Молитва на службе церковной

Содержание

Как заканчивается служба в храме

Молитва на службе церковной

Православные люди регулярно молятся дома и посещают службы в храме, совместно восхваляя Господа Иисуса Христа. Спасение христианину дарует церковь, поэтому не избегайте совместных служб.

В богослужении есть внутренняя логика, предполагающая начало и завершение действа в отведенное время. Необходимо узнавать концы православных служб, чтобы действовать в унисон с остальными прихожанами.

Молитва и ее значение в православии

Православная традиция наделяет молитву важной добродетелью — бесстрастностью. Перечитайте Евангелие, в котором звучит важная мысль Сына Божия. Эта мысль сводится к отстранению всего суетного на периферию человеческого сознания.

Во время чтения молитв из разума изгоняются:

  • блуд;
  • кражи;
  • убийства;
  • любые нечистоты.

Эмоциональные всплески мешают осознанности, четкому пониманию роли храма в нашей жизни. Подобную ошибку уже совершали коринфские христиане, пытавшиеся изливать чувства на нескольких языках и заниматься пророчествами. Этих людей призывал к благоразумию апостол Павел. Святой рекомендовал читать молитвенные тексты с умом, контролируя свои действия.

Значение молитв в православии очень велико. Хвалы Господу возносятся утром и вечером, совместно и поодиночке.

Когда мы поем совместно с церковным хором или возносим благодарственные речи Отцу и Сыну, то очищаемся внутреннее, готовимся стойко переносить любые испытания.

Обращали внимание, что диакон размеренно читает святые тексты? Подобное занятие не терпит суеты, чрезмерных восторгов или пролитий слез. Господь даровал вам разум, пользуйтесь им.

Совместные молитвы в храме

В храмах совместной молитве придается особое значение. Церковь — это не сборище одиноких верующих, это единый организм, действующий в общем духовном порыве. Совместная молитва — это инструмент единения с Богом, который незримо присутствует в любом храме.

Помните, что существуют церковные таинства, проводить которые может лишь священнослужитель. Чтением молитв подобные таинства не ограничиваются.

Общая молитва наиболее актуальна во время великих богослужений. Верующие поклоняются не только Иисусу Христу, но и Богородице, а также известным святым, внесшим существенный вклад в развитие христианства. Если кто-то из прихожан отвлекается от службы, остальные продолжают молиться. И в этом кроется сила коллективных песнопений Богородице и другим святым.

Вот основные моменты в церковных службах, на которые стоит обратить внимание:

  1. Восхваления Святому Духу возносят священник и диакон (второй выступает в роли помощника).
  2. Молитву произносят специально подготовленные люди — чтецы.
  3. Пение также присутствует в православной традиции.
  4. Если Богородицу славят не совсем понятными для вас словами — проявите терпение и внимательность. Вскоре смысл дойдет до вас.
  5. Подпевать хору не возбраняется, только старайтесь не мешать остальной пастве.
  6. Известен также мирянский чин — служба суточного круга (здесь участие священника не требуется).

Богослужебные молитвы

Существуют молитвенные действия двух типов. К первому относятся службы, проводимые внутри храмов только священнослужителями. Молитва, которую читают прихожане со своим пастырем, относится к числу совместных богослужений. Текст должен произноситься без ошибок, так что постарайтесь выучить его наизусть. Среди подобных молитв стоит отметить:

  • «Отче наш…»;
  • Символ Веры;
  • обращение к причастному стиху;
  • песнь о Воскресении Христовом;
  • возгласы на службах во время Пасхи.

К категории богослужебных молитв относятся тропари, стихиры и кондаки. Подобные тексты можно читать и в домашних условиях, но лучше делать это, присоединившись к верующим в храме.

А знаете ли вы, какими молитвами занимается только священник? Вот их перечень:

  • светильничные;
  • для осуществления треб либо таинств;
  • Ефрема Сирина;
  • Евхаристическая.

Значение служения в храме

Молиться Богородице можно и дома — тогда не придется ждать конца богослужения. Так почему же совместными молитвами интересуется столь огромное количество верующих людей?

Икона «Царь Славы».

Всё просто — Господь рассматривает Церковь как единый организм. Иисус и Богородица завещали нам любить ближних, а ближние собираются в храме. Православных христиан молитва сближает, настраивает на общий лад. Кроме того, совместные устремления позволяют сделать службу более эффективной.

Духовные наставники рекомендуют следить за временем, поскольку дьявол искушает нас иллюзиями «чрезмерной продолжительности» служб. В среднем, молитвами мы занимаемся не более 8-10 минут ежедневно. Кто-то славит Богородицу, кто-то — святого покровителя. Важно держать эти действия под контролем, даже если вы отправились на службу в церковь.

Вот еще несколько причин, по которым стоит находиться в храме:

  1. Чувство единения с Богом и другими людьми.
  2. Возможность пообщаться со священником и другими прихожанами (когда служба закончится).
  3. Близость к священным реликвиям.
  4. Приятная умиротворяющая атмосфера.

Порядок проведения богослужений

Совместная молитва в храме читается по распорядку, в строго отведенное время. Регламентирует службу церковный устав. В церквях и монастырях много молитв, и читаются они ежедневно.

День в храме условно делится на три части:

  1. Утренняя служба.
  2. Божественная литургия (основная часть).
  3. Вечернее богослужение (то, которое начинается в районе 18.00-19.00).

Стоит отметить, что четких хронологических границ на службах не существует. Всё зависит от текущего времени суток, а вот продолжительность мероприятия канонами не ограничивается.

Поэтому не стоит интересоваться у прихожан концами богослужений — четких ответов вы не получите. Лучше подумайте о Богородице или жертве Иисуса, пострадавшего за наши грехи — вот кто действительно умел терпеть.

Если же вы хотите представить приблизительные границы служб, то ориентируйтесь на полтора-два часа. В ряде случаев молитва может растянуться на три часа.

