Молитва при причастии детей

Содержание

Азбука веры

Молитва при причастии детей

Некоторые родители и крестные задумываются над тем, обязательно ли причащать ребенка после Крещения. Для того, чтобы дать правильный и исчерпывающий ответ на этот вопрос, нужно порассуждать над смыслом самого Таинства Крещения. По учению православной Церкви во время этого Таинства человек становится членом Церкви Христовой.

Во время собеседования перед Таинством Крещения священник обычно говорит родителям и крестным о той великой ответственности, которая на них возлагается при крещении ребенка. Они должны приложить все свои усилия к тому, чтобы их малыш оказался достойным своего христианского звания. Представить себе жизнь христианина, который не участвует в церковных богослужениях, невозможно.

Поэтому с момента Крещения ребенка подносят к Таинству Евхаристии или Причащения.

Будет замечательно, если в этом Таинстве вместе с малышом будут участвовать его родители и крестные. Когда священник во время совершения Таинства Причащения дает ребенку под видом хлеба и вина частицу самого Тела и самой Крови Христовой, происходит настоящее чудо. Это чудо невозможно описать человеческими словами, так как во время Таинства Евхаристии человек соединяется с самим Богом.

Поэтому неудивительно, что после участия в этом святом Таинстве Церкви, многие неизлечимые больные и находящиеся при смерти люди получали полное исцеление. Если у родителей и крестных не получается поднести ребенка к святой Чаше с Причастием в день его крещения, то нужно это сделать в ближайшее время.

Многие священники рекомендуют, чтобы ребенок участвовал в Таинстве причастия каждый воскресный день.

Молитва матери после крещения ребенка является неотъемлемой частью исполнения ее материнского долга. Материнская любовь является одним из самых жертвенных видов любви, которая существует на земле.

Во время Крещения человеку сообщаются особые духовные и телесные силы для жизни во Христе, ему становится тяжелее соглашаться с недобрыми помыслами. В тоже время в нем легче могут развиваться христианские добродетели, такие как любовь, верность, дружба, уважение, милосердие, вера и многие другие.

Когда родители малыша и его крестные решают, что делать после крещения ребенка, то в первую очередь им стоит подумать о его первой Евхаристии в жизни.

Малыш не сможет вам об этом рассказать, однако он будет чувствовать особую благодать и неизреченную любовь Божию, которая будет изливаться в его сердце во время совершения Таинства Евхаристии. Его первая Евхаристия должна стать первой ступенькой в его активной церковной жизни.

Как подготовиться к первому Причастию ребенка после Крещения

Идеальным вариантом будет, если с ребенком после Крещения станут причащаться его родители и крестные.

Тогда при подготовке к этому Таинству им нужно будет с усердием прочитать покаянный канон ко Господу нашему Иисусу Христу, молитвенный канон ко Пресвятой Богородице, а также канон Ангелу Хранителю, канон ко святому Причащении и последование ко святому Причащению.

Для взрослых людей перед Причастием рекомендуется не менее трех дней употреблять постную пищу. Вечером накануне Причастия или в день совершения Божественной литургии до Причастия нужно приступить к Таинству Исповеди. Во время Исповеди нужно всем сердцем покаяться в совершенных грехах и проступках.

Если же у родителей и крестных родителей ребенка нет возможности самим достойным образом подготовиться к Таинству Причастия и приступить к нему, тогда нужно хотя бы самого ребенка принести в церковь к Евхаристии. Нужно за него молиться как дома, так и в церкви.

Причащение ребенка после Крещения – важный элемент в начале его духовного пути. Детей до трех лет можно кормить с утра перед Причащением. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок хорошо выспался накануне того дня, в который вы собираетесь идти с ним в церковь.

Важно, чтобы он был не голоден, был одет в комфортную для него одежду.

Как проходит первое Причастие ребенка после Крещения

Первое причастие ребенка после Крещения не должно отличаться от последующих.

Когда взрослые люди, которые несут ответственность за христианское воспитание малыша, задумываются, как причастить ребенка, то они должны знать с одной стороны духовные требования подготовки к этому Таинству, а с другой стороны, некоторые особенности внешнего поведения.

К духовным правилам относится особая молитва за ребенка в день Причастия. Нужно просить Господа – как своими словами, так и словами из молитвослова, – чтобы Господь сподобил малыша Своей Божественной благодати, чтобы ребенок вырос настоящим и достойным членом Церкви Христовой, который идет по пути спасения.

Когда вы подносите ребенка к святой Чаше, его нужно положить на правую руку. Руки малыша нужно аккуратно придерживать, чтобы он не мог случайно толкнуть ими руку священника, которая держит святую Чашу с Евхаристией.

Слово Евхаристия в переводе с греческого языка означает «благодарение». Когда христиане приступают к Таинству святого Причащения, то они таким образом выражают своему Создателю благодарность за все Его благодеяний в их жизни. В Священном Писании Нового Завета есть такие слова: «За все благодарите».

Конечно, Таинство святого Причащения не является единственным видом выражения своей благодарности к Господу, однако она должна быть неотъемлемой частью образа христианской жизни.

Если ребенок с самого раннего детства будет приучен регулярно приступать к Таинствам святой Православной Церкви, то тогда в более зрелом возрасте у него не будет таких духовных проблем, которые бывают у людей, не участвующих в церковной жизни.

В нашем храме ребенка можно причастить в каждый воскресный день, а так же в дни, когда служится литургия. Детей привозите к 1030. Без исповеди могут причащаться дети до семи лет.

