Молитва светлой седмицы

Содержание

Важные изменения: домашние молитвы Светлой Седмицы и подготовка к Причастию

Молитва светлой седмицы

Святая Пасха Христова является величайшим праздником в жизни любого христианина. Не удивительно, что она, на какое-то время, меняет и весь наш жизненный уклад.

В частности, домашние молитвы Светлой Седмицы отличаются от привычных. Меняется чин подготовки мирянина ко Причастию.

С вечера первой субботы по Пасхе и до самого праздника Троицы некоторые привычные элементы утренних и вечерних молитв также меняются.

Домашние молитвы Светлой Седмицы

Итак, давайте разберем, как меняются домашние молитвы Светлой Седмицы и чем они отличаются от привычных нам. Я допускаю, что мою страницу могут читать люди, которые только воцерковляются, и начну с малого вступления.

Одним из важных моментов церковной жизни христианина является ежедневное домашнее (т.н. «келейное»)  чтение утренних и вечерних молитв.

Это можно сравнить с  «добрым утром» и «спокойной ночи», которые любящие дети говорят своим родителям утром и отходя ко сну.

Утренние и вечерние молитвы — это набор молитв, составленных разными святыми, которые Церковь рекомендует как содержащие самые необходимые для каждого православного славословия и прошения к Богу, Богородице и святым на день и грядущую ночь.

От праздника Пасхи и до праздника Троицы домашние молитвы изменяются для того, чтобы выразить почтение святому празднику на протяжении Светлой Седмицы и затем показать понимание верующим основных библейских событий, последовавших за нею.

Самое главное изменение, о котором нужно знать верующему: во все дни Пасхальной недели (Светлой Седмицы) – первой недели после праздника Воскресения Христова, до утра субботы включительно, – вечерние и утренние молитвы дома не читаются. Вместо них поются или читаются Часы Пасхи. Их можно найти в больших молитвословах и молитвословах-каконниках.

Также любые другие домашние молитвы Светлой Седмицы — каноны, акафисты и пр. обязательно предваряются  троекратным чтением тропаря Пасхи:

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав”

Псалмы и молитвы, обычные для домашних молитв при чтении канонов и акафистов с Трисвятого по “Отче наш…” (с тропарями после него) при этом не читаются.

Вместо молитвы «Достойно есть…», обычно завершающей чтение любых молитвенных правил читается т.н. «задостойник» (см. ниже).

Часы Пасхи поются также вместо Повечерия и Полунощницы.

На протяжении Светлой Седмицы христианином дома не читаются Псалтирь и никакие покаянные молитвенные правила.

Со дня Святой Пасхи до дня Святой Троицы отменяются земные поклоны. Подробнее о поклонах можно прочесть здесь.

Подготовка к Причастию на Светлой Седмице

Если христианин провел в воздержании и молитве Великий пост, то на Светлой Седмице он может приступать ко Причащению натощак (т.е. не принимав пищи и воды с полуночи), но без поста накануне.

Разумеется, следует сделать оговорку, что перед Причастием и разговлятьсяРазговение — разрешение, по окончании поста, употреблять скоромную пищу, запрещенную во время поста нужно в меру, не переедая и не предаваясь пьянству, курению табака.

Домашние молитвы Светлой Седмицы, составляющие правило ко Святому Причащению, изменяются таким образом: вместо трех канонов (Покаянный, Богородице и Ангелу-Хранителю) читается Канон Пасхи, затем — Часы Пасхи, Канон ко Причастию с молитвами.

Как уже говорилось выше, все молитвословия, в том числе и благодарственные молитвы по Святом Причащении, предваряются троекратным чтением тропаря Пасхи, а псалмы и молитвы с Трисвятого по “Отче наш…” (с тропарями после него) — не читаются.

Что касается исповеди перед Причастием: если вы исповедовались на Страстной седмице и не совершали тяжких грехов, тогда необходимость исповеди непосредственно перед Причастием лучше определить со священником храма, где вы хотите причаститься или своим духовником.

Домашние молитвы второй седмицы по Пасхе и до Троицы

Со второй седмицы по Пасхе (вечер первой субботы) возобновляется чтение обычных утренних и вечерних молитв, а также Правила ко Святому Причащению, включающего каноны ко Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю и Последование ко Святому Причащению.

Однако необходимо обратить внимание на следующие особенности: до праздника Вознесения Господня (40-й день по Пасхе), накануне которого совершается отдание праздника Пасхи, вместо молитвы Святому Духу “Царю Небесный…” трижды читается тропарь Пасхи “Христос воскресе из мертвых…”.

От Вознесения же до праздника Святой Троицы (50-й день) молитвы начинаются с Трисвятого “Святый Боже…”, молитва Святому Духу “Царю Небесный…” не читается и не поется до праздника Святой Троицы.

Еще раз напоминаю, что до дня Святой Троицы отменяются земные поклоны не только дома, но и в Храме, в частности — на возглас «Святая — Святым» и при выносе святой Чаши.