Попав в храм, вы должны различать службу годичную, седмичную и суточную. Во всех случаях священники читают молитву той же Богородице неоднократно.

Суточные богослужения замыкаются в кольцо на протяжении суток, аналогичная картина повторяется с седмичными и годичными циклами.

В ежедневных мероприятиях существует базовая основа, регламентированный порядок действий. Прочие ритуалы строго не оговариваются.

Интересуясь молитвами, обратите внимание на следующие детали:

  1. Суточный круг. События из биографии Спасителя соответствуют каждому часу цикла. Приближаясь к храму, вы должны хоть немного разбираться в жизненном пути Иисуса. Также стоит поинтересоваться Богородицей.
  2. Седмичный круг. Здесь Священная История связывается с определенными днями недели, и эта связь отражается на каждой прочитанной молитве.
  3. Годовой круг. Здесь стоит рассматривать не только жизнь самого Иисуса, но и биографии его сподвижников (апостолов), а также святых. Важная роль отводится и Богородице. Каждое событие связывается с конкретным днем года.

Интересуясь православным храмом, учитывайте важную деталь — здесь существует понятие богослужебных суток.

Любую молитву начинают произносить вечером — такой порядок именуется вечерней службой. Следующий этап — утреня, после чего наступает время Божественной Литургии. В воскресные и праздничные дни все компоненты объединяются, и прихожане участвуют во всенощном бдении.

Особое внимание стоит уделить Литургии, в рамках которой проводится одно из ключевых православных таинств — Евхаристия. Тут молитвой дело не ограничивается, поскольку священник организует сложный ритуал, наполненный глубоким символизмом. Речь идет о Причащении. Верующие вкушают хлеб и вино — эти продукты ассоциируются с плотью и кровью Спасителя.

Евхаристия. Таинство причастия.

В Литургии можно выделить три главных компонента:

  1. Проскомидия (Святые Дары должны быть подготовлены к освящению).
  2. Литургия оглашенных (на данном этапе поются псалмы, люди славят Иисуса и Богородицу, озвучиваются выдержки из Писания, поминаются молитвами усопшие родственники).
  3. Литургия верных (Дары подвергаются освящению, происходит само таинство, верующие причащаются).

Молитвы для проведения службы

Важное место в Литургии занимает Евхаристическая молитва. Текст, именуемый анафорой, произносится священником над Дарами — делается это в пределах алтаря тайно. Современные храмы не позволяют полностью скрыть происходящее, поэтому некоторые возгласы служителя достигают ушей прихожан. В самом начале действа зажигается свет, а по окончании таинства свечи должны быть погашены.

Подготовка к Анафоре

Стоит отметить, что молитв в православии очень много, и перечислять их тексты можно до бесконечности. Верующие преклоняются перед Богородицей, апостолами и значимыми фигурами святых. Так, на всенощном бдении читаются следующие тексты (приведены лишь некоторые):

  • «Девятый час»;
  • «Малая вечерня»;
  • «Великая ектения»;
  • «Лития»;
  • «Благословение хлебов».

Есть свои особенности и в утренней молитве. Тут может восславляться Богородица, Иисус либо кто-то из апостолов, но существует определенный набор текстов, без которых не обойтись. Вот лишь некоторые примеры:

  • «Шестопсалмие»;
  • «Великая ектения»;
  • «Всякое дыхание»;
  • «Воскресение Христово»;
  • «Канон».

Помимо всего перечисленного в утренних службах участвуют стихиры и выдержки из тропаря. Ныне и присно будет существовать молитва «Окончание утрени», известная как «Великий отпуст». Помимо этого используются кондаки для первого молитвенного часа.

Чем завершается служба

После вечери, прославления Иисуса и Богородицы, в православных храмах отправляется повечерие. Суть этого мероприятия сводится к общественным молитвенным действиям, напоминающим пастве о сошествии Иисуса в ад. Здесь важно вспомнить, что человек освободился от власти Сатаны и теперь должен почитать Господа.

С наступлением полуночи начинается так называемая полуношница — третье богослужение суточного цикла.

А вот утреня служится непосредственно перед рассветом и плавно перетекает в часы, коих насчитывается шесть. Все перечисленные процессы имеют строгую последовательность и собственные окончания.

Чтобы разобраться в нюансах, посещайте церковь, читайте духовную литературу и разговаривайте со священниками.

Источник: https://pravednik.info/kak-zakanchivaetsya-sluzhba-v-xrame.html

Ответы на вопросы

Молитва на службе церковной

Молитва в православном храме

Церковная молитва – общая молитва всех прихожан

Богослужение в православной церкви: устав, значение и порядок

Когда совершаются крестное знамение, земной и поясной поклоны

Как правильно молиться в церкви перед иконой

Церковнославянский язык — значение и роль

Патриархия.ru

Церковная молитва – общая молитва всех прихожан

Духовная жизнь христианина не исчерпывается индивидуальной домашней молитвой. Для того, чтобы не только называться христианином, но и быть им на деле, необходимо регулярно участвовать в общей, то есть церковной молитве. Объединяясь в общей молитве, христиане образуют Церковь, и только в Церкви нам дается спасение.

Значение и смысл церковной молитвы

Иисус Христос говорил: «там, где двое или трое во имя Мое, там Я среди них». В храме перед Богом стоят не просто несколько человек, но вся Церковь в ее духовном единстве. Христос постоянно присутствует в жизни Церкви, и знаком Его присутствия являются церковные таинства, совершать которые может только священник. Участие в таинствах — важнейшая часть духовной жизни христианина.

Совместная общая молитва людей в храме

В храме во время богослужений верующие совершают общую молитву. В совместной молитве все молятся о каждом и каждый – обо всех: когда отвлекся один, другие продолжают молиться, и молитва не ослабевает. Поэтому совместная молитва важнее (и сильнее) частной.

Богослужение совершает священник, ему помогает диакон. В храме слова молитв от имени всех собравшихся произносят или поют чтецы и певцы. Остальные молящиеся должны внимательно слушать то, что читается и поется. Чтобы лучше понимать слова, можно следить за богослужением с текстом в руках. Можно при этом подпевать хору, лишь бы пение не мешало другим молящимся.

