Молитва иконе божьей матери елецкая

Содержание

Икона Божией Матери Елецкая

Молитва иконе божьей матери елецкая

Избранней от всего рода человеческаго быти вместилищем воплотившагося Сына Божия, Божией Матери же и Деве, миру дольнему небесней заступнице, дерзаем мы, недостойнии и грешнии, воспети акафистное похваление в честь явления Ея во граде Ельце, зовуще: Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Икос 1

Ангелов превысшая, от Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святаго славою неизглаголанною на небеси увенчанная, в дар Владыце всяческих от всех родов земных принесенная, весь род человечь Себе усыновившая чрез Сына Своего Христа Бога нашего, тако и отечеству нашему благоволила еси явити милости Своя, землю Руси Киевския некогда уделом Своим избравши, да вси живущии в ней воспевают Тя: Радуйся, Тобою болезни наша врачуются; Радуйся, Твоими молитвами вся прошения наша исполняются. Радуйся, Пресвятая Мати Господня; Радуйся, славнейшая Дщи рода человеческаго. Радуйся, дивная исполнительнице воли Создателя; Радуйся, от всея твари славимая и воспеваемая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 2

Видящи, Мати Господня, благочестие народа русскаго, яко той, отринув некогда нечестие языческое, ко Христу Богу, Сыну Твоему, всем сердцем прилепился есть, возлюбила еси вельми людей рода сего, приносящих на всяк день Богу пение: Аллилуиа.

Икос 2

Разумеша праотцы наша славу и честь Бога христианскаго, прославляху Его со Пречистою Богородицею, храмы и обители бесчисленны воздвизая повсюду и украшая их благолепием, идеже и величаху Триединаго Бога и Тебе возсылаху похвалы сия: Радуйся, молитвеннице о нас к Богу, Богом нам дарованная; Радуйся, Дщи от земли происшедшая, Материю нам Небесною явльшаяся. Радуйся, Господем паче иных возлюбленная и возвеличенная; Радуйся, Матернею любовию нас падших и недостойных возлюбившая. Радуйся, Бога и ближних любити нас научающая; Радуйся, за грехи наша Господа Умилостивляющая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 3

Сила благодати Христовой храняше Русь Святую и преумножаше ей Господь милости богатыя молитвами Пречистыя Матере Своея по реченному: достоин делатель мзды своея, ибо дело великое вверено бысть народу русскому – хранителем истиннаго Богопочитания быти и веру Православную содержати, тако творяше сие, поем: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще помощь Всевышняго, осеняемое Твоим Богомати покровом, крепляшеся отечество наше и в нем растяше вера Православная – семя Христово, на добрую почву русскую всеянное, иже стократный плод Сеятелю принесло есть в сердцах рабов Христовых, благодарящих Пречистую Матерь Господню тако: Радуйся, Мати наша, многообразне милосердие нам являющая; Радуйся, воспетая богодухновенными устами пророков. Радуйся, кивоте святыни Духа Святаго; Радуйся, Дщи Царева, Еяже слава внутрь Ея. Радуйся, Владычице, рясны златыми добродетелей одеяна и преиспещрена; Радуйся, горо тучная, горо усыренная, юже благоволи Бог жити в ней. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 4

Буря гнева Божия излияся на страну нашу во дни оны, егда тяжко согрешиша отцы наши, во бранех междоусобных истребляя брат брата своего, и сего ради попусти Господь нашествие агарянское во вразумление заблуждшим, да покаявшеся воззовут Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаша, яко рече Писание: егоже любит Господь, наказует, людие русстии, разумеша силу Духа Святаго, пременящаго устроение мыслей и сердец человеческих и злое во благое претворяющаго, смиришася до зла и Тебе яко Божией Матери глаголаше: Радуйся, злочестивое иго монгольское сокрушившая; Радуйся, Русь Святую паче прежняго славою Своею осенившая. Радуйся, яко молитвы избранника Твоего преподобного Сергия услышавшая; Радуйся, его молитвами гнев на милость пременити Сына Своего умолившая. Радуйся, воином русским на поли Куликовом победу даровавшая; Радуйся, скоро в бедах и напастех нас утешающая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 5