Задостойник

От понедельника Светлой Седмицы до Вознесения вместо обычного окончания молитв «Достойно есть…» поется задостойник:

«Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся!

Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего.»

По материалам сайтов azbyka.ru и foma.ru

Видишь ошибку в этой статье? Пожалуйста выдели ее и нажми Shift + Enter или нажми сюда, чтобы сообщить мне о ней.

Источник: http://avva.org.ua/poleznoe/molitvy/izmenenie-molitv-na-paskhu/

Часто задаваемые вопросы о Пасхе. Ответы священника

Молитва светлой седмицы

По давней традиции обычные утренние и вечерние молитвы заменяются в Светлую Седмицу пасхальными часами. Все часы: 1-ый, 3-ий, 6-ой, 9-ый – совершенно одинаковые и читаются одинаково. Это последование Пасхальных Часов содержит основные пасхальные песнопения.

Начинается, конечно, «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», «Воскресение Христово видевше…» трижды поется, затем поются ипакои, экзапостиларий и так далее. Это последование по времени прочтения гораздо короче, чем обычное утреннее и вечернее правило.

Обычные молитвы, которые содержат и покаянного характера молитвы, и другого рода, все заменяются пасхальными песнопениями, которые выражают нашу радость от этого великого события.

Как причащаются в Светлую Седмицу? Какой устав Церкви?

Никакого устава Церкви, касающегося особенностей Причащения в Светлую Седмицу нет. Причащаются точно таким же порядком, каким причащаются и в другое время.

Но есть разные традиции. Есть традиция синодального периода дореволюционной Церкви. Она заключалась в том, что люди причащались достаточно редко. И, главным образом, причащались постами. Не было принято причащаться на Пасху.

Еще в 70-80-е годы в Пюхтицком монастыре желание причаститься в Пасхальную ночь воспринималось как очень странное движение, казалось, что это абсолютно не нужно. Ну, в крайнем случае, в Великую Субботу, а вообще, в Великий Четверг, считалось, надо причаститься.

Тоже самое касалось и Светлой Седмицы.

Логика, которой в данном случае такая практика оправдывается, заключается примерно в том, что Причастие связано всегда с покаянием, с исповедью перед Причастием, а поскольку мы празднуем великий праздник и, вообще, другие великие праздники, то какое же покаяние в праздник? А нет покаяния – значит нет и Причащения.

С моей точки зрения, какой-то богословской критики это не выдерживает. И практика древней Церкви досинодального периода и в России, и вообще в древней Церкви повсюду, заключалась в том, что как раз в великие праздники обязательно люди стремились причаститься Святых Христовых Тайн.

Потому что пережить полноту празднуемого события, по-настоящему соучаствовать тому событию, которое Церковь празднует, можно только в Причастии. А если мы это событие переживаем только умозрительно, то это совсем не то, что Церковь хочет и может дать нам, верующим людям. Мы должны именно приобщиться! Приобщиться физическим образом к той реальности, которая воспоминается в этот день.

И это можно сделать, только во всей полноте участвуя в Таинстве Евхаристии, которая совершается в этот день.

Поэтому практика современная в большинстве храмов такова, что людям ни в коем случае не отказывают в Причастии в Светлую Седмицу. Я думаю, что разумно для тех, кто желает причаститься в эти дни, ограничиться исповедью, которая была на Страстной Седмице.

Если человек приходил в Страстные дни и исповедался, и он не чувствует таких уже серьезных оснований внутренних, которые бы его отделяли от возможности причаститься, каких-то грехов вот в этот пасхальный период, то, я думаю, что совершенно возможно было бы причащаться без исповеди.

Впрочем, ни в коем случае не рекомендую этого делать, не посоветовавшись с Вашим духовником, и как-то не согласовав со священником, в храме которого Вы причащаетесь. Просто для того, чтобы не было каких-то недоразумений и разномыслий.

Почему в Великую Субботу, в саму Пасху и всю Светлую Седмицу вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся!», которое поется при крещении людей?

Это означает, что этот период в древней церкви был периодом массового крещения. И если людей крестили в Великую Субботу, что практиковалось чрезвычайно широко, чтобы они уже принимали участие в Пасхальной службе как верные, а не как оглашенные, то в течение всей Светлой Седмицы эти люди безотлучно находились в храме.

Они были помазаны миром, и места, помазанные миром, обвязывались специальными повязками. В таком виде люди сидели в храме, не выходя. Это было немножко похоже на то, как сейчас, когда постригают в монахи, то тоже новопостриженный постоянно находится в храме и участвует во всех службах. То же самое в течение семи дней, происходило и с новокрещенными.

И, кроме того, это было время, когда с ними проводились таинствоводственные или тайноводственные беседы (по-гречески мистогогия). Мы можем читать эти беседы преподобного Максима Исповедника, других знаменитых проповедников древней Церкви, которые много делали для просвещения новокрещенных. Вот такие беседы и ежедневная молитва и Причащение в храме.