Богослужения суточного круга, кроме Литургии, могут совершаться верующими без священника, так называемым мирянским чином. Для этого не нужен храм, а достаточно часовни.

Молитва идущих в храм

Верующие освящают молитвой каждое свое действие. Тем более без нее не может обойтись такое важное дело, как путь в храм. Какие же молитвы читают, когда идут в церковь? Существует специальная молитва идущего в храм, и ее нужно про себя или тихим шепотом произносить по дороге. Если не помните ее наизусть, можно читать «Отче наш» или Иисусову молитву.

Входя в церковь, нужно трижды перекреститься и сделать поясной поклон.

Богослужение в православной церкви: устав, значение и порядок

Фотобанк Лори

Поскольку в повседневной жизни человека постоянно отвлекают суетные мысли и заботы, совершенно необходимо участвовать на богослужениях в храме. Только там возможно отвлечься от обыденности и посвятить свои мысли Богу. В этом и есть главное значение богослужения.

Православное богослужение составляют песнопения, молитвы, чтение отрывков из Священного Писания и священнодействия, порядок (чин) которых установлен Церковью.

Книга, в которой записан устав православных богослужений, называется Типикон.

Порядок и устав церковного богослужения сформировался очень давно. Ему обучают в семинариях будущих священников, диаконов, чтецов и регентов хора. Однако любой верующий должен иметь хотя бы общее представление о богослужебном уставе, для того чтобы понимать происходящее на службе.

Каждый момент времени одновременно является частью суток, частью недели и частью года. По этому же принципу богослужения современной православной Церкви делятся на три «круга»:

  • Суточный круг: каждому часу в сутках соответствует какое-то событие из жизни Иисуса Христа
  • Седмичный, или недельный круг: каждый день недели посвящен воспоминаниям о каком-либо событии Священной Истории
  • Годовой круг: каждый день года связан с воспоминаниями о каком-то событии из жизни Иисуса Христа, апостолов и святых.

Богослужебные сутки начинаются вечером, поэтому вечерняя служба (вечерня) считается первой службой следующего дня. В течение суток служатся также утреня, 1-й, 3-й, 6-й (и иногда 9-й) часы и Божественная Литургия. Вечером накануне праздничных и воскресных дней вечерня, утреня и 1-й час объединяются в одну торжественную службу – всенощное бдение.

Литургия и таинство Евхаристии

Важнейшее общественное богослужение суток – это Литургия. Только на Литургии совершается главное таинство православной Церкви – Евхаристия, или Причащение. Во время Евхаристии действием благодати Святого Духа хлеб и вино незримо превращаются в Тело и Кровь Христовы. Верующие, вкушая их, причащаются, то есть соединяются с Господом Иисусом Христом ради оставления грехов и вечной жизни.

В последовании Литургии можно выделить три этапа:

  • проскомидия: священник готовит Святые Дары – хлеб и вино – к освящению;
  • литургия оглашенных: поются псалмы, читается Священное Писание, поминаются по записками живые и усопшие родные и близкие молящихся;
  • литургия верных: освящаются Святые Дары, совершается таинство Евхаристии, причащаются верующие (сначала священнослужители, затем – прихожане).

Значение Евхаристии в православной церкви очень велико. Участвуя в этом таинстве, верующие реально, а не символически, становятся носителями божественного Естества.

Евхаристическая молитва

Ключевым моментом литургии является чтение евхаристической молитвы (анафоры) над Святыми Дарами на проскомидии.

В современной Церкви анафору читает священник тайно, в алтаре, и только некоторые возгласы слышны молящимся в храме.

Начинается евхаристическая молитва словами «Станем добре!», и в этот момент в храме зажигают свет, а по окончании молитвы свет гасят.

Каждение в храме

Каждение – символическое окуривание ароматным дымом с помощью кадила (сосуд с горящими углями) в определенные моменты службы.

Во время малого каждения священник или диакон находятся на амвоне и кадят алтарь, иконы и собравшихся людей. Люди в ответ на каждение кланяются.

Во время полного каждения священнослужители обходят с кадилом весь храм. Молящимся следует отойти от стен ближе к середине храма, чтобы освободить место. Когда священнослужители с кадилом проходят мимо вас, слегка повернитесь и поклонитесь. Однако поворачиваться к алтарю спиной не надо.

Когда совершаются крестное знамение, земной и поясной поклоны

Во время молитв в храме нужно креститься и совершать поклоны в соответствии с церковным Уставом:

Крестное знамение без поклона:

  • в начале чтения Священного Писания (Апостола, Евангелия, Ветхого Завета)
  • на отпусте в конце службы, когда священник возглашает «Христос, истинный Бог наш…»
  • на вечерней службе в начале Шестопсалмия на словах «Слава в вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение» (три раза) и посередине, на слове «Аллилуия» (три раза)
  • на Литургии во время пения Символа веры

Крестное знамение с поясным поклоном (три раза):

  • при входе в храм и при выходе из него
  • при чтении «Приидите, поклонимся…»
  • при чтении «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя»
  • при чтении «Святый Боже, святый крепкий, святый безсмертный…»
  • при возгласе священника «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе…»
  • на словах «Буди имя Господне благословенно отныне и до века»
  • на словах «Сподоби, Господи, в сей день (вечер) без греха сохранитися нам»
  • на литии после первых двух прошений ектении

Крестное знамение с поясным поклоном (один раз):

  • на словах «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»
  • на литии во время ектении после всех прошений, кроме первых двух
  • во время ектений на остальных службах на словах «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи»
  • во время любой молитвы, когда звучат слова «поклонимся», «припадем», «помолимся»
  • на Литургии на словах «Приимите, ядите», «Пийте от нея вси», «Твоя от Твоих Тебе приносяще»
  • после «Честнейшую херувим…» перед «Именем Господним благослови, отче…» (низкий поясной поклон)
  • на утрене после чтения Евангелия
  • на вечерне и утрене после окончания каждой стихиры
  • на утрене на каноне на каждом припеве и словах «Слава Отцу и Сыну и Святому духу», «и ныне и присно и вовеки веков, аминь»
  • на молебне с акафистом в начале каждого кондака и икоса