Боготечную звезду, честное Твое явление, нам показала еси, Владычице Всепетая, во дни новаго нашествия грознаго хана татарскаго Тамерлана со ратию неисчислимою, егоже клевреты сатанинския на Русь посылаху, дабы Православие и род православный истребити, обаче укрепляеми надеждою на Тя, Пресвятая, не преставаху вернии звати Ти: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще новое испытание тяжкое, яко тьмочисленное войско агарянское на Москву идуще, град Елец разориша до основания и вся живущия в нем умертвиша, князя же елецкаго Феодора плениша, народ русский укрепися духом, и Матерь Бога Своего призывая, взывал сице: Радуйся, дух истины Христовой в сердцах обновляющая; Радуйся, ревность о славе Божией в души наша вселяющая. Радуйся, право стояти за веру правую нас подвизающая; Радуйся, во бранех за отечество православное нас укрепляющая. Радуйся, венцы мученическия убиенным православным воином уготовляющая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 6

Проповедник воли Господни бысть святитель Киприан, егда, видя бедствие народа своего, повеле из града Владимира святыню велию, икону Богоматери, во град Москву изнести, да щит и ограждение граду стольному и всем живущим в нем пребудет, вопиющим в скорби Господу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия яко луча солнечная весть прерадостная, яко Сама Пречистая во образе святем Своем во град Москву на спасение верным изыде.

Сего ради людие исходяще в сретение святыни, моляху Тя, взывая: «О Владычице, спаси землю Русскую», и зваху Тебе тако: Радуйся, помощнице наша, испрашивающая у Господа нам грехов отпущение; Радуйся, умоляющая Его подати беззаконием нашим прощение.

Радуйся, покаяния падших приемлющая и к престолу Божию возносящая; Радуйся, из глубины греховныя к высоте духовней нас возводящая. Радуйся, гнев Господень, праведно движимый на нас, Твоим молением умягчающая; Радуйся, учением благодати и доныне нас питаюшая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 7

Хотяше злочестивый Тамерлан землю русскую огнем и мечем пленити и уже стояше со многою ратию на реке Сосне в пределех московских, яко граду Ельцу и всей стране той уже разоренным быти. Внезапу же устрашися видением Богородицы в той час, егда людие московстии сретаху икону Владимирскую и моляшеся пред нею, поя: Аллилуиа.

Икос 7

Новое знамение свершися благоволения Божия: дремлющу Тамерлану в шатре своем, виде внезапу святителей многих со жезлами златыми, над ними же Жену, благолепия и величия неописанного исполненную, окруженную молниями и воинством, устремившимся на него.

Тамерлан же устрашися и очнуся, недоумевая, что есть видение сие. Мы же разумеюще прославляем Богородицу звании сими: Радуйся, достохвальная Дево Мати Господня; Радуйся, предвестнице пришедшаго в мир Спасителя.

Радуйся, златозарное знамение победы Его над тьмою смерти; Радуйся, в сониих и видениих многим показующая яко славен рожденный Тобою Христос Бог наш.

Радуйся, и неверных подвизающая прославляти всехвальное имя Его; Радуйся, тем явлением Твоим новое знамение благодати в Церкви показующая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 8

Странное соние сие узревше хан татарский, вопроси вельмож сановитых своих, хотя уразумети бывшее. Тии же рекоша ему, яко Жена Велелепная – Матерь Божия есть, христианом заступница и защитница. Нечестивый же сей в страсе возопи: «О, тако мы не одолеем их», и в бегство обратися. Вернии же прославиша Бога дивнаго во святых Своих, вопиюще: Аллилуиа.

Икос 8

Вся дружина княжеская дивляхуся, зряще Тамерлана зверонравнаго внезапу вспять от Ельца в степи бежащаго со всею ратию своею, посрамленнаго явлением Богоматери.

Войско же русское и весь народ воспеша Ей похвалы сия: Радуйся, гордыню нечестивых посрамляющая; Радуйся, крепосте наша, от лица вражия нас сохраняющая. Радуйся, многоязычное войско иноплеменников поразившая; Радуйся, многохитрость лукаваго посрамившая.