А на восьмой день совершались те самые обряды, которые мы совершаем сразу же после Крещения: пострижение волос, отирание мира и так далее. Все это совершалось на восьмой день после периода посвящения человека, воцерковления по-настоящему, введения в церковную жизнь.

Его отирали, снимали повязки, и он выходил настоящим опытным духовным христианином и начинал свою дальнейшую церковную жизнь. Поэтому в древней церкви такие люди, и миряне тоже вместе с ними, причащались ежедневно. Все вместе славили Бога за великие Его благодеяния.

Светлая Седмица – она сплошная, как с постом быть?

Здесь можно ссылаться на практику священников. Мы все служим в эти светлые дни, и священники совершенно не постятся. Этот пост перед Причастием связан с традицией сравнительно редкого причащения.

Если люди причащаются регулярно, скажем, раз в неделю, в воскресный день приходят в храм, на Двунадесятые праздники приходят причащаться, то, я думаю, что большинство священников не требуют от этих людей специального поста перед Причастием, кроме естественных постных дней – среды и пятницы, которые для всех людей и всегда.

А если в Светлую Седмицу, как мы знаем, этих дней нет, значит, в эти дни мы не постимся и причащаемся без этого специального поста перед Причастием.

Можно ли на Светлой Седмице читать акафисты, хотя бы келейно? Может быть, только Господа можно славить на этой неделе, а Божию Матерь и святых не положено?

Действительно, сейчас все наши духовные переживания устремлены к этому главному Событию. Поэтому в храмах вы замечаете, что священники на отпустах не поминают, чаще всего, дневных святых, а произносят праздничный пасхальный отпуст.

В службах мы тоже не задействуем память святых, хотя молебен в Святую Пасху, если совершается, то там предусмотрено поминовение святых дня, и тропарь может быть пропет. Такого уставного правила жесткого, что категорически запрещено поминовение святых в этот период, нет.

Но такого рода богослужения как акафисты и другие, которые посвящены событиям, не связанным с Воскресением, несколько расфокусируют наше духовное внимание.

И, может быть, действительно, в этот период не стоит слишком внимательно исследовать календарь и смотреть, какие там события, а больше погружаться в переживания Пасхальных событий. Ну, если уж такое есть вдохновение большое, то келейно, безусловно, можно и акафист прочитать.

Можно ли поминать усопших на Страстной неделе и на Светлой Седмице?

По традиции в Церкви не принято совершать панихиды в Страстную и Светлую Седмицы. Если человек умирает, то его отпевают особым Пасхальным чином, а первое массовое поминовение усопших, которое совершается после Пасхи, это Радоница: вторник второй недели после Пасхи.

Он, строго говоря, не предусмотрен уставом, но, тем не менее это традиция, уже давно установившаяся. В эти дни часто посещают кладбища, служат панихиды. Но келейно, конечно, Вы можете поминать. На Литургии, если мы совершаем проскомидию, конечно, мы поминаем и живых, и усопших.

Можете и записки подавать, но публичного поминовения в виде служения панихид обычно не принято в это время.

Что читается при подготовке к Причастию в Светлую седмицу?

Здесь могут быть разные варианты. Если обычно три канона читаются: покаянный, Божией Матери, Ангелу Хранителю, то, по крайней мере, покаянный канон не столь обязателен в этом сочетании. Правило ко Святому Причащению (и молитвы) читать, безусловно, стоит. А вот каноны имеет смысл заменить чтением одного Пасхального канона.

Как соединять Двунадесятые праздники или Страстную Седмицу и мирскую работу?

Это действительно тяжелая, серьезная, наболевшая проблема. Мы живем в светском государстве, которое совершенно не ориентируется на христианские праздники. Правда, какие-то сдвиги в этом вопросе есть. Вот Рождество сделано выходным днем. Пасха у нас всегда выпадает на воскресение, но за ним не дают выходной.

Хотя, скажем, в Германии и в других странах всегда за большим праздником следует выходной день. Устраивают Пасхальный понедельник, так он и называется. Тоже самое на Троицу, на другие праздники в христианских традиционных странах, где не было революции, не было безбожной власти, которая все это искореняла, выкорчевывала с корнем.

Во всех странах эти праздники признаются, притом что государство носит светский характер.

У нас, к сожалению, пока такого нет. Поэтому приходится применяться к тем обстоятельствам жизни, в которых Господь нам судит жить. Если работа такая, что она не терпит возможности брать отгулы или переносить на другие дни, или по времени ее как-то более ли менее свободно сдвигать, то тут надо выбирать.

Или Вы остаетесь на этой работе и сколько-то жертвуете своей потребностью бывать на церковных службах более часто, либо надо попробовать поменять работу так, чтобы там была большая свобода для того, чтобы бывать на церковных службах.

