и сказал: Меня, Господи!.

Но вот, среди пророков, среди людей, которые Богу послужили сердцем неразделенным, всей большой силой души, есть один, память которого мы совершаем сегодня и которого Христос назвал величайшим среди рожденных на земле.

И действительно, когда вдумаешься в его судьбу, кажется, нет судьбы более величественной и более трагичной. Вся судьба его была в том как бы, чтобы не быть, для того, чтобы в сознании и в видении людей возрос Единственный, Который есть: Господь.

Вспомните первое, что говорится о нем в Евангелии от Марка: Он глас, вопиющий в пустыне… Он только голос, он настолько уже неотличим от своего служения, что он стал только Божиим голосом, только благовестником; словно его, как человека плоти и крови, человека, который может тосковать, и страдать, и молиться, и искать, и стоять, в конечном итоге, перед грядущей смертью, — словно этого человека нет. Он и его призвание — одно и то же; он — голос Господень, звучащий, гремящий среди пустыни людской; той пустыни, где души пусты — потому что вокруг Иоанна были люди, а пустыня от этого оставалась неизменной.

И дальше. Сам Господь говорит о нем в Евангелии, что он — Друг Жениха.

Друг, который так сильно, так крепко любит жениха и невесту, что он способен, забыв себя, служить их любви, и служить тем, чтобы никогда не оказаться лишним, никогда не быть там и тогда, когда он не нужен.

Он — друг, который способен защитить любовь жениха и невесты и остаться вне, хранителем тайны этой любви. Тут тоже великая тайна человека, который способен как бы не стать для того, чтобы что-то большее, нежели он, было.

И дальше говорит он о себе по отношению к Господу: Мне надо умаляться, сходить на нет, для того чтобы Он возрос… Надо, чтобы обо мне забыли, а помнили только о Нем, чтобы мои ученики от меня отвернулись и ушли, как Андрей и Иоанн на берегу Иордана, и последовали неразделенным сердцем за Ним только: я живу лишь для того, чтобы меня не стало!.

И последнее — страшный образ Иоанна, когда он уже был в темнице, когда вокруг него суживалось кольцо смерти, когда у него уже не было выхода, когда эта колоссально великая душа заколебалась… Шла на него смерть, кончалась жизнь, в которой у него не было ничего своего: в прошлом был только подвиг отречения от себя, а впереди — мрак.

И в тот момент, когда заколебался в нем дух, послал он учеников спросить у Христа: Ты ли Тот, Которого мы ожидали?.

Если Тот — то стоило в юных летах заживо умереть; если Тот — то стоило умаляться из года в год, чтобы его забыли и только образ Грядущего возрастал в глазах людей; если Тот — тогда стоило и теперь умирать уже последним умиранием, потому что все, для чего он жил, исполнено и совершено.

Но вдруг Он не Тот?. Тогда потеряно все, погублена юность, погублена зрелых лет величайшая сила, все погублено, все бессмысленно. И еще страшнее, что случилось это, поскольку Бог будто обманул: Бог, призвавший его в пустыню; Бог, отведший его от людей; Бог, вдохновивший его к подвигу самоумирания. Неужели Бог обманул, и жизнь прошла, и возврата нет?.

И вот, послав учеников ко Христу с вопросом: Ты ли Тот? — он не получает ответа прямого, утешающего; Христос не отвечает ему: Да, Я Тот, иди с миром!.

Он только дает пророку ответ другого пророка о том, что слепые прозревают, что хромые ходят, что мертвые воскресают, что нищие благовествуют.

Он дает ответ из Исаии, но Своих слов не прибавляет — ничего, кроме одного грозного предупреждения: Блажен тот, кто не соблазнится о Мне; пойдите, скажите Иоанну…

И этот ответ достиг Иоанна в предсмертном его ожидании: верь до конца; верь, не требуя ни знамений, ни свидетельств, ни доказательств; верь, потому что слышал ты внутри, в глубинах души твоей глас Господень, повелевающий творить дело пророка… Другие каким-то образом могут опереться на Господа в их порой величайшем подвиге; Иоанна же Бог поддерживает только тем, что повелел ему быть Предтечей и для того явить предельную веру, уверенность в вещах невидимых.

И вот почему дух захватывает, когда мы думаем о нем, и вот почему, когда мы думаем о подвиге, которому предела нет, мы вспоминаем Иоанна. Вот почему из тех, которые родились среди людей рождением естественным и возносились чудесно благодатью, он из всех самый великий.

Сегодня мы празднуем день усекновения его главы. Празднуем… Слово «праздновать» мы привыкли понимать как «радость», но оно значит «оставаться без дела».

И без дела можно остаться потому, что захлестнет душу радость и уже не до обычных дел, а может случиться, что руки опустились от горя и ужаса.