Источник: http://i-hram.ru/hram/catechism/chapter/59/1669/

Молитва перед причастием ребенку

Молитва при причастии детей

Советуем ознакомиться молитва перед причастием ребенку с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Причастие — есть величайшее Таинство христианской церкви, установленное самим Христом перед его Крестной Жертвой. Тайная Вечеря —последний ужин Господа со Его учениками перед тем как Его взяли под стражу.

В Таинстве Евхаристии (греч. — «благодарение») происходит воссоединение Творца и творения, возвращение к утраченному раю.

Рационалисты называют Великое таинство лишь символом, гордые почтут смысл таинства оскорблением (Лев Толстой называл Евхаристию каннибализмом), иные скажут: суеверие, анахронизм. Но благодарственные молитвы по святом причащении угодны Богу, ведь они идут от самого сердца.

Истинные чада Церкви понимают, что пресуществлением хлеба и вина человек воистину получает доступ к Телу и Крови Спасителя по завету Его.

Господь может открыть завесу тайны, и человек сомневающийся увидит Великую Тайну воочию.

Как готовиться к причастию?

К принятию Святых даров нужно тщательно готовиться, ибо Причастие преображает тело и потрясает о основания душу.

Необходимо осознанно и трепетно относиться к предстоящему принятию Тела и Крови Спасителя, чтобы Причащение было во благо.

Сознание своего недостоинства и искренняя вера в Таинство, трепетное и живое осознание значения Крестной Жертвы Спасителя — вот что необходимо испытывать для достойного причащения.

Должно быть умиление и смирение души — в сердце своем просите у Гопода прощения за все наши грехи, и за все обиды, которые нанесли нам. Перед причастием нужно держать в чистоте не только душу, но и тело: поститься, ограничивать себя в развлечениях и плотских утехах. Перед причастием детям старше семи лет и взрослым необходимо исповедаться в грехах.

Причащаться нужно натощак. Если же Вам необходимо принимать лекарства в период с полуночи до причастия — посоветуйтесь со священником. Все слабости и немощи человеческие ведомы Господу, и посредник между Богом людьми даст доброе наставление по всем вопросам, которые Вас смущают или тяготят.

Во время богослужения, на котором хлеб и вино силой Духа Святого незримо пресуществляются в Тело и Кровь, нужно находиться непрерывно в храме и молиться.

Вышедший из алтаря священник с Чашей и с возгласом «Со страхом Божиим и верою приступите» — знак начинающегося приобщения к Святым Дарам.

Причастники опускаются на колени, сложив руки крестообразно на груди. Перед Чашей не крестятся — дабы не толкнуть случайно священника и не расплескать Святую Кровь.

Когда подойдет Ваша очередь — встаньте перед священником, не отнимая рук от груди, назовите свое имя и откройте рот.

После того, как Частица Тела Христова окажется во рту — оближите лжицу (ложечку), после промокания губ платом поцелуйте край Чаши.

Не разговаривая и не прикладываясь к иконам пройдите к специальному столику с просфорами и водой — необходимо омыть ею полость рта, чтобы ни одна, даже самая мельчайшая частица Святых Даров не пропала.

Перед причастием необходимо читать специальные молитвы, называемые «Последование ко Святому Причащению». Это довольно объемный комплекс молитв, наиболее известными из которых являются молитвы Иоанна Златоуста и прочих святых. Иоанн Златоуст — один из Отцов Церкви, автор чина Литургии — по написанному им богослужению мы принимаем Святую Кровь и Пречистое Тело Спасителя Господа Иисуса.

«Популярных» или, как их ещё по незнанию называют, «сильных» молитв для подготовки ко Святому Причащению не существует.

Если Вы по состоянию здоровья не в состоянии вычитать все предполагаемые Правилом молитвы — обратитесь к священнику, который сможет благословить на чтение сокращенного Последования.

Никогда не уменьшайте чин самовольно — это большой грех, который не позволит причаститься достойно, принятие Святых Даров будет Вам во грех и дополнительное осуждение вместо прощения и просветления. Благодарственные молитвы после причастия — продолжение диалога с Господом, а не просто отбытие повинности.

Возблагодарите Бога за милости Его

После того, как Вы соединились с Самим Господом в Таинстве Причастия, нужно достойно хранить полученный Дух благодати Божией, а прежде всего — достойно поблагодарить Христа за допущение к Святому Таинству. Молитвослов держит также «Благодарственные молитвы о Святом Причащении» — комплекс молитвенных песнопений, которым принято благодарить Господа за проявленную им неизреченную милость.

В этом молитвенном правиле собраны жемчужины Слова, авторами которых были величайшие умы Церкви.

Тот же Иоанн Златоуст, Симеон Метафраст, и многие другие преподобные Отцы благодарили Всемогущего Милостивого Господа за то, что сподобились принять Его милость, и Святую Его Чистую Матерь за ее подвиг, результатом которого стало Боговоплощение, а в конечном итоге — наше общее Спасение от мрака и тлена Смерти.

Они благодарили и оставили нам, грешным и недостойным потомкам слова молитвы: чтобы, помня всегда о своем недостоинстве, могли и мы возносить Богу хвалу за Его человеколюбие, проявляемое к нам.

Будьте достойны принимаемых даров, и искренне благодарите Господа за Его милости и щедроты. Причастие — это великое таинство, не относитесь к нему, как к чему-то несущественному.