Радуйся, граде ограждения и надеждо нашего спасения; Радуйся, на клевреты сатанинския наше оружие и одоление. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 9

Всякия похвалы достойна еси, Пресвятая Богородице, некогда греком противу нашествия славян ратоборствовавшая, и корабли их потопившая и вихрем морским развеявшая. Тако, Дево Владычице, и сим славяном, токмо уже право стоящим в вере православной, в грозный час беды великия на враги противостала еси, егда Тя призываху, поя: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия многовещанныя яко рабы безгласныя умолкают, мы же прославим Матерь Господню, ибо в день той возсияла слава Божия на брегах Дона реки, яко Господь чрез Пречистую Богородицу побораше нечестивых и в бегство полки их обративше, войску русскому яко новому Израилю соратуя, сего ради Возбранную Воеводу, восхвалим звании сими: Радуйся, яко луча солнца Божественнаго тьму вражию попаляющая; Радуйся, мглу бесовскую посещением Своим разгоняющая. Радуйся, в явлениих Своих в правой вере людей утверждающая; Радуйся, дубраво, осеняющая нас от зноя страстей и прохладою благости покрывающая. Радуйся, от смертоносныя раны рабов Божиих, прибегающих к Тебе, целительнице; Радуйся, воинств христианских ратнице непреоборимая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 10

Спасти хотя страну нашу и в ней Церковь Свою святую, Господь многажды чрез Матерь Свою от враг и напастей, от бед и козней защищаше отечество наше, храняще е за веру Православную, заповеда бо некогда: врата адова не одолеют ея. Посему людие российстии николиже преставаху Богу пети: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси державе Российстей и преграда неодолимая, и щит крепок, и Воевода всехвальная, Мати Господня, в иконах своих дважды явленных во граде Ельце благословение Свое посылающая и по земли Руси Святой незримо шествующая.

Спаси и помилуй нас, Дево Богородице, к тебе бо зовем: Радуйся, земли русския Царице Небесная; Радуйся, страны нашея державная покровительнице. Радуйся, простирающая над нами омофор Свой честный; Радуйся, Русь Святую покровом Своим покрывающая.

Радуйся, тайны промышления Божия о народе Своем людем открывающая; Радуйся, дарованием икон чудотворных благодать неоскудную грешным дарующая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 11

Пение сие от уст наших недостойных приими, Всепетая, пред иконою Твоею Елецкой приносимое, в память чудеснаго явления Твоего написанною, имже Присноблагословенная, спасла еси Русь Святую – удел Свой. Защити и помилуй и ныне нас убогих, якоже и прежде помиловала еси отцев наших, да во веки поем Тебе хвалу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоприемныя свещи, иконы Матери Господни по всей земли страны Российския сияют яко знамения попечения велия Владычицы о нас, промышляющей о прославляющих Ю, сего ради и отцы наши нарекоша Русь Святую домом Пресвятыя Богородицы, да и мы, недостойныя чада, воспоем Ей: Радуйся, избравшая некогда землю русскую преемницею благодати страны Византийския; Радуйся, о новом народе Богоизбраннем в земле нашей промысляющая. Радуйся, яко людие российстии, на Тя уповавшия, не посрамившая; Радуйся, не оставившая нас и егда согрешиша тяжко. Радуйся, яко по преумножению беззаконий преумножается благодать Твоя, да не погибнем люте; Радуйся, в скорбех и печалех нас утешающая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 12

Благодать Христова сохранит Русь христианскую и мир весь, аще покается народ русский православный, – рекла еси Пречистая некогда в видении избранным Своим. Да восплачемся о гресех своих, и продлит Господь долготерпение Свое роду человечу, мы же возопим Всемогущему Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поем Тя, прославляем Тя, отверзаем уста наша к пению Твоему, Всепетая, обаче изнемогая от немощи, дерзаем приносити похвалы Ти.

Да не отвержиши нас за грехи наша, но призри на словеса сии: Радуйся, златая кадильнице – сокровище велие нам Богом данное; Радуйся, род человечь доныне млеком милости Своея питающая. Радуйся, таиннице промышлений Господних о Святой Руси; Радуйся, народа русскаго православнаго славо и похвало.

Радуйся, царей Боговенчанных небесная державо; Радуйся, народы и племена во истине Православия наставляющая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 13

О Мати Всепетая, Владычице Преблагословенная, пение наше приими и к престолу Сына твоего вознеси, спаси и помилуй люди Твоя и землю Руси Святой паки защити и возроди ю яко царство Твое, да удобее возмощи нам и Царствия Небеснаго достигнути, потомком же нашим веру Православную помоги в непорочности соблюсти, да нескончаемо поют людие Богу хвалу: Аллилуиа. Аллилуиа. Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва пред иконой Божией Матери Елецкой