И вот таков сегодняшний праздник: за что возьмешься перед лицом того, о чем мы слышали сегодня в Евангелии?

И в этот день, когда перед ужасом и величием этой судьбы опускаются руки, Церковь призывает нас молиться, о тех, которые тоже в ужасе, и трепете, и недоумении, а иногда в отчаянии умирали: умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью человека.

После того как вы приложитесь ко кресту, мы помолимся о всех тех, кто на поле брани жизнь положил, чтобы другие жили; склонились к земле, чтобы воспрянул другой.

Вспомним тех, кто не только в наше время, а из тысячелетия в тысячелетие погибали страшной смертью, потому что они умели любить, или потому, что другие любить не умели, — вспомним всех, потому что всех объемлет Господня любовь, и за всех предстоит, молясь, великий Иоанн, который прошел до конца через всю трагедию жертвы умирания и смерти без единого слова утешения, а только по властному повелению Божию: «Верь до конца, и будь верен до конца!» Аминь.

РЫЖЕНКО Павел Викторович (1970-2014) «Победа Пересвета». 2005 г.

Источник: http://aleksiy.butovo-msk.ru/?page_id=1116

Духовные витязи брянской земли: Александр Пересвет и Андрей Ослябя (Юрий Соловьёв)

Молитва александру пересвету и андрею ослябе

В 1380 году глава расположенной в степях Северного Причерноморья Западной татарской орды (которую уже отличали от орды Золотой или Заволжской) эмир, или темник, Мамай собирался в поход на Московскую Русь.

Мамая ожесточило многолетнее нежелание московского князя платить ордынскую дань и поражение, нанесённое в 1378 г. на реке Воже войском великого князя московского Дмитрия Ивановича татарской карательной экспедиции.

Преподобный Сергий Радонежский благословляет на брань великого московского князя
Дмитрия Донского и даёт ему Пересвета и Ослябю

Мамай и подчинённые ему мурзы хорошо понимали опасность, которую представляло для них возвышение Московского княжества. Татары грозили истребить и князей, и веру православную, заменив её исламом.

Вскоре в Москву прибыли мамаевы послы с требованием выразить покорность и выплатить разорительную для русских дань. Дмитрий Иванович, по-христиански не желая кровопролития, предложил заплатить дань посильную для его подданных, о размере которой прежде договаривался с Мамаем при личной встрече.

Татарин, настроившись на войну, отказал московскому князю.

«Я не хочу так поступить, как Батый, — передаёт слова захватчика древнерусское «Сказание о Мамаевом побоище», — но когда приду на Русь и убью князя их, то какие города наилучшие достаточны будут для нас — тут и осядем, и Русью завладеем, тихо и беззаботно заживём». И приказал своим подданным: «Пусть не пашет ни один из вас хлеба, будьте готовы на русские хлеба!»

Словом, речь шла о том, будут ли на белом свете жить русские люди или послужат рабами и сырьём для новых, более сильных и удачливых, народов. И московский князь Дмитрий Иванович принял вызов завоевателя.

А вместе с ним те, кто понимал, что судьба родины и христианской веры важнее, чем клочок земли или очередной город под твоей властью.

Так в числе союзников Дмитрия Донского оказались брянские князья из родов Рюрика и Гедимина: Дмитрий Ольгердович, командовавший на Куликовом поле частным резервом русских; Глеб Иванович, воевода Большого или Великокняжеского полка и Роман II Михайлович, один из воевод Запасного полка.

Брянцы на Куликовом поле

Перед походом Дмитрий Донской отправился в Троице-Сергиев монастырь. Для великого князя и прибывших с ним настоятель, преподобный Сергий Радонежский, устроил трапезу, во время которой спросил Дмитрия Ивановича, все ли меры исчерпал князь для предотвращения кровопролития.

И только после утвердительного ответа святой благословил великого князя. Вместе с тем прп. Сергий дал Дмитрию двух монахов: братьев Александра Пересвета и Андрея-Родиона Ослябю.

В прошлом Пересвет был брянским боярином, а Ослябя — любуцким (Любуцк — город на территории современной Калужской области, главная пограничная крепость Литовской Руси против Москвы). Бояре — значит воины старшей дружины.

В самом деле Пересвет и Ослябя, по словам Никоновской летописи, были известные всем ратники великие и богатыри крепкие и очень способные «к воиньственному делу и наряду»; «они известны были как великие наездники в ратные времена: Андрей сотню гнал, а Александр двести гнал, когда сражались» — говорит одна из редакций «Сказания о Мамаевом побоище». Видимо, Александр Пересвет был действительно человеком невероятной величины и силы, поскольку Никоновская летопись повторно воспевает воинские качества этого брянского боярина в таких выражениях: «Сей же Пересвет, когда был мирянином, славный богатырь был, великую силу и крепость имея, величеством же и широтою всех превосходил». Пересвета и Ослябю некоторые источники называют даже полководцами: «полки умеюща рядити». Но в войско их отправили не за тем.