Молитвы перед причастием: комментарии

Источник: https://xn----7sbfc0arecsg5ai.xn--p1ai/molitva-pered-prichastiem-rebenku/

Молитва при причастии детей

Молитва при причастии детей

Полное собрание и описание: молитва при причастии детей для духовной жизни верующего человека.

Причастие — есть величайшее Таинство христианской церкви, установленное самим Христом перед его Крестной Жертвой. Тайная Вечеря —последний ужин Господа со Его учениками перед тем как Его взяли под стражу.

В Таинстве Евхаристии (греч. — «благодарение») происходит воссоединение Творца и творения, возвращение к утраченному раю.

Рационалисты называют Великое таинство лишь символом, гордые почтут смысл таинства оскорблением (Лев Толстой называл Евхаристию каннибализмом), иные скажут: суеверие, анахронизм. Но благодарственные молитвы по святом причащении угодны Богу, ведь они идут от самого сердца.

Истинные чада Церкви понимают, что пресуществлением хлеба и вина человек воистину получает доступ к Телу и Крови Спасителя по завету Его.

Господь может открыть завесу тайны, и человек сомневающийся увидит Великую Тайну воочию.

Как готовиться к причастию?

К принятию Святых даров нужно тщательно готовиться, ибо Причастие преображает тело и потрясает о основания душу.

Необходимо осознанно и трепетно относиться к предстоящему принятию Тела и Крови Спасителя, чтобы Причащение было во благо.

Сознание своего недостоинства и искренняя вера в Таинство, трепетное и живое осознание значения Крестной Жертвы Спасителя — вот что необходимо испытывать для достойного причащения.

Должно быть умиление и смирение души — в сердце своем просите у Гопода прощения за все наши грехи, и за все обиды, которые нанесли нам. Перед причастием нужно держать в чистоте не только душу, но и тело: поститься, ограничивать себя в развлечениях и плотских утехах. Перед причастием детям старше семи лет и взрослым необходимо исповедаться в грехах.

Причащаться нужно натощак. Если же Вам необходимо принимать лекарства в период с полуночи до причастия — посоветуйтесь со священником. Все слабости и немощи человеческие ведомы Господу, и посредник между Богом людьми даст доброе наставление по всем вопросам, которые Вас смущают или тяготят.

Во время богослужения, на котором хлеб и вино силой Духа Святого незримо пресуществляются в Тело и Кровь, нужно находиться непрерывно в храме и молиться.

Вышедший из алтаря священник с Чашей и с возгласом «Со страхом Божиим и верою приступите» — знак начинающегося приобщения к Святым Дарам.

Причастники опускаются на колени, сложив руки крестообразно на груди. Перед Чашей не крестятся — дабы не толкнуть случайно священника и не расплескать Святую Кровь.

Когда подойдет Ваша очередь — встаньте перед священником, не отнимая рук от груди, назовите свое имя и откройте рот.

После того, как Частица Тела Христова окажется во рту — оближите лжицу (ложечку), после промокания губ платом поцелуйте край Чаши.

Не разговаривая и не прикладываясь к иконам пройдите к специальному столику с просфорами и водой — необходимо омыть ею полость рта, чтобы ни одна, даже самая мельчайшая частица Святых Даров не пропала.

Перед причастием необходимо читать специальные молитвы, называемые «Последование ко Святому Причащению». Это довольно объемный комплекс молитв, наиболее известными из которых являются молитвы Иоанна Златоуста и прочих святых. Иоанн Златоуст — один из Отцов Церкви, автор чина Литургии — по написанному им богослужению мы принимаем Святую Кровь и Пречистое Тело Спасителя Господа Иисуса.

«Популярных» или, как их ещё по незнанию называют, «сильных» молитв для подготовки ко Святому Причащению не существует.

Если Вы по состоянию здоровья не в состоянии вычитать все предполагаемые Правилом молитвы — обратитесь к священнику, который сможет благословить на чтение сокращенного Последования.

Никогда не уменьшайте чин самовольно — это большой грех, который не позволит причаститься достойно, принятие Святых Даров будет Вам во грех и дополнительное осуждение вместо прощения и просветления. Благодарственные молитвы после причастия — продолжение диалога с Господом, а не просто отбытие повинности.

Возблагодарите Бога за милости Его

После того, как Вы соединились с Самим Господом в Таинстве Причастия, нужно достойно хранить полученный Дух благодати Божией, а прежде всего — достойно поблагодарить Христа за допущение к Святому Таинству. Молитвослов держит также «Благодарственные молитвы о Святом Причащении» — комплекс молитвенных песнопений, которым принято благодарить Господа за проявленную им неизреченную милость.

В этом молитвенном правиле собраны жемчужины Слова, авторами которых были величайшие умы Церкви.

Тот же Иоанн Златоуст, Симеон Метафраст, и многие другие преподобные Отцы благодарили Всемогущего Милостивого Господа за то, что сподобились принять Его милость, и Святую Его Чистую Матерь за ее подвиг, результатом которого стало Боговоплощение, а в конечном итоге — наше общее Спасение от мрака и тлена Смерти.

Они благодарили и оставили нам, грешным и недостойным потомкам слова молитвы: чтобы, помня всегда о своем недостоинстве, могли и мы возносить Богу хвалу за Его человеколюбие, проявляемое к нам.

Будьте достойны принимаемых даров, и искренне благодарите Господа за Его милости и щедроты. Причастие — это великое таинство, не относитесь к нему, как к чему-то несущественному.