О Дево Пресвятая Богородице, земли Русския и мира всего хранительнице и заступнице, просим Тя, чадолюбивая Мати, даруй нам покаяние во гресех и настави разум наш к познанию истины во спасение, град наш и вся грады и веси христианския защити и сохрани, спаси всех имиже веси судьбами и тамо умоли, державная Царице, землю Русскую покаянием возродити и к Царству Небесному путеводствуй нас, грешных и убогих, да тамо воспоем Богу в Троице Святей славимому, Отцу и Сыну и Святому Духу песнь хваления, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник: https://azbyka.ru/days/ikona-eleckaja

Акафист Божией Матери в честь иконы Ея «Елецкая» | Успенский храм с. Нижний Воргол

Молитва иконе божьей матери елецкая

Днесь светло красуется древний град Елец, поминающе славное чудо Пресвятыя Богородицы, егда бо на стогнах Первопрестольныя Москвы икону Ея чудную людие московстии сретаху, тогда Сама Владычица, на горе Аргомаческой во граде Ельце, на сретение нечестивому Тамерлану изшедше, грозное его нашествие вспять обрати. Сего дивнаго явления изображение на новописанной иконе зряще и Заступницу нашу за вся благодеяния Ея благодаряще, умильно Ей взываем: и в предняя не остави нас, о Мати милосердия.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице и чтим образ Твой святый, имже дивную победу на сопротивныя, граду Твоему даровала еси.

Источник: http://www.uspensk.ru/akafist-bozhiej-materi-v-chest-ikony-eya-eleckaya/

Елецкая (Черниговская) икона Божией Матери

Молитва иконе божьей матери елецкая

На мастер классе мы сделали очень классную штуку — Медитацию на Любовь к Деньгам. Ведь деньги идут только к тем, кто их любит))) И действительно — в начале медитации вид купюры вызывал весьма неоднозначные реакции.

А в конце все с восторгом летали в вихре танца с любимыми купюрами)))

А еще мы добавили «Симорон на Валентинках» —  14 февраля мы «метим» денежные и «любовные» места, убираем завалы и плотины и выстраиваем «дорожки» для любви и благосостояния в семью)))

ПОДАРОК первым 20 оплатившим — запись тренинга «привлекаем Любовь» — удивительный по силе и красоте ритуал на две свечи (красные для страстной любви, розовые для нежной любви и белые — для похода в ЗАГС). Записи среды, Мастер Класса и подарок можете приобрести по ссылке:

Ссылка на Мастер Класс!

 http://dream-garden.org/?page_selling=2014-2015-g

День празднования: 18 февраля (5 февраля по старому стилю).

Предание свидетельствует, что Елецкая–Черниговская икона была обретена святым преподобным Антонием Печерским в 1060 году в лесу близ Чернигова. Преподобный увидел её в сиянии светлых лучей на ели, отсюда и название иконы.

Благодаря содействию черниговского князя Святослава, преподобный Антоний основал на месте обретения иконы монастырь и построил каменную церковь в честь Успения Божией Матери.

Сама же обитель стала называться Елецкой. Через несколько столетий чудотворный образ из монастыря исчез. По одной версии, икона пропала во время разорения обители польским полководцем Горностаем.

По другой – её во время военных действий увёз в Москву князь Барятинский, потомки которого впоследствии передали чудотворный образ в Харьковский Успенский собор. Так или иначе, но в конце XVII столетия в обители вместо оригинала появился список (копия) с чудотворной иконы.

В 1930 году, после разорения обители, этот древний список был изъят и передан в Черниговский исторический музей.

Во время Великой Отечественной войны музей сгорел, но одна женщина нашла на пепелище Елецкую икону Пресвятой Богородицы и передала её монахам Троице-Ильинского монастыря. Однако вскоре икону вновь забрали в музей.

Черниговская Елецкая обитель была возрождена в 1992 году, а через семь лет из музея была возвращена древняя святыня.

Не стоит путать Елецкую-Черниговскую икону с Елецкой иконой. Известна и еще одна Елецкая икона Божией Матери, также явившаяся в 1060 году. Свое название она получила оттого, что находилась в городе Ельце, в соборной церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери. Празднество этой иконе положено 11 января.