Но все-таки очень часто можно договариваться при хороших отношениях о том, чтобы с работы или чуть раньше отпускали, либо предупредить, что чуть позже придете. Есть ранние службы – Литургии, скажем, в 7 часов утра. Все крупные праздники и на Страстной Седмице, в Великий Четверток, в больших храмах всегда служится две Литургии.

На раннюю Литургию можно пойти, и к 9-ти часам Вы будете уже свободны, в начале 10-го. Так что к 10-ти часам Вы сможете попасть на работу, почти в любое место в городе.

Конечно, совместить работу с тем, чтобы посещать все Богослужения Страстной Седмицы и утром, и вечером, невозможно. И я думаю, что здесь нет острой необходимости порывать с нормальной, хорошей работой, если она не дает возможности быть на всех службах.

Хотя бы на основных, скажем, в Великий Четверток. Вынос Плащаницы – замечательная служба, но она совершается днем, значит Вы на ней не будете, зато на чин Погребения вечером в 6 часов можете прийти. И можете опоздать немножко, тоже ничего страшного не будет.

12 Евангелий вечером совершается в четверг – тоже служба, на которой очень хорошо быть.

Ну, если работа суточная или какой-то сложный график, по 12 часов надо работать, то какие-то службы Вы неминуемо будете пропускать, но Господь-то видит Ваше желание быть на этих службах, молиться, и воздаст Вам. Даже Ваше отсутствие зачтется Вам, что Вы как будто бы и были.

Важно Ваше сердечное желание, а не личное присутствие. Другое дело, что нам самим хочется быть в эти особые моменты жизни Спасителя в храме и как бы ближе к Нему, ближе пережить все то, что Ему суждено было пережить, но обстоятельства не всегда позволяют.

Поэтому если Ваша работа не ограничивает Вас настолько, что уж совсем не можете в храме бывать, не стоит ее менять.

Надо стараться находить такие моменты и договариваться с начальством, чтобы какие-то небольшие послабления Вам делали, зато в другое время Вы уж там постарайтесь отработать получше, побольше, чтобы не было никаких претензий.

Наша повседневная жизнь всегда ставит перед нами какие-то проблемы того, как нам сочетать жизнь в миру с нашей духовной жизнью, с нашей церковной жизнью. И здесь надо проявлять определенную гибкость.

Мы не можем отказаться от работы, не можем уйти куда-то в подполье или уж тогда надо избирать монашеский путь, тогда целиком вся жизнь будет предана Богу, служению. Но если есть семья, это невозможно, и здесь надо применяться.

Иногда даже не работа может ограничивать нас, а домашние дела, дети, которые требуют нашего внимания. Если мать будет постоянно в церкви, а ребенок будет постоянно один дома, тоже хорошего мало будет.

Хотя мать и молится в храме, тем не менее, иногда важнее просто личное присутствие и участие в жизни своих детей. Так что, будьте «мудры, яко змии» в решении таких вопросов.

Источник: https://happy-school.ru/publ/chasto_zadavaemye_voprosy_o_paskhe_otvety_svjashhennika/15-1-0-1944

Утренние и вечерние молитвы

Молитва светлой седмицы

О МОЛИТВЕ В ВЕЛИКИЙ ПОСТ И НА СВЯТОЙ ПАСХЕ
В Великий пост, кроме суббот, воскресений и праздничных дней, после молитвы “Царю небесныи” в вечерних и утренних молитвах полагается земной великий поклон. И все поклоны должны быть земные. Перед отпустом читается молитва “Честнейшую херувим…” вся до конца, и земной великий поклон. И далее:Именем Господним благослови, отче.За молитв святых отец наших, Господн Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. Аминь (поклон поясной всегда).И читается с благоговением молитва святаго Ефрема Сирина:Господи и Владыко Животу моему, дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия отжени от мене (земной великий поклон).Дух же целомудрия, смирения, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему (земной великий поклон).Ей, Господи, Царю, даждь ми зрети моя согрешения и еже не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки, аминь (земной великий поклон).После этого полагаются еще 12 земных поклонов с молитвами:1 2. Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (дважды, с поклонами).3. Боже, милостив буди мне грешному (поклон).4. Боже, очисти грехи моя и помилуй мя (поклон).5. Создавыи мя Господи, и помилуй мя (поклон).6. Без числа согреших, Господи, прости мя (поклон).Повтори их. Затем еще раз прочитай всю молитву св. Ефрема Сирина (земной великий поклон; всего 16 поклонов).Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь. Господи помилуй, Господи помилуй, Господи благослови.Отпуст. Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради… (см. выше).Прощение. Ослаби, остави… (см. выше).Далее, как указано выше в обычных утренних и вечерних молитвах.О МОЛИТВЕ НА СВЯТОЙ ПАСХЕВ приходных и исходных поклонах вместо “Достойно есть” (до отдания Пасхи) читается ирмос девятой песни пасхального канона:Светися, светися, новыи Иеросалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися Сионе, Ты же чистая, красуйся, Богородице, о возстании Рожества Твоего (поклон земной).На Светлой седмице вместо утренних и вечерних молитв, изложенных выше, можно молиться Полунощницу и Павечерницу пасхальным чином.От недели Фомины до отдания Пасхи вместо “Царю небесныи” читаем “Христос воскресе” (трижды).В утренних молитвах (и на Полунощнице) после приходных поклонов и “За молитв…” — “Христос воскресе” (трижды). Слава Тебе Боже наш, слава Тебе, всяческих ради” (трижды). Далее, как обычно.От отдания Пасхи до праздника святыя Троицы “Царю небесныи” не читается и ни чем не заменяется.