Подготовка детей к причащению

Молитва при причастии детей

Как Вы знаете, ко Причастию и Исповеди нужно готовиться, но детская подготовка и детская исповедь совершенно особенная, не сравнимая со взрослой. Задача христианина, в том числе и юного, – получить пользу от Исповеди и Причастия, поэтому важно, чтобы подготовка к таинству и сама исповедь прошли эффективно и неперегруженно.

Если священник опытный, этот вопрос можно обговорить в индивидуальном порядке, если священник требует вычитывания всех канонов, строгого поста для ребенка, то большой вопрос полезно ли это…На данном этапе, на мой взгляд, важен индивидуальный подход, если ребенок с младенченства в Храме – это одно, если от случая к случаю – другое.

С ребенком нужно разговаривать и пояснять, а не командовать и тащить силком

Важно заранее, еще до подготовки, простым языком объяснить ребенку, почему теперь ему нужно готовиться ко причастию.

Да и вообще-то каждый родитель должен своевременно со своим ребенком провести беседу, что по исполнении 7-ми лет его детство закончилось, что началась взрослая жизнь и все грехи и плохие поступки Боженькой и его Ангелами учитываются и записываются на него самого.

И для того, чтобы очиститься от грехов, он должен самостоятельно исповедоваться и причащаться. В чем положено каяться на Исповеди, ребенку тоже нужно и можно заранее объяснить, ведь Вы все плохие поступки и наклонности своего ребенка прекрасно знаете.

Не нужно самим родителям писать ребенку записку или заставлять и стоять над душой, пока он эту записку не напишет. Оставьте ребенку его Исповедь индивидуальной и по Исповеди не спрашивайте, ни о чем он исповедовался, ни что спрашивал батюшка. Если ребенок захочет, то сам расскажет, если нет – значит, нет.

Как вариант, подготовка может быть такова, но важно обсуждать индивидуально с приходским священником

По всем вопросам, касающимся поста, отмечу, что, на мой взгляд, будет правильным отказаться первые два дня от сладкого, на второй день отказаться от мяса, но оставить возможность кушать рыбу и молочное, а на третий день отказаться от рыбы и молочного. Если ребенок пока мал, то третий день отказываемся от рыбы, а молочное оставляем в рационе. По большому счету, это все индивидуально и обсуждается с конкретным духовником. Поэтому мои рассуждения в данном случае больше рассуждения, нежели рецепт.

Духовная подготовка ребенка тоже важна

Важно, помимо телесной подготовки готовить ребенка к таинству  и духовно, чаще читая молитвы, читая детскую Библию, меньше смотреть мультиков, а например, заменить их на просмотр Закона Божиего, он есть в нашей галерее.

Все постепенно, и молитвы тоже

По всем моментам, что касаются молитвенной подготовки, подчеркну: ребенка нужно приучать к вечерним богослужениям, но, если пока тяжело, можно сначала пропускать, потом приходить на половину, потом уже стоять полностью. Вечером накануне Причастия так же, как и взрослым, детям не надо смотреть мультики, а необходимо почитать книги про Боженьку и его Святых.

Далее настало время вопроса о молитвах. Убежден, что вводить в молитву ребенка нужно постепенно.

Сначала, как мне думается, допустимо читать три молитвы из вечерних молитв, далее после «Канона Ангелу Хранителю» прочитать одну молитву, после «Канона Богородице» прочитать одну молитву, после «Канона Спасителю» прочитать 1 молитву и далее 4 молитвы прочитать из «Канона ко Святому причащению».

Думаю, этого будет достаточно, однако важно их прочитать внятно, со вниманием, молясь от души, но не вырабатывая формальное отношение к молитвенному делу. Постепенно, количество молитв нужно увеличивать. Посмотрите по ссылке молитвослов издательства Московской Патриархии, там все подготовлено для детской молитвы. 

Данный материал собран из Святоотеческой литературы, размещенной в свободном доступе в сети Интернет как отдельно (отрывками), так и целыми электронными книгами, объемы которых очень велики для современного читателя, привыкшего, как правило, улавливать лишь поверхностную суть. Автор настоящего проекта систематизировал и отобрал материал, насколько это возможно, выделив самое главное, ориентируясь на свою точку зрения.

Создатель данного проекта не претендует на авторство представленных материалов и настоятельно рекомендует заинтересованным читателям приобрести в печатном виде полные версии Святоотеческих трудов.

Использованные источники указаны в специальном разделе нашего сайта «Рекомендованная литература и источники», кроме того, каждую книгу мы сопроводили небольшой рецензией, полезной для всех неравнодушных читателей.

«Должен ли ребенок перед причастием пост соблюдать?»

– Опять: если для родителей пост в тягость, то возникает проблема и с ребенком. А если это естественная жизнь семьи, то и вопросы такие даже не возникают. Ребенок ест, что дают ему взрослые. Пост ведь это не голодовка. Это изменение своих привычек, образа жизни. Главное в нашей жизни не количество молитв, не пост – все это лишь средство.

Нужно не запрещать, не заставлять, а чтобы ребенок добровольно принимал такой образ жизни. Если его заставили – он вырвется из-под родительского крыла и все равно сделает по-своему, вот что ужасно. Святые отцы советуют ребенка так растить, чтобы, когда вырастет, когда в 7 лет впервые сам на исповедь пойдет, он себя сам ощущал христианином, чтобы взял иго Христово добровольно.