Перед походом святой Сергий Радонежский возложил на братьев схиму, то есть посвятил их в высшую степень монашеского отречения от мира: «И дал он им вместо оружия тленного нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золочёных возлагать его на себя». На миниатюрах Лицевого летописного свода середины XVI века Пересвет изображён как раз в схимническом облачении. Схимниками они с Ослябей изображаются и на иконе «Преподобный Сергий Радонежский в житии» ярославского мастера XVII в. Семёна Спиридонова.

Особенная одежда схимника является символическим духовным доспехом, хотя сшита из обычной ткани, а не выкована из железа. На железные доспехи и не могли поменять это облачение Пересвет с Ослябей — так приказал им духовный отец.

Преподобный Сергий Радонежский призвал братьев-монахов доказать, что сила Божия одолеет человеческую.

И схимонах Александр Пересвет доказал это в поединке с татарином, которого древнерусские книжники называли по-разному: и Челубей, и Темир-Мурза, и Таврул, и Печенег…

Именно этим поединком и началась у слияния рек Непрядвы и Дона 8 (21) сентября 1380 г., в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, Куликовская битва. Монах-воин находился в рядах передового полка, который должен был первым встретить врага.

«Уже близко друг к другу подходят сильные полки, и тогда выехал злой печенег из большого войска татарского, перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трёх сажен ширина его. И увидел его Александр Пересвет, монах…

и, выступив из рядов, сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» И был на голове его шлем, как у архангела, вооружён же он схимою по велению игумена Сергия.

И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня! Чаду моему Якову (в русском войске, в передовой сторожевой заставе сражался и погиб сын Андрея Осляби, Яков Ослябятев.- Прим.

автора) — мир и благословение!» — бросился на печенега и добавил: «Игумен Сергий, помоги мне молитвою!» Печенег же устремился навстречу ему, и христиане все воскликнули: «Боже, помоги рабу своему!» И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались».

Позже, когда после боя великий князь Дмитрий Иванович объезжал Куликово поле, увидел он тело «Пересвета-монаха, а перед ним лежит поганый печенег, злой татарин, будто гора…

Повернулся князь великий к своим и сказал: «Видите, братья, зачинателя своего, ибо этот Александр Пересвет, пособник наш, благословенный игуменом Сергием, и победил великого, сильного, злого татарина, от которого испили бы многие люди смертную чашу»».

Интересно в народном предании изображена посмертная победа Пересвета: в одном случае мёртвый воин «правую руку на тулово… татарина накинул», в другом — часть одежды русского богатыря, «права пола на поганого татарина накинулась».

Брат Александра Пересвета, Андрей-Родион Ослябя, ещё долгое время после Куликовской битвы служил преподобному Сергию Радонежскому, митрополиту всея Руси святителю Киприану, великим князьям московским Дмитрию Донскому и его сыну Василию Дмитриевичу.

Скажем, в духовной грамоте Дмитрия Донского, составленной весной 1389 г., упоминается приобретённое супругой великого князя московского благоверной княгиней Евдокией Дмитриевной (в монашестве Евфросинией) село Ослебятевское под Коломной, которое позже превратилось в вотчину московских великих княгинь.

Вполне возможно, что куплено было село у Осляби или его детей.

В 1390-х годах чернеца Родиона Ослябю, «еже был боярин любутьскый», с великим почётом принимали в Константинополе-Царьграде византийский император и вселенский православный патриарх. Вместе с Ослябей правители Византии прислали к великому князю московскому Василию Дмитриевичу «икону чудну, на ней же есть написан Спас в ризнице белой».

Икону великий князь утвердил в Благовещенском соборе Московского Кремля. В 1398 году Царьграде, перенёсшем осаду и опустошение от турецкого султана Баязета, начался голод.

И вот на помощь православным братьям великий князь московский и его духовный отец митрополит Киприан послали со спешно собранной по Руси богатой милостыней опять-таки чернеца Родиона Ослябю.

Пересвет в народных и церковных преданиях

Преподобномученик Александр Пересвет входит в число святых покровителей Брянска, и уже поэтому важно представлять как можно отчётливее историю почитания монаха-воина и брата его, ведь Андрей-Родион Ослябя по праву должен быть отнесён к той же священной брянской дружине. Во всяком случае такой крупный знаток древнерусских архивов, как С. Б. Веселовский, на основе записей о местнических спорах предположил, что «Пересвет и Ослябя были выходцами из Брянска».

Общеизвестно, что никаких письменных упоминаний об Александре Пересвете, помимо летописных и поэтических рассказов о Куликовской битве, современники не оставили. Кроме того, в Брянском крае не сохранилось устных преданий о монахеоине, исторических местных названий, связанных с Пересветом.