Вприходных и исходных поклонахвместо “Досто́йноесть” (доотдания Пасхи) читается ирмос девятойпесни пасхального канона:

Светися,светися, новыи Иеросалиме, слава боГосподня на тебе возсия. Ликуй ныне ивеселися Сионе, Ты же чистая, красуйся,Богородице, о возстании РожестваТвоего(поклонземной).

НаСветлой седмице вместо утренних ивечерних молитв, изложенных выше, можномолиться Полунощницу(и Павечерницу) пасхальнымчином.

Отнедели Фомины до отдания Пасхи вместо“Царю небесныи” читаем “Христосвоскресе” (трижды).

Вутренних молитвах (и на Полунощнице)после приходных поклонов и “Замолитв…”— “Христосвоскресе”(трижды). СлаваТебе Боже наш, слава Тебе, всяческихради” (трижды).Далее, как обычно.

Ототдания Пасхи до праздника святыя Троицы“Царюнебесныи”не читается и ни чем не заменяется.

МОЛИТВЫПРЕД ОБЕДОМ И ПОСЛЕ, ПРЕД УЖИНОМ И ПОСЛЕНА СВЯТОЙ ПАСХЕ

НаСветлой седмице, от Христова Вос­кресениядо пятницы включительно, со­гласноуказанию Большого Устава, пред обедомвместо “Отченаш”,после обеда вместо “Досто́йноесть”,пред ужином вме­сто “Ядятни́щии” ипосле ужина вместо “Сла́ва,и ны́не”“Быстьчре́во Твое́” и “Возвесели́лмя еси́, Го́споди” читаем “Христо́своскре́се из ме́ртвых”(трижды).Далее: Сла́ва,и ны́не (споклонами), и все по порядку, как указановыше.

Отсубботы Светлой седмицы и до втор­ника6-й седмицы (канун отдания Пасхи)включительно, в молитвах пред и послепринятия пищи (обед и ужин), после “Замоли́тв святы́х оте́ц на́ших…

 читаем: “Христо́своскре́се из ме́ртвых” (триж­ды),затем – те же молитвы, что и в осталь­ноевремя года, только после обедавместо “Досто́йноесть“- “Свети́ся,свети́ся”.

Пояснение:хотя отдание праздника Пас­хи приходитсяна среду, но мы уже присту­паем ктрапезе после совершения службы:произнесли отпу́ст – отдание совершилось;поэтому-то, в среду отдания Пасхи, предобедом и после, молитвы творим, как вобы­чные дни. Таков смысл указанийБольшо­го Устава относительно молитвына трапезе в эти дни. Подобное толкованиераспрост­раняется и на субботу Светлойседмицы.

]

03.06.201001:00 | Павел |  |  | 

Утром,еще на постели, перекрестись с молитвою:

Го́споди(наголову),Ису́се Христе́(наживот),Сы́не Бо́жии(направое плечо),поми́луй мя гре́шнаго(налевое плечо).

Лицаженского пола должны произносить вместо“грешнаго” “грешную”; также и во всехмолитвах следует делать склонение посвоему роду.

Еслимолятся несколько человек и молитвычитает старший, то в большинстве молитв(за исключением молитвы мытаря, псалмови иных молитв с установленным текстом)”мя”, “моея”, “меня” и т.д.

заменяется на “нас”, “наших”,”нас” соответственно, слово”грешнаго” не читается (например,”Господи Исусе Христе, Сыне Божии,помилуй нас”, “Святыи славныивеликомучениче и победоносче Георгие,моли Бога о нас” и т.п.).

Вставс постели и умыв лице свое, а вечером,отходя ко сну, встань с благоговениемпред святыми иконами и, взирая на них,мысль свою устремляя к невидимому Богуи Его святым. Истово, не спеша, orраждаясебя крестным знамением и кланяясь,произноси с умилением молитву мытаря:

Чинопоследования на святую пасху

УСТАВЧАСОВ, ПАВЕЧЕРНИЦЫ И ПОЛУНОЩНИЦЫ ВО ВСЮСВЕТЛУЮ СЕДМИЦУ

Полунощница

Семипоклонныйначал (вместо «Достойноесть»«Светися,светися»).