Заставить сделать это невозможно. Красоту такой жизни можно только показать. И когда дети увлекутся духовной жизнью, то они открывают такое богатство, которое несравнимо со всеми богатствами мира.

Как в Евангелии: нашел жемчужину, пошел и ради нее все продал. Так и духовная жизнь: нашел ее – от всего откажешься, чтобы этой жизнью жить.

Нужно помочь ребенку это богатство внутри себя открыть, чтобы он не думал, что это все лишь внешнее.

«Если ребенок еще без исповеди причащается – он уже должен как-то готовиться к причастию?»

– Особых правил нет, но если возможно, чтобы он не вкушал перед причастием, – это будет хорошо. Надо приучать ребенка, чтобы он с малых лет готовился к походу в храм, собирался.

«Когда ребенок готовится к первой своей исповеди, нужно подсказать, какие грехи у него есть, как в них каяться?»

– Мы привыкли обращать внимание детей на то, что они плохо делают. Но ведь главная-то беда не в том, что плохое делают, а в том, что не стараются делать хорошее. Самый большой грех заключается в том, что человек не делает того, что должен делать. Его ругают, и человек понял, что он – плохой. Но грех в том, что он хорошим не становится. греховность – несоответствие идеалу, святости.

Что такое покаяние? Это изменение жизни в сторону идеала, святости. Я должен исправлять себя. Если у меня есть только видение отклонения, а не движение к идеалу – это самое плохое. Нужно видеть цель христианской жизни – Богоугождение.

Чем я Богу не угодил, должен был угодить, а не угодил? Это не сделал, это не сделал… Самые наши грехи – не в делании, а в неделании. Не выполнил свои обязанности ребенка. Какие? Послушания родителям, помощи, смирения, свои обязанности как ученика…

Когда взрослый человек приходит и говорит, что грехов у него особых нет, то это свидетельство непонимания им цели своей жизни.

«Родители должны как-то направлять, подсказывать, или ребенок сам решает, что сказать батюшке?»

– Еще до семи лет его надо подготовить, что наступит такой день, когда он придет первый раз на исповедь. Это праздник! Это первая встреча ребенка со священником на исповеди. Родители ему передают из своих рук ребенка. К этому готовить нужно и священника. Благочестивые родители меня предупреждают заранее.

Я уже знаю, что ребенок пришел первый раз и с ним нужно поговорить. Здесь уже другой разговор – разговор духовника, начинается духовное окормление ребенка. Не просто формально родители приводят ребенка в церковь, а нужно привести к тому священнику, который будет окормлять его и впоследствии.

«Можно расспрашивать ребенка, что ему батюшка сказал?»

– Тайна исповеди заключается не только в том, что священник не может рассказывать об услышанном на исповеди, но и тот, кто исповедовался, тоже должен ее хранить. Праздное любопытство о тайне духовной жизни греховно. Поэтому родители должны научить себя смиряться, не задавать таких вопросов.

«А если ребенок сам хочет рассказать, потому что он привык делиться во всем с родителями?»

– Тогда молчать и слушать. Со священником потом посоветоваться. Но не разжигать этот разговор, не поощрять. Все-таки разговор на исповедальные темы должен быть только на исповеди. И ребенок тоже должен уметь хранить свой внутренний мир.

«Родители могут подсказать священнику: ребенок, мол, то не делает или другое?»

– Можно посоветоваться по вопросам, смущающим родителей.

Источник: https://ierei063.ru/o-tserkvi-i-lyudyakh-prostym-yazykom/tainstva-tserkvi/tainstvo-evkharistii-prichashcheniya/podgotovka-k-prichashcheniyu/podgotovka-detey-k-prichashcheniyu/

Причастие ребенка. Подготовка детей к причастию

Молитва при причастии детей

Вопрос о подготовке детей к причастию освещается во многих книгах и на многих православных сайтах. Однако ему уделяется внимание лишь в рамках вопроса о подготовке к причастию взрослых.

Ввиду большого отличия физиологического и психологического устроения взрослого человека и ребенка, автор статьи предлагает найти особый подход к рассматриваемому вопросу, который бы учитывал возрастные особенности детей и исходя из этого позволял принимать решения относительно выбора условий подготовки к Таинству Причастия.

Мы расскажем о подготовке к Таинству для детей:

  • До года
  • От года до трех лет
  • От трех лет до семи.

Вопрос о подготовке детей к причастию в большинстве книг и на многих православных сайтах обсуждается в рамках вопроса о подготовке к причастию взрослых. Разве что с некоторыми уточнениями, которые занимают максимум три абзаца.

Причем советы батюшек и мнения авторов публикаций оказываются чуть ли не диаметрально противоположными.

Одни утверждают, что детей надо готовить путем чтения с ними молитв – начиная с небольшого количества и заканчивая вычитыванием всего правила по мере освоения текста и привыкания, а также с малолетства приучать ребенка к трехдневному посту.

Другие говорят о том, что важно просто настроить соответственно малыша, достаточно в качестве аскетического упражнения ограничить доступ к телевизору, а перед причастием младенца (каковыми считаются дети до 7 лет) можно даже и покормить, если он не может терпеть.

Особое внимание уделяется и вопросу детской исповеди, так как в русской традиции сложилось так, что исповедь, практически утратив значение самостоятельного Таинства, превратилась в обязательный элемент подготовки к причастию – своеобразным пропуском к Чаше со Святыми Дарами. А потому большинство интернет и печатных источников категорично говорит об обязательной исповеди перед причастием ребенка, начиная с семилетнего возраста.