Для записи чудес по молитвам к Богоматери Елецкой в монастырской ризнице до революции хранилась беловая книга под названием «Слава Пресвятыя Богородицы Елецкия», выданная из Черниговской духовной консистории 6 февраля 1895 года за № 2443. Вот некоторые чудеса, описанные в этой книге:

Жена титулярного советника, Лидия Михайловна Богданова, 4 февраля 1896 года исцелилась от затверделой опухоли на изгибе правой руки. Накануне празднования дня явления Елецкой иконы Богоматери больная пошла ко всенощной в Елецкий монастырь. По дороге она нечаянно поскользнулась, упала на лед и ушибла больную руку.

С большим трудом поднявшись, женщина уже не могла даже перекреститься и с рыданиями вошла в церковь. Став перед образом Богоматери, она со слезами молилась. После прочтения акафиста Божией Матери Богданова почувствовала облегчение боли. Взглянув затем на правую руку, она не обнаружила от опухоли даже и следа.

Заливаясь слезами радости и благодарения, исцеленная показывала всем свою руку и рассказывала о случившемся чуде.

В 1880 году по молитвам к Божией Матери Елецкой исцелился от гангрены правой ноги надворный советник Герасим Иванович Галузевский. В благодарность за свое исцеление он соорудил для иконы Елецкой Богоматери ценный киот, который был помещен в Петро-Павловской церкви.

23 апреля 1895 года от сильного 8-летнего кровотечения исцелилась уроженка Киевской губернии, Таращанского уезда, м. Ставища, жена каменотеса Марья Макеевна Шарамкова.

После безрезультатного лечения у врачей и использования всевозможных народных средств больная возложила свое упование на Царицу Небесную. Помолившись на одре болезни Пресвятой Богородице, женщина собрала остаток своих сил и пошла в Елецкий монастырь.

Войдя в храм, она у порога пала на колени и до изнеможения со слезами долго и горячо молилась Божией Матери. Предстательством Царицы Небесной Господь Бог даровал женщине здравие.

По молитве к Елецкой иконе Божией Матери жена отставного майора Марья Григорьевна Иващенко исцелилась дважды: в 1885 году — от дифтерии, а в 1891 году — от болезни века правого глаза. Ее сын Константин после молебна перед Елецкой иконой излечился от болезни легких. Крестьянин с.

Козла Черниговского уезда Павел Иванович Пекур, страдавший около 20-ти лет от катара желудка, 14 августа 1892 года исцелился от этой тяжелой болезни. Священник с. Поречья Петр Виноградов в 1869 году был исцелен от воспаления правого легкого.

Таким образом, все, кто с верой и пламенной молитвой обращался к Царице Небесной перед Ее чудотворным образом, получали помощь и утешение.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Елецкая» (Черниговская)

Тропарь, глас 6
Твоего милосердия дарования воспоминающе, Владычице, и Твой чудотворный образ благоговейно лобызающе, упованием же Твоея помощи сердца наша веселяще, аки среди нас пребывающую Тя помышляем и верою Тебе вопием: Твоего моли Сына и Господа, да научит нас заповеди Его всегда творити и злыя искушения побеждати, и Тебе Предстательницу нашу, достойно пети и славити во веки.

И, как всегда — к Дню ВЛюбленных:

… На ВСЕ тренинги о ЛЮБВИ)))

Вебинар программы «Мастер Игры» — как привлечь Любовь»

http://shop.ineproblema.ru/order/0006mg/podarok/

5-ти дневный тренинг «Королева Красоты»

http://shop.ineproblema.ru/order/000777345465/podarok/

Практический курс «Секреты молодости, богатства, долголетия и красоты — в вашей спальне!»

http://shop.ineproblema.ru/order/s1/podarok/

http://shop.ineproblema.ru/order/z00027/podarok/

Вебинар Школы Волшебства «Магия в Любви»

http://shop.ineproblema.ru/order/z00005/podarok/

Тренинг «Женская Магия» (сборник)

http://shop.ineproblema.ru/order/t00023/podarok/

http://shop.ineproblema.ru/order/t0002222/podarok/

Тренинг «Талисман любви»

http://shop.ineproblema.ru/order/t00011/podarok/

Тренинг «Магическое Зеркало Красоты. Волшебные эликсиры Афродиты»

http://shop.ineproblema.ru/order/t00010/podarok/

Тренинг для женщин «Я-Богиня!»

http://shop.ineproblema.ru/order/t00003/podarok/

Источник: http://dream-garden.org/?p=4888

Елецкая икона божией матери – древо

Молитва иконе божьей матери елецкая

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Елецкая икона Божией Матери. Фрагмент иконы «Распятие и Страсти Господни, с изображением 142 образов Богородицы». Кон. XVIII – нач. XIX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва)

Елецкая икона Божией Матери

Празднование 11 января

Сведения об этом чудотворном образе запутанны и противоречивы. Нет достоверных сведений и об её иконографии.