Замоли́тв святы́х оте́ц наши́х, Го́сподиИсу́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луйнас (поклон). Ами́нь.

Перекрестившись,глаголи:

Христо́своскре́се из ме́ртвых, сме́ртию на́смерть наступи́, и гро́бным живо́тдарова́ (трижды,пением, на глас 5).

Воскресе́ниеХристо́во ви́девше, поклони́мся Свято́муГо́споду Ису́су, еди́номуБезгре́шному (поклон).Кресту́ Твоему́ покланя́емсяХристе́ (поклон),и свято́е воскресе́ние Твое́ пое́м исла́вим.

Ты бо еси́ Бог наш, ра́зве боТебе́ ино́го не зна́ем, имя́ Твое́нарица́ем.

Прииди́те вси ве́рнии,поклони́мся свято́му Христо́вуВоскресе́нию (поклон),се бо прии́де Креста́ ра́ди ра́достьвсему́ ми́ру; всегда́ благослови́мГо́спода и пое́м Воскресе́ние Его́:распя́тие бо претерпе́, и сме́ртиюсмерть разруши́ (трижды).

Предвари́шау́тро я́же с Мари́ею, и обрето́ша ка́меньотвале́н о́т гроба, слы́шаху от А́нгела,И́же во́ свете присносу́щнем Су́щагос ме́ртвыми не ищи́те, я́ко челове́ка.Ви́дите гро́бныя пелены́, тецы́те ими́ру пропове́дите: я́ко воста́ Госпо́дь,умертви́выи сме́рть; я́ко Той есть СынБо́жии, спаса́яи род челове́ческии.

Ащеи во́ гроб сни́де, Безсме́ртне, но а́довуразруши́в силу и воскре́се, я́копобеди́тель, Христе́ Бо́же. Жена́ммироно́сицам ра́дость провеща́в иСвои́м апо́столом мир дарова́; И́жепа́дшим подая́ воскресе́ние.

Во́гробе с пло́тию, во а́де же с душе́ю,я́ко Бог, в раи́ же с разбо́йником, и напресто́ле бе́яше Христе́, со Отце́м иДу́хом, вся исполня́я, Неопи́санныи.

Слава. Якоживоно́сец, я́ко рая́ зело́ красне́йшиивои́стину, и вся́каго черто́га ца́рскаяви́ся светле́йши, Христе́ гроб Твой,исто́чник на́шему воскресе́нию.

Иныне. Вы́шнягоосвяще́нно Бо́жие вселе́ние ра́дуися,Тобо́ю бо даде́ся ра́дость Богоро́дице,вопию́щим Ти: благослове́на Ты в жена́х,Пренепоро́чная Влады́чице.

Также, Господипомилуй (40).Слава, и ныне.Честнейшуюхерувим… ИменемГосподним благослови, отче.

Замоли́тв святы́х оте́ц наши́х, Го́сподиИсу́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луйнас (поклон). Ами́нь.

Христосвоскресе.. (полностью,трижды).

Иотпу́ст: Воскресы́ииз ме́ртвых, Го́споди Ису́се Христе́,Сы́не Бо́жии, моли́тв ра́ди Пречи́стыяТвоея́ Ма́тере, си́лою честна́го иЖивотворя́щаго Креста́, и святы́хсла́вных и всехва́льных апо́стол, ивсех святы́х, поми́луй и спаси́ мягре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец,ами́нь.

Некрестясь, поклонись до земли и читайпрощение: Ослаби,остави, отпусти, Боже…

Поднявшись,читай: Ненавидящихи обидящих нас, прости, Господи…

Господипомилуй (трижды),и обычные исходные поклоны.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5246691/

Пасхальные часы

Молитва светлой седмицы

Торжество Пасхи является для верующих христиан самым светлым, радостным, объединяющим праздником. Ещё во времена апостолов христианская Пасха, как и ранее ветхозаветная, праздновалась ровно семь дней. Неизменной традиция осталась и поныне.

А много ли Вы знаете о Пасхе? Пройди тест ПРЯМО СЕЙЧАС ⚓

Характер церковного служения в период Светлой седмицы

Праздник Воскресения Христова занимает главное место в череде общехристианских событий. Его празднование сконцентрировано на воспоминании о том, что Иисус Христос избавил человечество от погибели, даровав надежду на жизнь вечную. Всенощная в канун Святой Пасхи окружена таинственностью и переполнена переживанием всеобъемлющего душевного ликования.

В начале пасхальной утренней службы из алтаря выходят священнослужители в светлых праздничных одеждах и поют стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе…». Далее священнослужители возглавляют крестный ход.

Вместе с прихожанами, несущими пылающие свечи, священники процессией идут вокруг храма. На пороге церкви, перед запертыми дверями, шествие приостанавливается.

Это действо — воспоминание о событии, когда жены-мироносицы рано утром пришли ко гробу Сына Божия.