Еще одной особенностью является в общем-то своеобразное невнимание к теме подготовки ребенка к причастию – в сознании многих священников ребенок предстает таким своеобразным недоделанным взрослым, а потому ему просто надо все «объяснить», вроде как слабоумному.

Например, на вопрос о том, можно ли насильно причащать годовалого ребенка, священник отвечает:  «Родителям нужно приложить усилия и со своими детками дома беседовать о Церкви и Таинстве. После причастия можно дать ребеночку что-нибудь вкусненькое, создать радостную обстановку для малыша.

Ставить в пример тех деток, которые спокойно причащаются. И со временем Ваш ребенок привыкнет, и будет хорошо, спокойно причащаться». Хороший ответ, правильный. Проблема только в том, что беседовать с годовалым ребенком о Церкви и Таинстве в общем-то можно сколько угодно – также как об астрофизике или нанотехнологиях.

В этом возрасте уровень восприятия информации, как, собственно, и детская память, имеют свои особенности: «В раннем детстве и в младшем дошкольном возрасте память имеет непреднамеренный, непроизвольный характер. В этом возрасте перед ребенком еще не возникают задачи запомнить что-либо для воспроизведения в будущем.

Двух-трехлетний ребенок запоминает только то, что имеет для него актуальное значение в данный момент, что связано с его непосредственными жизненными потребностями и интересами, что оказывает на него сильное эмоциональное действие”.

  То есть смысла именно «беседовать с годовалым ребенком о значении церкви» нет, хотя, конечно, сами родители могут получить от этого несказанное удовольствие и почувствовать свою значительность и духовное мастерство – ведь они взращивают свое чадо в вере.

Однако, как и во всех вопросах, касающихся воспитания ребенка, надо трезво отдавать себе отчет, к чему ведет то или иное родительское действие, а уж тем более такой масштабный «проект», как воцерковление собственных детей.

И здесь, мне кажется, главная ошибка заключается именно в том, что к детям относятся в лучшем случае как к потенциальным взрослым, в худшем – как к реальной помехе богослужению, которую путем воспитания надо выдрессировать и превратить в благочестивую копию древних монахов.

В медицине, как и в психиатрии, например, существуют специальные, именно детские врачи, и выделяется детская и подростковая психиатрия. Это не случайно: детский организм (на физическом и психическом уровнях) отличается от взрослого настолько, что взрослый врач (если он профессионал) не будет лечить ребенка.

Для этого существуют педиатры и детские хирурги, окулисты и проч. Я думаю, что подобную параллель можно провести и с духовным пастырством – возможно, нам нужны «специализированные» детские священники, нужно «детское богословие». Хотя, как я понимаю, этот вопрос пока не то что не решается, он даже не возникает.

И это вполне объясняется тем, что основной груз воспитания ребенка лежит, безусловно, на плечах родителей.

Попытаемся рассмотреть вопрос о подготовке детей к причастию исходя не из научных богословских трудов, которых у нас, как уже было сказано, в общем-то нет, а из собственного опыта, который, конечно, как и всякий опыт, имеет свои недостатки, а именно ограниченность и личные, характерные черты. Но тем не менее, и этот опыт может стать началом дискуссии о воцерковлении детей.

Итак, я бы, в первую очередь, разделила вопрос о подготовке детей к причастию на несколько подвопросов по разным критериям: возраст ребенка, количество детей в семье, воцерковленность  семьи, а также собственные семейные традиции.

Причастие ребенка до года

Подход к подготовке ребенка к причастию зависит от того, каков возраст ребенка. Так, конечно, абсурдно, как уже говорилось, заранее беседовать с младенцем до года; задача родителей, которые хотят причастить своего ребенка,  – в первую очередь поднять себя с утра после бессонной ночи и укачать любимое чадо, страдающее коликой или зубками.

Но мало просто встать и собраться, нужно угадать с кормлением младенчика, исходя из его «пищевого ритма». Я верю, есть на свете ангельские крохи, которые выдерживают трех-четырехчасовой перерыв между кормлениями и питаются так, словно у них внутри встроен таймер. Мои дети были другими: они требовали еды часто, кушали долго, а потом еще и обильно срыгивали.

Я извиняюсь за физиологические подробности, но без них никуда – ведь если ребенка принести к причастию сразу после кормления, есть опасность, что он срыгнет и Святые Дары. Хотя эта ситуация скорее из разряда гипотетических, но тем не менее и ее надо учитывать.

Если же ребенок будет слишком голоден, то вы рискуете украсить проповедь батюшки перед причастием ребенка заливистыми руладами (у нас не перевелись еще мужественные пастыри, которые читают длиннющую проповедь перед самым причастием, героически не замечая ноющих, рыдающих, шебуршащихся в первых рядах малолеток, изнывающих от ощущения полной бессмысленности происходящего), а соответственно, и сами будете нервничать: и за ребенка переживать, и стыдиться производимого вами фурора.

Таким образом, мама должна так приспособиться и к нуждам собственного младенца и к расписанию службы, чтобы и ребенка причастить, и самой при этом со стыда не умереть. Конечно, это легче сделать, если семья воцерковлена, и родители могут практически безошибочно угадать время причастия.

Или же они помогают друг другу: один гуляет с коляской на улице, другой – молится в храме. Если же в храм ходит только мама с малышом, ее задача усложняется.