На Литургии в воскресенье и в период с Пасхи до Пятидесятницы, когда не совершаются земные поклоны, делается крестное знамение с поясным поклоном:

  • после песнопения «Тебе поем»
  • после «Достойно есть»
  • при возгласе «Святая святым»
  • при возгласе «И сподоби нас, Владыко, неосужденно…» перед пением «Отче наш»
  • при выносе священником Святых даров на словах «Со страхом Божиим и верою приступите»
  • затем на словах «Всегда, ныне и присно и вовеки веков, аминь»

Поясной поклон без крестного знамения:

  • на возгласе священника «Мир всем…»

Земной Великий поклон

Для земного поклона становятся на колени и касаются пола руками и головой.

Земные поклоны совершаются:

  • во время поста при входе в храм и перед выходом из него (три раза)
  • во время поста на утрене во время Песни пресвятой Богородице по окончании припева «Честнейшую херувим…»
  • Великим постом во время чтения молитвы Ефрема Сирина (на каждой фразе)
  • Великим постом на великом повечерии на каждом чтении стиха «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных»
  • Великим постом на вечерне при пении «Богородице, Дево, радуйся…» (три раза)
  • на Литургии в будний день (не в праздник): после песнопения «Тебе поем», после «Достойно есть», при возгласе «Святая святым», при возгласе «И сподоби нас, Владыко, неосужденно…» перед пением «Отче наш», при выносе священником Святых даров на словах «Со страхом Божиим и верою приступите», затем на словах «Всегда, ныне и присно и вовеки веков, аминь»

Как правильно молиться в церкви перед иконой

В храм нужно прийти за некоторое время до начала службы, чтобы приложиться к иконе дня или чудотворным иконам.

Икона дня — это изображение святого или события Священной истории, память о котором отмечается в этот день. Икона дня лежит посередине храма на аналое (небольшом наклонном столике). Если в этот день нет праздника и не вспоминается какой-либо святой, то иконой дня является икона святого или праздника, в честь которого освящен храм.

Перед иконой нужно дважды перекреститься с поясным поклоном.

При этом про себя произносят молитву:

  • у иконы Христа – Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»
  • перед ликом Богородицы – «Пресвятая Богородице, спаси нас»
  • у образа святого – «Святый угодниче Божий (или: святая угоднице Божия) (имя), моли Бога о нас»

После этого нужно приложиться губами к определенному месту иконы:

  • у Христа целуют благословляющую руку, ноги или край одежды
  • у Богородицы и святых — руку или одежду
  • на иконе Нерукотворного Спаса или главы Иоанна Крестителя — волосы

Церковнославянский язык — значение и роль

Богослужение в Русской, Сербской и Болгарской православных церквях ведется на церковнославянском языке. На русском языке могут читаться только отрывки из Священного Писания. Церковнославянский язык на слух воспринимается не всегда легко, поэтому на службы с собой можно брать распечатку текста с переводом.

По-русски молиться можно, в русском, как и в любом национальном языке, нет ничего скверного или недостойного молитвы.

Однако в настоящее время полный перевод богослужения на русский невозможен: нормы и стилистика современного русского литературного языка постоянно меняются, язык очень быстро устаревает.

К тому же, в русском языке попросту нет многих слов, которые используются в молитвенной поэзии.

Источник: http://rublev.com/molitvoslov/otvety-na-voprosy/molitva-v-pravoslavnom-hrame

Какие воскресные молитвы читают на службе в храме и дома?

Молитва на службе церковной

Когда идёт молитва, верующий склоняет голову в знак смирения и почтения, делает поясные и земные поклоны, может лежать ниц с головой, преклонённой до земли. Все эти поклоны при знании устава церкви верующий делает не просто так и не тогда, когда вздумается.

Всё в богослужении наделено смыслом и имеет как внешнюю, так и внутреннюю стороны. К примеру, земные поклоны с касанием головой земли и последующим непосредственно за этим подниманием имеют глубокий символический смысл: из-за греха мы пали к земле и благодаря искуплению Христову вновь имеем возможность быть взятыми на небо.

Среди всех молитв и служб воскресные – это особенные службы, праздничные.

Смысл воскресного молитвенного богослужения

Важно знать, например, что в церкви есть дни, когда земные поклоны не делают, более того, они запрещены уставом. Это вызвано смыслом празднуемого события.

Прежде всего это воскресные молитвы, полиелейные дни, от праздника Рождества до самого Крещения, вся Пятидесятница от Пасхи до дня Святого Духа и дни, перед которыми проходят полиелейные торжественные всенощные бдения.

Запрещение поклонов в эти дни было уже оговорено на первом Вселенском Соборе, где чётко сказано, что это правило распространяется на всю церковь, и молитвы в эти дни стоит совершать, стоя на ногах.

Церковь придаёт очень важное значение совершению молитвенного правила на службах и дома.

Это видно из того, что постановление о том, как совершать воскресные молитвы, проводить полиелейные дни и Пятидесятницу, повторяется ещё в ряде правил.

VI Вселенский Собор тоже разъясняет в 90 правиле о воздержании от земных поклонов с вечернего субботнего входа до вечернего воскресного входа. Это символизирует радость и почитание воскресения Христова.

Василий Великий в трудах «О Святом Духе» (91 правило) говорит, что в начале (1 день) седмицы воскресные молитвы необходимо совершать стоя и прямо, по причине воскресшего Христа и нашего будущего с ним воскрешения, нашей обязанности искать высших.

Поэтому в день воскресный стоять прямо перед Богом во время молитвы – это напоминание нам о дарованной благодати. Этот день назван единым восьмым днём, символизирующим время, последующее за настоящим – вечность, нескончаемый век.