Согласно преданию, икона явилась в 1060 г. и была обретена преподобным Антонием Печерским стоящею на ели, почему чудотворная икона и обитель, в которой она поставлена, названы Елецкими.

Перед нашествием в 1395 году Тамерлана Елецкая икона была перенесена в Елец со сторожевого пограничного поста, впоследствии известного как Талицкий острог [1].

«Икона эта весьма древняя, к сожалению, нет никаких источников для указания, откуда и задолго ли до 1395 года доставлен был этот образ в село Талец» [2].

По перенесении из Талицы Елецкая икона находилась в Елецком Троицком монастыре до пожара 1768 г. После перевода обители в Тамбовскую губ., в г. Лебедянь, образ, спасенный от пожара, был поставлен в соборной церкви Ельца. Иером. Геронтий, ссылаясь на указ Воронежской духовной консистории от 24 сент. 1775 г.

№ 3015 об упразднении Елецкого Троицкого монастыря, сообщает, что «иконостас из ветхой Троицкой монастырской церкви велено было взять: часть в градскую соборную Вознесенскую, а другую – в Христорождественскую Елецкую церковь» [3]. А. К. Воскресенский дополняет, что «главная святыня монастыря с того времени и поныне украшает собой соборную церковь» [4].

Сообщение Воскресенского не вполне корректно, т. к. при передаче «части иконостаса» речь шла не о совр. автору Вознесенском соборе, построенном в 1845-1889 гг., а о старой Вознесенской ц., возведенной в камне в 1746 г. и получившей статус соборной в 1772 г. Передача иконы в соборную на то время церковь Ельца представляется логичной. Однако уже в кон. 1840-х – нач.

1850-х годов в связи со строительством нового Вознесенского собора храм XVIII в. разобрали, т. е. местонахождение иконы в период до окончания строительства нового собора (ок. 40 лет) неясно. Поскольку старый собор показан на плане Ельца 1849 г. без колокольни и трапезной, возможно, его храмовую часть окончательно разобрали после 1855 г.

, когда освятили престолы в трапезной нового собора, занявшего место колокольни и трапезной старой Вознесенской церкви. Очевидно, тогда же в новый собор перенесли всю утварь и иконы из старой церкви.

Ежегодно 8 июля в память чудесного избавления от войск Тамерлана совершался крестный ход из Вознесенского собора в Казанский храм с. Талица, но незадолго до 1899 г.

он был отменен (по некоторым сведениям, в связи с тем, что жители Талицы намеревались оставить икону у себя) «и вместо онаго установлен ход в Елецкую кладбищенскую Казанскую церковь» [5]. На 8 июля приходится также празднование Казанской иконе Божией Матери.

Возможно, совпадение дат привело к подмене Елецкой иконы Казанской, которая в XIX в. находилась «в соборном же Вознесенском храме… в особом киоте за правым клиросом; перед нею теплятся лампады» [6]. Однако в XIX в.

именно эту икону связывали с образом из Талицы, перенесенным в Елец в 1395 г., что невозможно, поскольку явление Казанской иконы произошло спустя почти 2 столетия, в 1579 г.

Елецкую икону, спасенную от нашествия Тамерлана, связывают с чудом от Владимирской иконы Божией Матери, принесенной 26 августа 1395 г. по просьбе вел. кн. Василия Димитриевича (1371-1425) для всенародного моления из Владимира в Москву. Согласно преданию, во сне Тамерлану явилась Пресв. Богородица и он повернул войска вспять.

О связи Елецкого и Елецко-Черниговского образов

Елецкая икона Божией Матери. 2-я пол. XVIII в. (ц. прор. Илии во 2-м Обыденском пер., Москва)

На период составления основных сборников, содержащих информацию о богородичных иконах [7], сведения о Елецкой иконе, очевидно, отсутствовали.

О соименной Елецкой Черниговской иконе Божией Матери известно из книги архим. Иоанникия (Галятовского) «Скарбница потребная и пожиточная всему свету» [8], впоследствии рассказ о ней вошел в «Солнце Пресветлое». Архиеп.