В этот недолгий, в общем-то младенческий период главная подготовка к причастию для ребенка – это на самом деле умение мамы сохранить благодушие и позитивный настрой во время похода в храм на Литургию: донести малыша, раздеть, если жарко в храме, одеть, если холодно, не дать ему расплакаться, простоять какое-то время, держа на руках чадо, которое уже к возрасту в полугода, кстати, весит около 10 кг, ну и, конечно, причастить. И это, пожалуй, все. Может быть, не очень духовно и благочестиво, но – реально и жизненно.

Причастие ребенка от года до трех лет

С детьми старше года уже можно разговаривать – про мишек, зайчиков, белочек, машинки и многое другое. Это уже прогресс. Значит, можно пытаться и «беседовать о Церкви». Но с учетом возрастных и психических особенностей ребенка: «Отличительной чертой детской памяти является ее наглядно-образный характер.

Ребенок лучше запоминает предметы и картины, а из словесного материала — преимущественно образные и эмоционально действующие рассказы и описания. Отвлеченные понятия и рассуждения, как плохо еще понимаемые, не запоминаются маленькими детьми.

В силу ограниченности жизненного опыта у детей еще недостаточно развиты отвлеченные связи, и их память опирается главным образом на наглядно воспринятые отношения предметов.

Осмысленное запоминание начинает развиваться у детей с появлением у них речи и в последующем все более совершенствуется, как в связи с дальнейшим развитием речи, так и по мере накопления жизненного опыта».

Таким образом, бесполезно с ребенком говорить отвлеченно, рассказывать ему о Таинствах тем языком, которым об этом пишут в большинстве катехизисов и церковных книг. Но это не означает и слюнявого сюсюкания вроде «подойди к батюшечке, сейчас он тебе даст конфеточку с ложечки», и тому подобное.

Во-первых, в этом возрасте  большинство родителей интуитивно понимают, что и как нужно говорить ребенку. Например, в обиход входит речь от первого лица множественного числа: «Мы сейчас будем кушать», то есть мама соединяет себя с ребенком, и все, что делает она, делает и он, и наоборот.

С другой стороны, к ребенку обращаются и о нем говорят в третьем лице, используя при этом его имя собственное: «Машенька все скушала, вот молодец!».

Источник: https://www.pravmir.ru/podgotovka-detej-k-prichastiyu/

Молитвы перед причастием

Молитва при причастии детей

К любому таинству необходимы соответствующие приготовления. Но, большинство не знакомо с процессом и боится что-нибудь сделать неверно.

Какие молитвы следует возносить перед исповедью и причастием?

Что такое Причастие?

Причастие – таинство, призванное спасти душу и которое помогает соединиться с Богом. В церкви оно проводится во время Евхаристии, утром с 7 до 10 часов. Тогда же читается акафист Иисусу Сладчайшему.

К причастию допускают тех, кто прошел:

  • крещение или принятие Бога Единым властелином, моего владыки над душой;
  • исповедь — после нее человек обретает чистое сердце и может принять Божьи милости.

Причаститься могут не только взрослые, но и дети (последним, подготовка не требуется). Поступки, в которых человек раскаялся, полностью прощаются, а чистая вера позволяет освободиться и слиться со Всевышним.

Что такое Исповедь?

Исповедь не зря именуют вторым крещением, ведь после нее человек, как будто, вновь рождается. Поэтому, обряд становится одним из главных событий в жизни каждого.

Проводится он в 2 этапа: приготовления и исповедания перед священником в церкви. Молитва перед исповедью читается самостоятельно, тем самым подготавливая сердце к очищению, осознанию проступков и их принятию.

Между двумя названными таинствами имеется прямая связь, ведь они являются элементами одного стремления. их задача —  помочь прихожанину отпустить грехи и получить силу против искушения совершать их в будущем.

Стоит помнить, что к причастию не допускают без исповеди. Единственным исключением считаются младенцы и взрослые, принявшие накануне крещение.

Подготовка к причастию

Серьезным этапом считается внутренняя подготовка: необходимо взять под контроль эмоции, не осуждать и не сквернословить. Также следует возносить молитвы перед причастием за 3-5 суток. Но, если прихожанин ранее не приходил на службы, не знает обращений к Богородице и Ангелу Хранителю, то подготовка затянется до 7 дней.

Человека также могут благословить на недельный пост с обращением к триединому Богу: Отцу и Сыну и Святому Духу. Процесс называется «говение», что подразумевает духовную борьбу с повинностями и отказ от еды.

Священники также рекомендуют читать книгу пророка Исайи, священный текст 50-го псалома. В последнем, просится о прощении за свершенные ошибки:

«…очисти мя, яко беззаконие… Отврати лице Твое от грех моих… беззакония моя очисти…».

В окончании, просят о получении благосклонности от церкви (Твоим Сиона).

Подготовка к исповеди

Религиозные люди желают искупить повинности и понимают, что без раскаяния это невозможно.

Хороший ориентир дают молитвы перед исповедью, но также важна и внутренняя подготовка, когда требуется:

  • сознаться в проступках, неправильном поведении и перестать оправдывать себя;
  • повиниться в содеянном (хорошо помогают раскаяния Василия Великого о непослушании «Твоих повелений» и просьбе спасти душу);
  • веровать в божественное милосердие;
  • быть убежденным, что таинство поможет грешному и непотребному спасти душу.

Подготовка также включает в себя составление списка провинностей на бумаге. Описывать подробности не следует, лишь только самую суть.

Список отдается святому отцу, который читает молитвы слове божий. Страшные и тяжелые грехи рассказываются вслух.