Ближайшая к нам местность такого рода — упомянутая впервые по 1401—1402 гг. «купля Пересветова» — находилась неподалёку от Козельска. Правда, Козельск в год Куликовской битвы составлял одно княжество с Карачевом, ныне райцентром Брянской области.

И потому можно предположить, что Пересвет приобрёл эти свои «купли» в бытность брянским боярином.

Между тем предания о Пересвете существуют на севере и северо-востоке Руси, на Беломорье, а также в Ростовских и Рязанских землях. Существуют там и реликвии, связанные с именем этого брянского боярина.

На так называемом Зимнем берегу Белого моря русский этнограф А. Марков записал в конце XIX века былину-старину с очень редким сюжетом — «Камское побоище». В былине речь шла о последней битве русских богатырей.

В перечислении же участников этого сражения встречаем имя, вполне созвучное Пересвету, — богатырь Пересмёта Степанович, или в другом варианте Перемётушка Васильев «да со племянником». Напомним, что в Куликовский битве участвовал и племянник Пересвета, Яков, сын Осляби.

Преподобномученик Александр Пересвет и его племянник находились в передовом полку, воины которого выезжали на разведку в дикую степь. В одной из редакций «Сказания о Мамаевом побоище» описано, как племянник Пересвета Яков Ослебятев захватил татарского «языка» накануне Куликовской битвы.

Такими же разведчиками предстают в былине и Пересмёта Степанович со племянником. Им отдаёт приказание командир богатырского войска, Илья Муромец:

Уж ты гой еси, Пересмёта сын Стёпанович!Уж ты съезди-ко со своим да со племянником,Уж ты съезди-ко в чисто поле,на шоломя (холм) окатисто,А возьми-тко-се трубочку подзорную,А как пересчитай-пересмечи эту силу великую,

Великую силу неверную…

В 1885 г. ростовский краевед А. А. Титов, работавший с вкладными и кормовыми книгами Борисоглебского на Устье монастыря (в 18 верстах к северо-западу от Ростова Великого), опубликовал предание о том, что Александр Пересвет принял монашеский постриг в этом монастыре, основанном в 1363 г. учениками прп.

Сергия Радонежского старцами Феодором и Павлом. Если предание верно, то делается понятным, почему Пересвет вышел на поле боя не с брянской дружиной, а в передовом полку. Вероятно, боярин не служил последнему поколению брянских князей и ушёл из родного города не с Дмитрием Ольгердовичем, а гораздо раньше.

В наши дни у стен Борисоглебского монастыря установлен замечательный памятник преподобномученику Александру Пересвету, изваянный скульптором Церетели, изображающий монаха-воина согласно канонам православной иконописи — в схимническом облачении и с копьём, от которого принял смерть герой. Этот памятник выгодно отличается от конной статуи, поставленной в 1980-х в Брянске, которую местные молодожёны по какому-то неведомому обряду теперь усердно украшают цветными лоскутками…

Но вот, к счастью, в декабре 2011 г. вблизи вновь построенного брянского Свято-Троицкого кафедрального собора появилась скульптура работы А. А. Смирнова, также изображающая преподобномученика Александра Пересвета в соответствии с исторической правдой и церковными канонами…

Источник: https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/3981

Андрей ослябя – древо

Молитва александру пересвету и андрею ослябе

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Прпп. Александр-Пересвет и Андрей-Ослябя

Андрей Радонежский [1], в миру Ослябя (+ не ранее 1380), схимонах, преподобный

Память вместе с прп. Александром Пересветом 7 сентября, в Соборах Брянских, Московских, Радонежских и Тульских святых

Ослябя был любутским боярином, опытным ратником. Он принял монашеский постриг с именем Андрей [2].

18 августа 1380 года благоверный князь Московский Димитрий испросил у преподобного Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление 2 воинов – братьев [3] Александра-Пересвета и Андрея-Ослябю. Призвание монахов-бойцов имело в первую очередь духовное значение.

Преподобный Сергий дал им “вместо тленного оружия нетленное – крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых шлемов возложить на себя“.

Передав воинов-схимников в распоряжение князя, преподобный Сергий сказал им: “Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство“.

Воин-схимник Андрей принял участие исторической битве в день Рождества Пресвятой Богородицы. Возможно, что он пал в бою.

Однако, по другой версии, он остался в живых и служил Всероссийским митрополитам.

В документах 1390-1393 годов встречаются упоминания “чернеца Андрея Ослябя” в числе бояр митрополита всея Руси святителя Киприана, “чернец Родион Ослябя” назван в числе послов от великого князя в Царьград в 1398 году, а его сын Акинф – в числе бояр у святителя Киевского Фотия в 1425 году [4]. Эти упоминания могут относиться к нему, а могут указывать на его родственников, традиционно нёсших службу у митрополитов.