Церковь учит своих прихожан совершать воскресные молитвы стоя, чтобы часто напоминать о нескончаемой жизни, не вознерадеть к преставлению в оную.

Празднуя победу жизни над смертью, Христа над дьяволом, церковь в воскресный день строит соответствующим образом службу. Поэтому молитвы на воскресной службе на коленях в эти дни недопустимы, это будет противоречить всему смыслу праздника.

Церковное богослужение имеет назидательную для верующих цель при чтении псалтири и песнопениях. Важно знать об истинном учении Христа, стать расположенным к молитве и покаянию. При этом важно в молящихся вызвать чувство благодарности к Богу за все. Важно почувствовать молящемуся нужду в усиленной молитве о дальнейших милостях к нам и получить успокоение душе.

От домашней молитвы утренние воскресные в церкви отличаются тем, что совершаются священнослужителями, законно находящимися в храме, рукоположенными через таинство священства. Через молитву христианин входит в таинственное общение с Богом, а через таинства получает от Бога благодатные силы для праведной жизни.

Церковные молитвы соединены особым образом. В них входит и чтение псалмов, Священного Евангелия. На протяжении службы последовательно развивается определённая мысль.

Суть воскресной молитвы

В статье можно описать лишь некоторые моменты, раскрывающие смысл, который несёт воскресная молитва. Текст полной литургии стоит искать в специальных источниках.

  • На литургии вместе со священниками во время пения «Тебе поем» нужно с благоговением и страхом Божиим молиться о ниспослании Святого Духа на всех стоящих в храме. При этом про себя произносят тропарь третьего часа, а затем: «Сердце чисто созижди во мне, Боже…». И опять по себя произносят тропарь с последующими словами стиха: «Не отвержи мене от лица Твоего…». Ещё раз читается молитва и повторяется тропарь: «Господи, Иже Пресвятого Твоего Духа…» Все эти молитвы творят молча, про себя и с умилением.
  • Когда освящаются в алтаре Святые Дары, нисходит Святой Дух, присутствующие члены церкви потщатся получить освящение и обновление. Тогда со смирением призывают Дух Святой.

Про воскресные стихиры и тропарь

В стихирах воскресения идёт речь о том, чтобы Бог извёл душу из темницы. Обращаясь ко Христу, молящийся говорит о Его великой победе над адом, о крестной смерти, об освобождении мертвых.

Душа кающегося грешника молит Христа, источника жизни, помиловать её и даровать молящемуся пребывать с праведниками. Он из глубины сердца взывает к Господу и просит услышать его, грешника, глас.

Душа вопиет к Богу и радуется Воскресению Христову!

Воскресный тропарь говорит об ангельских силах и Марии, ищущей Христа во гробе. Но нет Его там – Он воскрес!

Источник: http://fb.ru/article/305522/kakie-voskresnyie-molitvyi-chitayut-na-slujbe-v-hrame-i-doma

Как правильно молиться соборной молитвой по соглашению

Молитва на службе церковной

В наше время набирает обороты очень интересное явление в православной церкви — это молитва по согласию.

Конкретно можно сказать, что ничего нового в церковной среде не изобретается, остаются все те же каноны, все те же слова, один Бог и одна Литургия. Только молитва по соглашению, кажется, появилась из ниоткуда.

Это так только на первый взгляд. На самом деле, ее существование продолжается десятки и десятки веков.

  • Условия совершения молитвы по соглашению
  • На каком языке совершать согласительную молитву
  • Когда молитвенное обращение не оправдывает ожидания
  • Духовный маяк для людей всего мира
  • Соборная молитва
  • Афонская молитва по соглашению
  • Молебен за здравие о болящем

Она является соломинкой для утопающего в прямом смысле слова как для верующих, так и для неверующих людей.

Одни сталкиваются с большими жизненными трудностями, которые решить человеческими силами не получается, другие — погрязли во всевозможных грехах, испробовав все возможное и невозможное и, осознав свою греховность, и что так дальше жить нельзя, потеряв смысл жизни, обращаются ко Господу. Господь милостив и принимает всех, кто приходит к нему.

Каждый день об этом явлении узнают все больше и больше людей. Узнают, что не одни в этом мире, что есть Бог, которому они нужны. Он доказывает это в те моменты, когда от человека, казалось бы, все отвернулись. Все, кто сталкивался или столкнется с молитвой по согласию, уже никогда не будут такими как раньше, это прямая встреча с Богом и человек это обязательно почувствует.

Каждый обратившийся увидит духовными глазами Божью любовь к себе, очень большую и ничем не заслуженную.

Люди, неверующие, закоренелые атеисты, превращаются в православных христиан и становятся носителями света для других, живыми проповедниками нашего времени, число участвующих в молитве по согласию увеличивается с каждым днем.

Сегодня уже с точностью, можно сказать, что весь земной шар участвует в большом делании и не осталось места на земле, государства, куда не дошли евангельские слова Спасителя.

Помочь соборное моление может в следующих случаях:

  • уладить человеку житейские проблемы (найти работу, обрести душевное спокойствие, помириться с родными и близкими, обрести свое призвание, раскрыть свой талант);
  • избавиться от болезней (острых, хронических, онкологических, смертельных и неизлечимых);
  • правильно вступить в брак и найти свою вторую половинку (один раз и на всю жизнь).
  • исправить других людей с помощью молитвы (можно молиться за детей, родственников, абсолютно чужих людей и наблюдать, как они меняются на глазах в лучшую сторону);
  • помочь умершим людям обрести спасение (молитвой по соглашению можно молиться, при определенных условиях, даже за самоубийц, это реальная возможность переписать посмертную участь человека на том свете, когда он уже не в силах что-либо исправить и помочь себе самому хоть как-то);
  • благодарить своего Творца за все ведомые и неведомые благодеяния и ни в чем не нуждаться (люди, которые не просят у Бога ничего — самые счастливые, а если они будут благодарить Его всегда, особенно этой молитвой, то никогда ни в чем не будут нуждаться).