Нужно ли молиться перед обрядами?

Подготовка к таинству считается обязательной, но некоторые пропускают этот важный этап. Даже при чтении обычных молитв «Господи Помилуй» и «Отче наш», к человеку приходит понимание, очищение и прощение. Он приходит на обряд подготовленным, с чистой и открытой душой.

Православные молитвы помогают подняться выше в духовном плане и изменить жизнь в лучшую сторону. Сила обращения к Богу увеличивается во время святаго общения, так как совершается через служителя.

Не пренебрегайте молитвами — они во благо вашей душе.

Молитвы перед исповедью

У людей, часто возникает путаница, какие молитвы следует читать перед исповедью. Их список широк и не переживайте, если пропустите какой-либо призыв. Главное – читать осознанно, искренне и с чистым сердцем. Все они подготавливают сознание к исповеди.

Это следующие молитвы:

  • к Отцу Богу со словами «… Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом»;
  • Иоанна Дамаскина, особо почитаемого в христианстве. Главное его обращение начинается словами: «Пред дверями храма Твоего предстою…»;
  • Василия Великого, где высказывается благодарность Всевышнему за дары «которые Ты даровал мне» и восхваляют его имя «с Отцом и Святым Духом, ныне и присно…»;
  • св. Симеона, где говорится о покаянии и спасения миру;
  • прп. Симеона, где говорится об обуздании души «едину, сочетавшуюся Тебе»;
  • вселенского святителя Иоанна Златоустого, который просит об обновлении духа, сердца и использовании «Твоего Тела» в посвящение.

Все обращения говорят об осознании проступков и заканчиваются взыванием «слава Тебе!». В дополнение к перечисленному списку, читаются 22, 23, вышеназванный 50-й и 115 псаломы.

Отдельной главой выделяют обращение-просьбу И.Дамаскина о причащении божественных, преславных, пречистых Тайн, которые будут каждому верующему в очищение царства и в твердый оплот. Заканчивается призыв теми же словами, что и другие: «присно и во веки веков. Аминь».

Даже, если прихожанин исповедался по всем условиям, его могут не допустить к Евхаристии. Иногда, он сам не готов к таинству – тогда необходимо выполнить богоугодные дела (помощь, поклоны и т.д.). Если под рукой нет молитвенника, то разрешается читать «Аминь. Отче наш иже».

В обращении говорится о многих важных вещах, в особенности, про долги «якоже и мы оставляем». После этого, начнется приготовление к обряду – чтение канонов.

Но, делать это надо правильно: вдумчиво, в тихой комнате, не торопясь и не отвлекаясь.

Основные каноны:

  • канон покаянный Иисусу Христу: собраны песни к Спасителю, помогающие смягчить душу;
  • канон молебный Богородице, состоящий из самых теплых взываний: Матерь Слова, Пречистая Твоих и других. Ни одному другому народ никогда не давал столько нежных и красивых названий;
  • канон покровителю Небесному, Ангелу – Хранителю, где подчеркивается роль духовного покровителя у каждого верующего.

В канонах содержится 8-9 песен: каждая песнь Христу несет человеческие чувства — надежду на прощение, сожаление о грехах, благодарность за милосердие и долготерпение.

Каноны имеют четкую структуру, пусть немного отличаются друг от друга. Надо отметить, что их поют не только перед причастием, но и во всякой скорби душевной.

Дополнительно читаются:

  • 3-е обращение Симеона Метафраста, где можно встретить следующие слова: «…священныя Твоя ученики соделавый…»;
  • 2-й призыв св. Иоанна Златоустого, в котором высказывается просьба направить «живот мой» (жизнь верующего) в правильное русло;
  • 9-е прошение св. Иоанна Златоустого, содержащее благодарственные обращения к Спасителю: «…рабу Твоему, прегрешения и согрешения…».

Молитвы после причастия

Дальнейшее поведение прихожанина, после причастия, очень важно: нельзя повторять поступки, которые были прощены и вести разгульную жизнь.

Поддержать силу духа помогут благодарственные тексты:

  • 1-й, в котором христиане благодарят Господа за их принятие: «…в просветление сердца моего… помнил милость Твою…»;
  • св. Василия, где воспевается Христе Боже Мой за ниспосланные простым людям дары;
  • прп. Симеона Метафраста помогает защититься от прегрешений «Владыко, прости…»;
  • 4-й о ниспослании вечной жизни и прощения на судном дне: «…и кровь Твою драгоценная…».

В завершении, можно обратиться к Богородице «…спаси нас богородичен…», защитницей верующих перед Господом. Обращаться к святым желательно каждый день.

Ребенок на исповеди и причастии

Детям до 7 лет не требуется проходить подготовку — у них чистая и светлая душа. Каждый может привести в церковь ребенка для вкушения Даров Христовых. При этом, держать пост и проходить исповедь не требуется.

Но, желательно, дома подготавливать малыша:

  • выучить обращение к Ангелу, если ребенку больше нравятся пения, то можно выучить часть «…егоже мя сподоби» и припев «Пресвятая Богородице, спаси нас»;
  • приучить к церковным правилам, но делать это необходимо мягко, чтобы не вызывать у малыша неприятие.

Детям постарше и подросткам следует проводить беседы, вместе разбирать молитвы «…множества беззаконий моих, буди ми спаситель, и по щедротам Твоим…» и объяснять непонятные слова.

Источник: http://vanguem.ru/molitvy/pered-prichastiem

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.