Почитание

Тело преподобного Андрея Осляби было погребено близ церкви в честь Рождества Богородицы “на старом Симонове”, рядом с телом преподобного Александра Пересвета.

Если подвиг Пересвета стали сразу стали прославлять в повествованиях о Куликовской битве, древнейшие известные рассказы о ней умалчивают об Ослябе.

Его имя не вошло и в большинство летописных списков убиенных на Куликовом поле, не находится оно и в синодиках павших.

Лишь “Задонщина”, изображающая иноков-воинов как былинных богатырей, говорит о смерти в битве не только Александра Пересвета, но и Андрея Осляби, а также его сына Иакова. О смерти в битве Пересвета и Осляби также говорит “Повесть о Мамаевом побоище”.

Время местной канонизации преподобных Александра и Андрея неизвестно. В XVII веке их имена были внесены в святцы.

В Месяцеслове Симона (Азарьина) середины 1650-х годов сказано: “Преподобнии старцы Александр и Родион, нарицаемии Пересвет и Ослябя, иж на Мамаеве побоищи убиени быша” [5].

В конце того же века их имена как преподобномучеников Московских были включены в “Описание о российских святых” [6]. В 1896 году их имена были помещены также в “Троицком патерике” (в числе “учеников и сподвижников прп. Сергия, в месяцесловах не означенных”).

Со временем над останками преподобных Александра и Андрея были устроены надгробия, оказавшиеся в “палатке каменной под колокольней”. После разборки колокольни надгробия были уничтожены, в 1794 году вновь сооружены и в XIX веке обустроены приделом.

В 1928 году Богородице-Рождественский храм был закрыт и оказался на территории завода «Динамо».

Надгробия были вновь уничтожены и снова восстановлены только после возрождения храма в 1989 году, по инициативе известного художника П. Д. Корина.

Сейчас в храме устроена сень над двумя надгробиями, но сами останки во время восстановительных работ не нашли, так как это место было на много метров забетонировано.

В 1981 году имена святых монахов-воинов были включены в состав Собора Радонежских святых. Их память было определено отмечать накануне праздника Рождества Богородицы (дня Куликовской битвы) – 7 сентября.

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года имена преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби были включены в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания [7].

Иконопись

Изображения преподобных Александра и Андрея сохранились в Лицевом житии преподобного Сергия XVI века [8], в Лицевом летописном своде 2-й половины XVI века [8], на житийной иконе преподобного Сергия 1680 года [9], а также в ряде памятников искусства светского характера. Собственно икона святых Александра и Андрея (совместно с преподобным Сергием и благоверным князем Димитрием) была написана в 1980 году.

Молитвословия прпп. Александру и Андрею

Тропарь, глас 1

Во́ини Христолюби́вии, страда́льцы послуша́ния прехва́льнии,/ Алекса́ндре ди́вный Пересве́те и Андре́е Осля́бей имену́емый,/ Се́ргия игу́мена благода́тные насле́дницы,/ Кулико́вския бра́ни ра́тницы духо́внии,/ вы́ бо зми́я ага́рянскаго победи́сте./ Но и на́с свои́м заступле́нием не оста́висте,/ тела́ми в хра́ме Рождества́ Богоро́дицы почива́ете,/ душе́ю в превы́шнем селе́нии пребыва́ете./ Моли́те за ве́сь ро́д ру́сский правосла́вный,// преподо́бнии сро́дницы на́ши.

Кондак, глас 7

На по́ле Кулико́вом ага́рян победи́сте/ и венца́ми сла́вы увенча́стеся,/ преподобному́ченицы Алекса́ндре и Андре́е,/ моли́те Христа́ Бо́га и на́м врага́ ро́да челове́ческаго побежда́ти,/ Правосла́вие храни́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Величание

Ублажа́ем ва́с,/ святи́и преподобному́ченицы Алекса́ндре и Андре́е,/ и чти́м святу́ю па́мять ва́шу,/ во́инов Христолюби́вых наста́вницы// и а́нгелов собесе́дницы.