Условия совершения молитвы по соглашению

Священники и священнослужители православной церкви отвечают на вопрос о молитве по соглашению, как правильно молиться, одним единогласным мнением: возношение молитвы по согласию может происходить разными способами, форма отличается, а содержание всегда одно и то же. Это собрание 2-х и более людей ради одной или нескольких конкретных целей во Христе. Чтобы молитва по согласию имела силу и была услышана и исполнена Господом, необходимо соблюсти всего 3 условия:

  1. Молятся не менее 2-х людей (верхний предел в количестве молящихся не ограничен, это может быть и 100, и 1000 людей, чем больше молящихся, тем сильнее будет молитва, но главная сила заключается не в этом, а в самом Господе, в Его помощи).
  2. возноситься во благо, во имя Бога (она не будет действительна, услышана и признана Господом, если будет противоречить Его святым заповедям и Божьему мироустроению);
  3. Должно соблюдаться постоянство (если уж просить у Бога о чем-то, то до тех пор, пока не получишь просимое).

На каком языке совершать согласительную молитву

Чтобы облегчить молитвенный труд, лучше всего обратиться за дополнительной помощью в этом вопросе к священнику. Он благословит молящегося, если необходимо, разъяснит волнующие вопросы. Можно читать молитву по соглашению текстом на русском языке, несмотря на то, что в массовом варианте она представлена на старорусском или русифицированном варианте церковнославянского языка.

Не имеет значения, как человек будет произносить слова, потому, что Богу важно молитвенное расположение, но, церковнославянский язык наиболее адаптирован и является предпочтительным. Главное, чтобы сам человек понимал слова, о чем он молится, со смыслом произнося каждое слово. Старорусский и церковнославянский язык можно переводить на любой другой язык, и это не будет являться нарушением.

Можно обращаться к Богу своими словами, любыми православными канонами из молитвослова. Вот один из примеров по молитвослову молитвенного обращения по согласию ко Христу, в русскоязычном варианте:

С глубокой верой в непреложность слов Твоих и с надеждой на безмерное Твое к нам милосердие смиренно просим Тебя услышать рабов Твоих (имена), согласившихся совместно просить Тебя: Господи, да будет Твоя Святая воля.

Вразуми нас, укрепи нас и помоги нам во всем на пользу людям и во славу Твою, Господи.

Cподоби нас, Господи Боже Спасителю наш, идти за Тобою, помогая и ближним нашим идти по пути спасения, совершая дела веры, чтобы с Твоей помощью и по Твоей милости наши усилия служили увеличению добра и уменьшению зла в делах, словах и мыслях. Аминь.

Когда молитвенное обращение не оправдывает ожидания

Казалось бы, такое совершенное и фантастическое явление должно радовать всех и мы уже давно могли жить в раю, если б все было так просто. И это сомнение не напрасно. Есть ряд «минусов», которые несет в себе молитвенное обращение по согласию.

Они могут быть неудобны многим людям, но, это ни в коем разе не умаляет ее достоинство.

Просто основному большинству людей угодить практически невозможно, достаточно вспомнить Иисуса Христа, основоположника православия, который не угодил почти всему еврейскому обществу, хотя никакого зла никому и никогда не сделал. Неудобство заключается в следующем:

  • Не гарантирует получение конкретно той вещи или того явления в жизни, о котором просят;
  • Не существует определенных сроков, когда придет помощь;
  • Можно молиться очень долго, но человек останется без просимого.

Важно помнить молящемуся или молящимся, что соблюдение всех условий на получение желаемого результата от молитвы не противоречит тем моментам, когда молитва не дает желаемый результат. На это есть целый ряд объяснений, основное большинство которых можно постараться перечесть:

  • человек просит о том, что ему не полезно, может быть даже вредно (молясь, он начинает осознавать это, как ответ Бога на его просьбу);
  • неподходящее время (Богу лучше известно о сроках, чтобы принять подарок, нужно время, чтобы созреть для его принятия);
  • Бог хочет дать человеку что-то лучшее (чем дольше будет возноситься молитва, тем больший дар будет послан от Всевышнего);
  • Гордость и самолюбие (прошения возносятся во благо себе, во имя удовлетворения эгоистических потребностей и не имеют ничего общего с Богом).

Духовный маяк для людей всего мира

По-настоящему молитвенное обращение к Богу по согласию служит духовным маяком. Молитва по соглашению объединяет весь мир.

Ресурс духовного маяка создан православными христианами, которые считают себя духовными чадами отца Владимира, новооткрывателя чудодейственной силы молитвы, пастыря Русской православной церкви.

Сейчас, в мир цифровой эпохи, нет нужды, как это делали предки, ездить на большое расстояние, чтобы разрешить волнующий вопрос. Не является исключением и эта молитва. Чтобы поскорее вступить в ряды молитвенных тружеников, нужно всего лишь обратиться за помощью к духовному маяку.

Соборная молитва

Полная форма названия — соборная молитва по соглашению. Определяется как совместная, церковная, духовно объединяющая многих людей воедино с их общим стремлением к Богу и взаимопомощи друг другу.

Утреннее и вечернее богослужение в церкви тоже является молитвой по согласию. Совсем необязательно изобретать какие-то новые формы. Пойти в церковь, помолиться за свою семью на Воскресной Литургии это большое благо как для каждого человека, так и для всего народа в целом.

Господь так же хорошо услышит, главное, чтобы это было соборно, в одном церковном организме.

Афонская молитва по соглашению

Если есть большое желание у верующего человека можно участвовать в афонской молитве по согласию, сквозь тысячи и тысячи километров. Расстояние этому будет не помеха, Бог всегда близок к каждому.

Афонские монахи на святой горе Афон (место, которое определила для молитвенного служения сама Богородица) являются уникальными носителями благодати. Нет сомнений, что оттуда молитвы Богу будут доходить быстро, благодать их будет ощущаться.