Сергий (Спасский) в списке икон «святых славянских, грузинских, и праздников Божией Матери, не находящихся в месяцесловах и Богослужебных книгах Греческой и Русской Церквей» приводит память «Елецкия иконы Божией Матери» с 2 датами празднования: 5 февраля и 11 января [9]. В начале XIX в.

на листовой гравюре «Двенадцать икон Богородицы, с перечислением прочих явлений ей по месяцам и числам» под 11 января указано празднование Елецкой иконе с надписью: «Явление иконы пртыя Бцы Елецкои», а явление Елецкой Черниговской – под 6 февраля [10]. В конце XIX в.

появились раздельные публикации о Елецкой и Елецко-Черниговской иконе с разными датами празднования, принятыми в современном церковном календаре: день празднования Елецкой иконе зафиксирован под 11 января, Елецкой Черниговской – под 5 февраля.

Поскольку древняя история Елецкой иконе неизвестна, были попытки связать ее с соименным черниговским образом. Наличие двух икон одного названия и с одной датой явления (1060) объяснялось, в частности, Е.

Поселянином тем, что «одна из этих двух икон, именно, Черниговская Елецкая икона… признается подлинником, а другая – Елецкая, находящаяся в городе Ельце…- списком» [11].

Однако здесь же в противоречие сказанному приведены разной иконографии литографические изображения обеих икон [12], входившие в гравированные своды чудотворных икон Богородицы, которые создавались со второй половины XVIII в.

В этом же сборнике даны неверные сведения, повторявшиеся в изданиях с кон. XIX в., о местонахождении иконы в Ельце в соборной церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери – храма с таким освящением в городе не существовало.

Мнение о связи двух икон может рассматриваться, поскольку разделение образов по иконографии и датам празднования зафиксировано позднее в сравнении с легендарной датой их явления. Известно, что в 1146 г., когда Елец впервые упоминается в Никоновской летописи, он являлся центром удела Черниговского княжества и входил в состав Черниговской епархии.

Дата празднования Елецкой иконы – 11 января – соотносится с датой появления в XVII в. Елецкой Черниговской иконы в черниговском Успенском монастыре. «Скарбница…» сообщает: «Пресвятой Богородицы власный образ на дереве еловом близко Чернигова найденный; с Чернигова в Москву под час войны есть перенесенный, поскольку теперь в Чернигове той образ не находится».

В период сбора сведений о черниговской иконе архим. Иоанникию докладывали о том, что «в Москве… в России Великой образы такие продают». В 1676 г.

братья Никита и Матфей Козелы привезли из Владимира-на-Клязьме в Чернигов на ярмарку перед Богоявлением образ, известный как Елецкий, житель Чернигова Константин Мезопета купил эту икону и 11 января того же года подарил ее монастырю.

Иконография

Елецкая икона Божией Матери. Кон. 90-х гг. XX в. (Вознесенский собор, Елец)

Иконография Елецкой иконы близка к Владимирской иконе Божией Матери, ставшей прототипом многих русских изводов типа «Умиление». В гравированных и иконописных сводах икон Божией Матери Пресв.

Богородица представлена с Младенцем Христом на правой руке, левая – в молитвенном жесте. Христос, приникнув к щеке Богоматери, обнимает Ее левой ручкой (скрыта). Он облачен в хитон, обе ножки обнажены от колен.

В отличие от литографического изображения ножки Богомладенца не перекрещиваются (левая за правой), правая рука расположена на уровне груди, а не выше.

Елецкая икона изображена:

  • в ряду произвольно расположенных 130 явленных икон Божией Матери на гравюре 2-й пол. XVIII в. (РНБ ОЭ. Собр. А. В. Олсуфьева. РНК. T. 3. 479. № 1216; Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С.

    477-479);

  • в минейном порядке на иконе «Распятие и Страсти Господни» со 142 чудотворными образами Божией Матери (кон. XVIII – нач. XIX в.

    ) из Богоявленского придела Богоявленского собора в Москве;

  • на 4-листовой гравюре «Изображение 160 икон Богородицы» с иконой «Неопалимая Купина» в центре (до 1847, предположительно гравера Е. Н. Долгова; под 11 янв. изображена Елецкая икона, под 5 февр.

    – Елецкая Черниговская; Там же. С. 483)

  • на иконе «Неопалимая Купина» со 156 образами Богородицы (кон. XVIII – нач. XIX в. (?), частное собрание).