Вслед за тем прямо перед порогом церкви начинают служить Пасхальную утреню. Согласно православной традиции, настоятель и остальные служители храма после общепринятого возгласа, которым знаменуется начало утреней, троекратно поют тропарь Святой Пасхи. Далее его же троекратно перепевает хор. Следом за этим настоятель возглашает первое праздничное благопожелание собравшимся «Христос воскресе!»

В продолжение утрени прочитываются стихи царя Давида о Воскресении: «Да воскреснет Бог…». В завершение всякого отдельного стиха хор пропевает тропарь «Христос воскресе…». И под это пение вся процессия вступает внутрь храма.

Исход из храма и замыкание его входных врат очень символично: Христиане покидают свод обители Бога, как и наши прародители Адам и Ева покинули райский сад. Однако Христос, пролив свою кровь, вновь отворил для человечества врата рая. И, когда в процессе Пасхальной утрени снова открываются двери храма — для верующих символично отверзаются врата в жизнь вечную.

После того как вся процессия уже находится снова в храме, оглашается великая ектения, пропевается пасхальный канон и произносится малая ектения. Потом поется светилен: «Плотию уснув…». Затем пропеваются стихиры на Хвалитех и стихиры Пасхи. А далее верующие в храме приветствуют друг друга Благой Вестью: «Христос воскресе!».

По окончании оглашается Пасхальное Слово Святого Иоанна Златоуста.

Часы — молитвенное освящение времени суток

Часы — это часть православных публичных богослужений, освящающих в молитве определенный суточный период. Это краткое богослужение, установленное церковью для воспоминания о некоторых священных событиях.

Оно слагается из трех псалмов, ряда стихов и молитвенных песнопений. Каждой четверти светлой части суток и к соответственным обстоятельствам страданий Спасителя существует своя подборка молебных песен.

Все они совершаются единожды, но ежедневно.

ЧасыЧему соответствуют
Первый час.Соразмеряется с семью утра и освящает молитвой рассвет нового дня. При этом чтят память бесконечному славословию ангелов, изгнание человека из райского сада, ночная молитва Христа, Его страдания, Страшный суд.
Третий час.Соответствует девяти утра. Вспоминается Суд Пилата и сошествие на апостолов Святого Духа.
Шестой час.Соразмерен полдню. Верующие вспоминают грехопадение Адама с Евой и распятие Спасителя.
Девятый час.Соответствует трем пополудни. В служебных песнопениях вспоминают мучительную смерть Иисуса Христа.

Пасхальные часы помещаются в молитвословах. По обычаю, как в храме, так и дома, они, по возможности, должны не читаться, а пропеваться.

Часы Святой Пасхи и Светлой седмицы

Согласно давно сложившемуся обыкновению, православные в Светлую седмицу (включительно до утра субботы) не читают каждодневные обязательные утренние и вечерние молебны.

Эта неделя ознаменована тем, что в храмах и дома их замещают часы Пасхи. При этом и первый, и третий, и шестой, и девятый — не разнятся и читаются тоже идентично.

В частности, в это последование входят основные праздничные песнопения:

  • «Христос воскресе из мертвых…»;
  • «Воскресение Христово видевше…» — пропевается троекратно;
  • Ипакои;
  • Экзапостиларий и так далее.

Кроме того, по времени произнесение этого последования, выражающего ликование от великого события — Воскресения Христова, — гораздо короче, чем стандартный набор утренних и вечерних молитв признательно-покаянного и иного содержания. При этом стоит помнить, что цель установленного православной церковью богослужения заключается в том, чтобы дать христианам наилучший способ выражения обращаемых к Господу прошений, благодарений и славословий.

Богослужение призвано воспитать верующих в истинах православной веры и учить правилам христианского благочестия, вводить верующих в таинственное общение с Господом и сообщать им благодатные дары Святого Духа.

Источник: https://propaskhu.ru/pesnopeniya-molitvy/pashalnye-chasy.html

Светлая Пасхальная неделя с 17 по 23 апреля 2017 года: приметы, традиции и молитвы

Молитва светлой седмицы

Первая неделя после светлого праздника Пасхи — самое радостное время для любого православного христианина. Этот период имеет множество обычаев, проверенных временем: их соблюдение поможет вам сделать свою жизнь легкой и приятной.

Неделя после Воскресения Христова называется Светлой седмицей и наполнена радостью и чествованием воскресшего Спасителя. В это время особенно сильны все молитвы, обращенные к Господу и Божьей Матери, а традиционные каноны заменяются специальными Пасхальными часами.

Как празднуют Светлую седмицу

На Пасхальной неделе во всех монастырях и церковных приходах каждый день совершается праздничная светлая литургия и крестный ход.

Пост в среду и пятницу отменяется: с понедельника по воскресенье можно есть скоромные блюда.