Молитвенная связь с Афоном объединит в одну большую церковь на расстоянии и с помощью такой формы совместной молитвы, можно обрести настоящую духовную жизнь, живое общение с Богом. изменить себя к лучшему.

Молебен за здравие о болящем

Чтобы иметь возможность молиться согласительной молитвой о болящем, в церкви заказываются молебны за здравие. В нем обычно указываются имена самых близких родственников.

священник молится вместе с верующими акафист о здравии кому-то из святых или Иисусу Христу, в конце произносят молитвенные слова и перечисляют имена всех тех кому требуется помощь.

Важно сохранять при этом внимание, чтобы реализовать в полной мере силу совместной молитвы и получить помощь.

В записке нужно отметить перед именем болящего человека сокращенную форму слова «болящий», этого требует церковная практика. Молясь в церкви, человек защищен от воздействия злых духов, чего не скажешь о самостоятельном или совместном молитвенном обращении вне стен церковного собрания.

Из этого следует утешительный вывод: обрести гармонию, счастье и благополучие в семье, возможно, каждому и по-настоящему только в стенах церковного собрания. Это невозможно сделать каким-либо другим путем, за исключением очень преданных духовных святых старцев, которые могли подолгу жить в пустыне, без ущерба для собственного здоровья души.

Конечно, можно пойти более сложным путем и молиться соборно с кем-то из родных и близких, это тоже будет спасительно, но не дает гарантии, что человек не изменит свое мнение или передумает. Темные силы будут воздействовать на таких людей очень сильно. Гораздо проще пойти в церковь, туда злые духи пробраться не могут, — это гораздо благонадежнее и эффективнее.

Источник: https://molitva.guru/molitvoslov/kak-pravilno-molitsya-sobornoj-molitvoj-po-soglasheniyu.html

Сила церковной молитвы

Молитва на службе церковной

Я прекрасно помню, как впервые попал в храм на богослужение. В последнем или предпоследнем классе школы друг пригласил меня просто приехать «послушать колоколá». Но, как я понимаю, то была с его стороны хитро спланированная операция…

Предыстория

Надо сказать, что и до этого в церкви я бывал достаточно часто. В семье моей, на то время нецерковной, к религии тем не менее относились хорошо.

Несмотря на то, что отец был коммунистом, парторгом полка, о вере у нас всегда отзывались с уважением.

В том числе, благодаря моим прабабушкам, людям глубоко верующим и благоговейным, которые смогли и нам — в первую очередь, примером своей высокой жизни — передать трепетное отношение к православию.

Например, такой штришок: у нас дома всегда висели иконы. В то время, в восьмидесятые годы, появилась мода на всё древнерусское, и иконы хоть и воспринимались как часть интерьера, но, тем не менее, были на виду, и никого это не смущало.

Когда к нам в Киев приезжали родственники и знакомые, мы с родителями вели их на традиционную экскурсию по городу. При этом обязательно посещали Владимирский собор, все ставили свечки, кто как мог молился.

Так что я знал, как перекреститься, знал некоторые молитвы и по мере надобности обращался к Господу в каких-то своих детских нуждах.

Но осознания того, что мне нужно быть в храме, как месте общей соборной молитвы, не было.

Началась Перестройка. Стали появляться публикации о Церкви, о вере, по истории нашей страны. Меня всё это очень интересовало. Даже как-то раз выменял у друзей — уже не помню на что — старинный молитвослов.

Не могу сказать, что я его усиленно читал, но запомнилось, например, как поразило название: «Молитвы на сон грядущим».

Всем известно выражение «на сон грядущий», но сейчас-то мы уже понимаем, что это молитвы не на предстоящий сон, а для тех, кто грядет ко сну.

Ещё в молитвослове удивило меня загадочное слово «тропарь». Мне оно показалось связанным с затерянными скитами, лесными тропами, которые ведут к чему-то загадочному и неизведанному.

Как раз в то время был популярен фильм «Вечный зов», где фигурировали старообрядческие заброшенные скиты где-то в глуши Сибири. Вероятно поэтому и возникла ассоциация с чем-то дремучим, к чему нужно пробираться по тропам.

(Надеюсь, те, кто читают сейчас эти строки, знают, чтó на самом деле обозначает слово «тропарь»…)

Кстати, стариной на то время я уже вовсю интересовался. Практически каждое моё лето проходило у прабабушки в далёкой деревне на Севере.

И поскольку никаких развлечений там не было — телевизор отсутствовал, по радио единственный канал с новостями, — то вместе с такими же, как я, «отпускниками» и «каникулярниками» в поисках интересностей мы облазили все ближайшие чердаки.

Находили по закоулкам всякую рухлядь: старинные керосиновые лампы, дореволюционное обмундирование наших прадедов, потрёпанные книги…

Помню, попался мне советский учебник 1930-х годов, в котором простым и доходчивым языком рассказывалось, что такое советская власть, зачем нужна была революция, что такое угнетение и эксплуатация трудящихся.

Книга была достаточно объёмной, но написана так увлекательно, что я прочёл её от корки до корки. Читать я очень любил, а книг тогда особо не было, поэтому всё, что находилось на чердаках, прочитывалось тут же.

Мой выход

В старших классах школы был у меня друг, с которым мы много общались и дискутировали на различные религиозно-философско-мировоззренческие темы. Я знал, что он больше меня погружён в церковную жизнь, например, уже читал Евангелие, в то время как я ещё только слышал, что есть такая книга.

Прекрасно зная о моём интересе к истории и древностям, однажды он спросил: «Ты в курсе, где на Подоле находится Крестовоздвиженская церковь?». — «Конечно, — ответил я.

— Рядом с ней стоит дом, где родился Михаил Булгаков». Как известно, писатель был внуком священника, в Крестовоздвиженской церкви его и крестили.

Дом в целости и сохранности простоял до восьмидесятых годов, но затем по какой-то причине его снесли.