В церкви прор. Илии во 2-м Обыденском переулке в Москве находится больших размеров икона второй половины XVIII века в бисерном окладе, изготовленном, очевидно, елецкими мастерицами (мастерская елецкого монастыря в честь иконы Божией Матери «Знамение»?). К особеностям извода относится изображение ангелов, венчающих Богородицу короной.

В Елецком соборе Вознесения Господня в киот у правого клироса помещена икона, написанная по литографии кон. XIX в. [13], ее иконография имеет отличия по сравнению с более ранней иконографией, представленной на гравюрах и иконах свода чудотворных икон Божией Матери.

Появление в Ельце начиная со второй половины XIX в. посвященных Елецкой иконе храмов и престолов связано, очевидно, с прославлением Елецкой Аргамаченской иконы Божией Матери, написанной в 1735 г.

Тропарь, глас 4

Днесь светло красуется древний град Елец,/ поминающе славное чудо Пресвятыя Богородицы:/ егда бо на стогнах Первопрестольныя Москвы/ икону Ея чудную людие московстии сретаху,/ тогда Сама, Владычице, на горе Аргамачстей во граде Ельце,/ на сретение нечестивому Тамерлану изшедше,/ грозное его нашествие вспять обрати./ Сего дивнаго явления изображение на новописанней иконе зряще/ и Заступницу нашу за вся благодеяния Ея благодаряще,/ умильно Ей взываем:/ и в предняя не остави нас, о Мати Милосердая.

Литература

  • Шубин Н., прот. Ист. описание нового соборного храма во имя Вознесения Господня в г. Ельце, Орловской губ. Орел, 1889. С. 69-79;
  • Геронтий (Кургановский), иером. Ист.-стат. описание Елецкого Св.-Троицкого муж. 3-кл. мон-ря. Спб., 1894;
  • он же. Ист.-стат.

    описание Елецкого Знаменского девичьего мон-ря, что на Каменной горе. Елец, 1895. С. 46;

  • Назаров Е. И. История ц. во имя Елецкой иконы Божией Матери в г. Ельце Орловской губ., сооружаемой в память чудесного избавления России от нашествия Тамерлана. СПб., 1896;
  • Снессорева С. И.

    Земная жизнь Пресв. Богородицы. Спб., 18982;

  • Назаров Е. И. Ист.-стат. очерк бывшего Талецкого Острожка // Тр. Орловской УАК. Орел, 1899. Вып. 1. С. 67-80;
  • Поселянин Е. Богоматерь. СПб., 1909;
  • Воскресенский А. К. Город Елец в его настоящем и прошлом: Опыт ист. очерка.

    Елец, 1911;

  • То же // Елецкая быль. Елец, 1999. Вып. 8. С. 94, 151-152;
  • Ридингер Н. А. Мат-лы для истории и статистики г. Ельца. Елец, 1993. С. 105-106;
  • Клоков А. Ю., Найдёнов А. А., Новосельцев А. В. Храмы и мон-ри Липецкой и Елецкой епархии: Елец. Липецк, 2006. С.

    79, 94, 211-213, 299-307. Ил. на с. 80, 93.

Использованные материалы

[1]  построен в 1636; ныне с. Талица Елецкого района Липецкой обл.

[2]  Стахович М. А. Елецкий уезд в ист., этногр. и стат. отношениях // Вестн. РГО. 1859. Ч. 25. Кн. 1. Отд. 2. С. 27-58

[3]  Геронтий (Кургановский). 1894. С. 17

[4]  Воскресенский. 1911. С. 96

[5]  Назаров. 1899. С. 71

[6]  Назаров. С. 71; фотография кон. 80-х или 90-х гг. XIX в. (Фотоархив ИИМК РАН)

[7]  Иоанникий (Галятовский), иером. Небо Новое. Львов, 1665; Рукописный сб. «Солнце Пресветлое», составленный Симеоном Моховиковым (НБ МГУ. Ф. 293. № 10536-22-71, 1715-1716 гг.)

[8]  Новгород-Северский, 1676

[9]  Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 659

[10]  РНБ ОЭ. Собр. В. И. Даля. РНК III. 474. № 1212; Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 472

[11]  Поселянин. 1909. С. 115

[12]  Поселянин. 1909. Ил. на с. 115, 155

[13]  см.: Поселянин. 1909. Ил. на с. 115

Источник: https://drevo-info.ru/articles/8622.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.