Источники, литература

  • ПСРЛ, т. 4, ч. 1, вып. 1-2; 6; 15; 18.
  • Повести о Куликовской битве, М., 1959.
  • Повесть о Куликовской битве: Текст и миниатюры Лицевого свода XVI в., Л., 1984
  • Памятники Куликовского цикла, М., 1998.
  • Добролюбов, И., свящ., Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, Рязань, 1885, т. 2, 242.
  • Иероним (Алякринский), архим., Рязанские достопамятности, Рязань, 1889, 27, прим. 246.
  • Токмаков, И. Ф., Историческое и археологическое описание московского ставропигиального первоклассного Симонова монастыря, М., 1892, вып. 1, 48.
  • Димитрий (Самбикин), Месяцеслов, вып. 1: сент., 64-65.
  • Барсуков, Источники агиографии, стб. 430-431.
  • Троицкий патерик, Серг. П., 1896 (репринт 1992), 11-12.
  • Куликовская битва и подъем национального самосознания, Л., 1979 (ТОДРЛ, т. 34).
  • Куликовская битва в литературе и искусстве, М., 1980.
  • Моисеев, Н. [Феофилакт (Моисеев), архим.], “600 лет победы на Куликовом поле: Библиогр.,” БТ, 1981, сб. 22, 178-237.
  • Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины, М., 1983.
  • Минея (МП), июль, ч. 1, 339-360.
  • Дмитриев, Л. А., “Сказание о Мамаевом побоище,” СККДР, вып. 2, ч. 2, 371-374.
  • Салмина, М. А., “Повесть о Куликовской битве летописная,” СККДР, вып. 2, ч. 2, 244-246.
  • Шахматов, А. А., [Рец.], СбОРЯС, СПб., 1910, т. 81, № 7, “Отчет о 12-м присуждении Академией наук премий митрополита Макария в 1907 г.,” 79-204.

Использованные материалы

[1]  Версия имени – Родион

[2]  По иной версии – Родион

[3]  Неизвестно, в каком смысле использовано слово “братья” – родные по плоти, побратимы, братья во Христе.

[4]  Арсений, иером., Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, М., 1878, ч. 2, 30.

[5]  РГБ, МДА, № 201, 333, день памяти не указан.

[6]  Барсуков, Источники агиографии, IV.

[7]  Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых, 3 февраля 2016, официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/4367765.html

[8]  РГБ.

[9]  ЯХМ, № И-394.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/16986.html

Святой Александр Пересвет

Молитва александру пересвету и андрею ослябе

Святой преподобный Александр Радонежский – легендарный воин-монах, русский богатырь, который первым вступил в Великое Куликовское побоище и заколол копьем татарского богатыря Челубея, при этом погибнув сам.

Такое начало воодушевило русское войско и напугало татар, что во многом и определило ее исход.

Победа русских в Куликовской битве оказала сильное влияние на ход всей последующей истории и стала началом возрождения Руси.

Имя святого Пересвета неразрывно связано с именем Андрея Осляби – его родным братом. Вместе они были иноками Троице-Сергиевого монастыря и учениками Сергия Радонежского . По просьбе Дмитрия Донского оба воина-монаха были призваны на битву по благословению самого Сергия Радонежского.

Празднование в честь святого преподобного Александра Пересвета совершается четыре раза в год:

  • 19 июля (6 июля по старому стилю) – день памяти Всех Радонежских святых;
  • первое воскресенье перед 7 сентября (24 августа по старому стилю)– день памяти Всех Московских святых (обычно совпадает с днем города);
  • 20 сентября (3 октября по старому стилю) – день памяти Всех Брянских святых;
  • 5 октября (22 сентября)- день памяти Всех Тульских святых.

Иконы, скульптуры и места поклонения святому

В Москве икона с изображением святых воинов-монахов Александра и Андрея есть в Церкви Рождества Богородицы, что в старом Симонове.С 2006 года здесь же находится и посох святого Александра Пересвета, привезённый из Рязанского государственного историко-художественного музея-заповедника, где он хранился несколько десятилетий.

В свою очередь в музей этот посох попал из собора Димитриевского Ряжского монастыря, что в Скопино. Этот собор также является особым местом, связанным с именем Пересвета. Именно здесь, на месте этого собора, когда-то стояла часовня святого воина великомученика Димитрия Солунского, а при нем небольшая келья отшельника, в которой Александр Пересвет молился Богу перед Куликовской битвой.

В Сергиевом Посаде на берегу Белого пруда воинам-монахам Пересвету и Ослябе и их учителю Сергию Радонежскому установлен памятник.

Известно также, что нательный крест святого Пересвета долгое время находился в собрании князя Олсуфьева, но в настоящее время о его местонахождении ничего не известно.

По мотивам исторических событий, связанных с Великой Куликовской битвой, было написано множество картин. Самые известные из них «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле», написанная в 1943 году художником Михаилом Авиловым и «Молитва Пересвета перед боем», написанная в 2005 году художником Павла Рыженко.

В честь святых воинов-монахов на российском флоте были названы броненосцы «Пересвет» и «Ослябя», которые участвовали в Русско-Японской войне. Имя «Пересвет» также носит теплоход Волжской речной флотилии.

Мощи святого преподобного Александра Пересвета

Святые мощи Александра Пересвета и его брата Осляби погребены и покоятся под спудом в Москве в трапезной при храме Рождества Пресвятой Богородицы в Симоновом Успенском монастыре, что неподалеку от метро Автозаводская. Сюда они были привезены для погребения сразу после Куликовской битвы. Могила святых воинов доступна для посещения.