Также в это время запрещены венчания и заупокойные каноны: считается, что умершие на пасхальной неделе предстают перед воротами Рая, и Господь отпускает им все прегрешения.

В Светлую седмицу каждый верующий может попросить воскресшего Бога о помощи и покровительстве, даровании веры, сил и здоровья. Несколько коротких молитв с праздника Пасхи и до Красной горки особенно сильны.

«Господи, Воскресший из мертвых, тьму адову поправши и вознесшись над грехом и муками! К Тебе прибегаю и смиренно молю Тебя: не оставь верного раба Твоего (имя) во тьме, заслони рукою Своею от зла и геенны огненной. Будь милостив ко мне, Боже, и Твоею любовью да очистится душа моя. Аминь».

Эту молитву, обращенную к Иисусу Христу, необходимо читать каждое утро и каждый вечер на Пасхальной неделе.

«Господи, чудо Твоего Воскресения увидев, возрадовались апостолы Твои, и жены-мироносицы радостными слезами омыли ноги Твои. Господи, я раб твой смиренный, во тьме греха скитавшись, не вижу ничего кроме тьмы. Боже мой, не оставь меня на поругание дьяволу, ибо к Тебе с плачем прибегаю. Укажи мне путь к истинной вере и отврати ум мой от скверны. Аминь».

Эту молитву принято читать каждый день Пасхальной недели по 7 раз перед зажженной церковной свечой.

«Господи мой, совершил Ты чудо Воскрешения, восстав из гробницы и явившись миру, изгнавшему Тебя. Господи, радуемся и ликуем, видя Воскресение Твое, и прибегаем к Тебе, и припадаем к ногам Твоим со слезами благодарности. Господи, не оставь нас, грешных и недостойных рабов Твоих, огради от врагов, лжи и всякого зла. Аминь».

Эта молитва способна защитить вас от различных неприятностей и указать путь к истинной вере. Ее лучше читать в полном одиночестве, представляя все страсти, от которых вы желаете избавиться.

Приметы и традиции Пасхальной седмицы

Помимо церковного канонического празднования Пасхальной недели существуют народные обычаи и приметы, проверенные временем. Из поколения в поколение передавались традиции Светлой седмицы, и самые верные дошли до нас в неизменном виде.

Если на Пасхальной неделе все дни солнечные, то лето будет жарким, а урожай — богатым.

В понедельник Светлой седмицы, в народе называемый Поливальник, принято хлестать друг друга ветками вербы и обливать водой: считается, что это приносит здоровье и отгоняет все болезни.

На Пасхальной неделе принято кататься на качелях: раз качнешься — один грех ветром сдует.

До Красной горки наблюдают за поведением птиц: если два дня подряд летают низко и суетливо — быть затяжной непогоде. Если же высоко — весна будет сухой и солнечной.

В Светлый вторник обязательно нужно встать к утренней службе: считается, что проспать ее — значит, позвать к себе в дом бедность.

В Светлую среду незамужние девушки с утра просят Божьей помощи в поисках подходящего жениха. Чтобы встретить свою судьбу, молодые женщины целый день до вечера проводят на людях, стараясь привлечь к себе внимание понравившегося молодого человека.

В Светлый четверг принято ходить на кладбище, чтобы убрать могилы и оставить на них крашеные яйца и кусочки кулича. Хорошей приметой считается птица, прилетевшая и севшая на надгробие. Она — знак того, что покойный родственник находится рядом и принимает угощение.

Светлая пятница Пасхальной недели издавна считается временем варить и угощаться домашним пивом. Хороший легкий хмель призывает удачу, а буйное пьянство — отгоняет ее.

В Светлую субботу все православные стараются попасть на церковную колокольню и позвонить колокол, провожая Пасхальную неделю. В этот день принято ходить в гости к родственникам и желать друг другу теплой весны, жаркого лета и урожайной осени.

В Светлое воскресенье, иначе называемое Красной горкой, молодые девушки и парни должны весь день провести вне дома, в красивых природных местах. Считается, что этот день лучше всего подходит для встречи со своей судьбой. Именно поэтому на Красную горку принято признаваться в любви и знакомить свою вторую половинку с родней.

Пасхальная неделя — лучшее время для того, чтобы избавиться от негативных установок и исполнить свои мечты. Мы желаем вам удачи и радости. Чаще улыбайтесь и не забывайте нажимать на кнопки и

Пасха — самый важный праздник в году для каждого православного человека. За несколько столетий у …

В Пасхальную неделю жизнь наша насыщается радостью и светом Божьим. Многие часто задаются вопросом о …

Известно, что у Бога все живы, однако многие считают, что посещение кладбища на Пасху приравнивается …

В православии существует большое количество праздников и важных дат. Сразу за Пасхальной неделей следует Радоница. …

Источник: https://dailyhoro.ru/article/svetlaya-pashalnaya-nedelya-s-17-po-23-aprelya-2017-goda-primetyi-traditsii-i-molitvyi/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.