Друг дальше спрашивает: «Ты вообще слышал, как колокола звонят?». Отвечаю: «Слышал, на Доме профсоюзов».

До трагических событий 2014 года на Доме профсоюзов на майдане Независимости были большие электронные часы, которые каждый час отмечали звуками, имитирующими звон колокола.

Друг и говорит: «Нет, это не то. Приезжай к Крестовоздвиженской церкви, послушай настоящие колокола, это очень интересно».

И вот в оговоренное время выхожу я на Подоле из трамвая и действительно слышу колокольный звон. Никогда раньше мне не доводилось ощущать его во всей полноте! Я был буквально очарован… И хотя звон был достаточно простеньким, как я уже сейчас понимаю, но тогда он показался мне совершенно неземной музыкой.

Подхожу изумлённый к колокольне и вдруг вижу, что звонит мой друг, комсомолец! Это было настолько поразительно, что если бы я увидел его в программе новостей по телевизору в костюме космонавта, то и тогда, наверное, удивился бы меньше. Всё происходящее стало для меня настоящим откровением.

Тем временем спускается мой друг с колокольни, я смотрю на него, разинув рот, удивлёнными глазами. «Как?!! Что?!!» — приступаю с расспросами. Он и говорит: «Подожди, служба закончится, поедем вместе домой, всё тебе расскажу». А это было начало всенощного бдения…

Так я попал на первое богослужение, на котором присутствовал от начала и до конца. Да, изначально ехал не молиться, просто услышать что-то необычное, но Промыслом Божиим, мудростью моего друга получилось так, что остался на службе. До сих пор я благодарю Господа за то, что через этого человека Он привёл меня в Свою Церковь. А друг мой впоследствии тоже принял сан и стал священником.

Хорошо нам здесь быть

Тогда на службе я ничего не разобрал, кроме «Господи, помилуй!» и «Подай, Господи!». Песнопения на слух были совершенно непонятны.

Но сама атмосфера, состояние, когда люди в храме одухотворены и объединены одним порывом в молитве к своему Создателю, — всё это увлекло меня как поток, как быстрая река… Ведь когда человек заходит по колено в горную реку, его начинает понемногу сносить, но стоит зайти глубже, как течение подхватывает, и уже не можешь сопротивляться, движешься в этом потоке.

Так и мы. Если забегаем в храм «одной ногой» — свечку поставить, приложиться к иконе, — понятно, что ничего нас не подхватывает и не уносит. «Вода» протекает мимо.

Но чем «глубже» погружаемся, чем дольше задерживаемся на службе с желанием помолиться, тем сильнее увлекает общая молитва. Ведь церковь — это место, где мы собираемся по слову Господа: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.

 18, 20). И очень чувствуется в храме, что Господь — среди молящихся людей.

Да, все мы молимся по-разному. Кто-то более осознанно, кто-то менее; одни — с полным пониманием каждого текста и каждого слова, другие — улавливая лишь ключевые фразы. А есть такие, кто просто приходит в храм, потому что «здесь хорошо». Как апостолам на горе во время Преображения.

В тот момент они ведь вообще не понимали, что происходит. Лишь позже им открылось, что Господь таким образом явил Свою славу, дабы они, когда увидят Его распятым и поруганным, понимали, что это Его вольные страдания. Что истинный Бог, Которого они видели во славе, взошёл на Крест ради спасения всех людей.

Но в сам момент Преображения апостолы ничего этого не знали. Им просто было так хорошо, что они залепетали: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три палатки: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии (Мф. 17, 4).

Про себя даже не думали… Так же и те, кто в совершенной простоте молится — наши старички-прихожане, часто ничего другого и не знающие, кроме «Господи, помилуй!»: Господь и их молитвы принимает.

Но одно дело — старушка, которая всю жизнь прожила в реалиях советского времени, с другими понятиями, убеждениями, практически никак не пересекаясь с православной культурой: постичь полноту богослужения ей, конечно, очень сложно.

Она просто любит Господа и хочет быть с Ним.

И совсем другой спрос будет с нас — кичащихся своим интеллектом, тем, как быстро соображаем, насколько чётко всё анализируем, усваиваем даже сложнейший материал: насколько мы пели Богу разумно?

Ведь написано: пойте Богу разумно, — к этому нужно стремиться.

Прикладываем же мы усилия, чтобы освоить новый гаджет, или получить хорошие оценки на сессии в вузе, или пойти на курсы совершенствования английского языка… Подобным образом надо стремиться и к тому, чтобы как можно более разумно и сознательно петь хвалу Богу нашему. Пусть и не в качестве певцов или хористов, но славословить Господа сердцем.

Мы ещё молоды, всё нам дано — таланты, возможности, информация в любой полноте. Сейчас в интернете что угодно можно узнать в течение нескольких минут.

А значит, с нас спросится, сколько усилий мы прилагали, чтобы узнать о своей вере, о православном богослужении, и, находясь на службе — в этом потоке общей молитвы, воспринимали осознанно каждую крупиночку, каждое зёрнышко богатства смыслов, которое подарила нам Церковь.

Так любитель музыки, слушая оперу в хорошем исполнении, радуется каждой знакомой музыкальной фразе, каждому удачному соло певца-исполнителя. Это трогает его сердце, и человек получает удовольствие уже чуть ли не на физическом уровне.

Тем более нам, молящимся, находящимся там, где добро есть быти, нужно научиться получать радость от пребывания на богослужении.

Пусть вначале сможем различать на службе лишь «Господи, помилуй!», но со временем станем узнавать и «Трисвятое», и «Царю Небесный», и «Символ веры», и пятидесятый псалом, а за ним — и другие псалмы.

Постепенно в ходе службы будем слышать всё больше знакомых мелодий и фраз, глубже и глубже погружаясь в эту удивительную красоту под названием православное богослужение.

Архиепископ Обуховский Иона

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Просмотры (50)

Источник: http://kazanskii-hram.church.ua/2018/06/07/sila-cerkovnoj-molitvy/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.