Святой Александр Пересвет считается небесным покровителем Российской армии. По молитвам к нему воины получают ходатайством пред Богом об укреплении боевого духа, даровании храбрости, веры в победу, а также о защите отчизны от врагов.

Также он является небесным заступником мужчин с именем Александр.

Воини Христолюбивии, страдальцы послушания прехвальнии, Александре дивный Пересвете и Андрее Ослябей именуемый, Сергия игумена благодатные наследницы, Куликовской брани ратницы духовнии.

Вы бо змия агарянскаго победисте, но и нас своим заступлением не остависте. Телами в храме Рождества Богородицы почиваете, душею в превышнем селении пребываете.

Молите за весь род русский православный, преподобнии сродницы наши.

Глас 7

На поле Куликовом агарян победисте и венцами славы увенчастеся преподобномученицы Александре и Андрее, молите Христа Бога и нам врага рода человеческого побеждати, Православие хранити и душам нашим велию милость.

Молитва о даровании победы над врагом и укреплении у воинов православной веры

Воини небеснии, ангели досточтимии, сокрушенно к вам припадаем и с плачем умиленным просим: Не оставите землю русскую, напасти от врагов терпящу, изменами исполненну, лицемерством диавольским задавленну.

Умолите Бога Вседержителя о спасении народа нашего, в подвизех монахов укрепите, Церковь русскую от расколов, ересей, лжеучений уберегите, народу русскому православное единство, праведное, о Бозе, умолите, войско русское в Православии утвердите, победы оному на полях сражения даруйте.

Святии преподобнии воини Александре Пересвете и Андрее Ослябя, молите Бога о нас, грешных. Аминь.

Преподобный Александр (в миру Пересвет) и брат его Андрей (Ослябя) жили в 14-ом веке и были родом из Бреста из знатной боярской семьи. Точная дата рождения Александра, к сожаленью, неизвестна.

Это было очень тяжелое для России время – вокруг царило разорение, междоусобные войны и страх перед татаро-монголами, поработившими к тому время почти всю Азию и заметную часть Европы. Оба брата воспитывались в духе христианских заповедей, готовясь стать воинами и защитниками земли русской.

 А повзрослев, они решили уйти от мирской жизни и стать монахами. Так они переехали жить в Троице-Сергиев монастырь, под начало Сергия Радонежского.

В 1380 году Мамай пошел на Русские Земли, собрав с собой огромное войско. Но князь Дмитрий Донской решил дать ему отпор и пойти с ним на Великую битву. Накануне, 18 августа (в день праздника Рождества Богородицы) он встретился с Сергием Радонежским и испросил у него благословения на великое Куликовское сражение.

Кроме того князь Дмитрий попросил дать ему в помощь двух воинов-монахов Пересвета и Ослябю, которые стали бы примером для остальных ратников. Сергий благословил русских воинов на ратный подвиг, и даже предсказал в ней победу Дмитрия Донского ценой больших потерь.

Перед битвой он постриг братьев воинов в схиму и наказал им биться без кольчуг, а только лишь в одной Великой схиме с изображением креста.

По дороге на Куликово поле Пересвет останавливался для молитвы в городе Скопье в келье отшельника неподалеку от часовни святого воина великомученика Димитрия Солунского. Пересвет долго молился Богу, прося его укрепить его дух и помочь русичам выиграть сражение. Уходя, он оставил отшельнику свой яблоневый посох, который впоследствии стал реликвией этих мест.

Величайшая в истории России битва началась с того, что Пересвет принял вызов Челубея, и оба воина, поскакали навстречу друг другу, чтобы сразиться.

Мощный богатырь Челубей использовал в боях одну хитрость – его копье было существенно длиннее, чем копья противников, это позволяло Челубею вонзать его раньше и всегда оставаться в живых.

Пересвет же, зная об этом, добровольно пошел на свою смерть, и вступил в бой с Челубеем без кольчуги в монашей схиме, чтобы копье татарского воина могло беспрепятственно войти в его тело, и не выбить его из седла раньше, чем он проткнет тело самого Челубея. 

После того как оба богатыря смертельно пронзили друг друга копьями, Челубей сразу упал с коня и испустил дух. Пересвет же удержался в седле, развернулся и умер, только доскакав до позиций русского войска.  Такое начало необычайно воодушевило русское войско и напугало татар, что в конечном итоге сильно способствовало победе.

Подвиг Пересвета сразу же после битвы стал прославляться в народных рассказах. Самые известные из них«О побоище, иже на Дону», «Повесть о Куликовской битве» и «Сказание о Мамаевом побоище».

Источник: https://www.ikonu.ru/catalog/ikony_na_zakaz/ikony_svyatykh_imennye/svyatoy_aleksandr_peresvet/

Пересвет и Ослябя: тайна героев Куликовской битвы

Молитва александру пересвету и андрею ослябе

О поединке Пересвета и Челубея знают все, кто не пропустил школьные уроки о Куликовской битве. Найдутся и такие, кто вспомнит картинку, на которой в лихой схватке сошлись русский богатырь в шлеме и кольчуге и татарский воин в богатом шелковом одеянии.

Однако далеко не все знают, что на самом деле воина Пересвета звали Александром и у него был брат Андрей Ослябя, а легендарный поединок с Челубеем выглядел сильно иначе. Что нам известно о Пересвете и Ослябе?

Источники

Александр Пересвет и Андрей Ослябя были монахами Троице-Сергиевского монастыря. Именно этим и объясняются, по всей видимости, их двойные имена. Пересветом и Ослябей их звали до монашества, а при постриге им дали христианские имена.

Поскольку оба они были прославлены в лике святых, одним из важнейших источников для нас являются церковные жития.

Кроме того, о Пересвете и Ослябе упоминают «Краткая летописная повесть» и «Пространная летописная повесть» – главные источники о Куликовской битве – а так же такие произведения древнерусской литературы, как «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина».

В монастыре

Пересвет и Ослябя были братьями, происходили из старинного боярского рода на Брянщине и славились своим воинским мастерством. Впрочем, возможно, родными братьями они и не были, а зафиксированное в тексте «Сказания о Мамаевом побоище» обращение их друг к другу «брате!» объясняется тем, что они оба были монахами.

Все источники повествуют о том, что, незадолго до того как выступить в сторону Дона на битву с Мамаем, князь Дмитрий Иванович посетил известно подвижника преподобного Сергия Радонежского в Троицком монастыре. Игумен Сергий благословил князя на сражение и предрек ему победу.

Прощаясь, Дмитрий Иванович попросил, чтобы преподобный Сергий отпустил с ним двух монахов – Пересвета и Ослябю. Тот немедленно позвал обоих и велел им ехать с князем Дмитрием.

Далее в «Сказании о Мамаевом побоище» говорится, что «И дал он им вместо оружия тленного нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых возлагать его на себя».

Одни истолковывают это место так, что преподобный Сергий тут же и совершил над Переветом и Ослябей постриг в великую схиму, а другие говорят о том, что оба они уже были к тому моменту схимниками, а игумен лишь указал им на необходимость полагаться более на крест, чем на доспехи.

На поле Куликовом

Зачастую перед сражением по старинному обычаю из рядов противников выходили воины, которые должны были скрестить оружие первыми. Это был ритуальный поединок, победа в котором одного и поражение другого истолковывалась обеими сторонами как знамение.

Перед началом битвы на поле Куликовом из рядов татарского войска выехал богатырь Челубей, печенег по происхождению, как пишет «Сказание…» «перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его».

Вызов Челубея принял Пересвет, выступив из рядов, он сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня!».

«Сказание…» повествует о том, что поединщики съехались посреди поля, вышибли друг друга копьями из седел и тут же на месте оба и скончались.

Однако церковное предание повествует об этом поединке совсем иначе. Пересвет увидел, что у Челубея копье очень тяжелое и длинное, длиннее обычного.

Сходясь с ним, воины вылетали из седла, даже не сумев нанести Челубею ни одного удара.

И тогда Пересвет отказался от воинского доспеха в расчете на то, что копье печенега пробьет его и тогда он окажется от Челубея на таком расстоянии, что сумеет нанести удар.

Так и случилось. Налетев на острие копья Челубея, Пересвет сумел ударить так, что его противник замертво рухнул на землю. А сам Пересвет, хоть и смертельно раненый, сумел вернуться к своему войску и там испустить дух на руках у товарищей. Погибли оба, но со стороны выглядело так, что Челубей был выбит из седла, а Пересвет победителем вернулся к своим.

Ослябя по одному из преданий тоже погиб в сражении. Однако есть и другая версия. Инок Андрей Ослябя первым ринулся в бой, увидев, что погиб брат его Пересвет.

Это именно он отнес раненого в сражении Дмитрия Донского в сторону под березу, где и нашли князя после сражения.

Наконец, ряд источников сообщает, что после сражения на Куликовом поле Андрей Ослябя какое-то время служил при митрополите Киприане и даже был в составе посольства в Константинополь в 1398 году.

После битвы

Александр Пересвет был погребен в Москве, рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (Симонова слобода). Там же был погребен и Андрей Ослябя. Оба воина-монаха были причислены Русской Православной Церковью к лику святых. День их памяти отмечается 7 (20) сентября.

Источник: https://cyrillitsa.ru/past/28874-peresvet-i-oslyabya-tayna-voinov-skhimni.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.