Поминальная молитва читаемая на кладбище

rumagic.com

Поминальная молитва читаемая на кладбище

Если по каким-либо причинам пригласить священника на кладбище для совершения заупокойной литии невозможно, молитвы можно прочесть и мирянину. В этом случае в чин литии будет нужно внести некоторые изменения. Ниже даем чинопоследование литии об усопшем, которое могут совершать миряне в отсутствие священника.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй (трижды). «Слава, и ныне».

Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй (12 раз).

«Слава и ныне».

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

Псалом 90

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси, и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.

Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: оба-че очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое.

Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое.

Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).

Тропари, глас 4-й: Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.

«Слава» – Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.

«И ныне» – Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.

Седален, глас 5-й: Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеко-любче.

Кондак, глас 8-й: Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Икос: Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без нетления Бога Слова Рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй (трижды). Благослови.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя), и сотвори ему вечную память.

Вечная память (трижды).

Душа его во благих водворится, и память его в род и род.

Чин над кутией в память усопших

Для частного поминовения усопших в Служебнике есть особый «Чин над кутие́ю в память усопших». Этот чин может включаться в чинопоследования двух богослужений суточного круга:

1) в чинопоследование Литургии;

2) в чинопоследование вечерни.

На Литургии чин над кутией не имеет начального возгласа и отпуста по той причине, что он включен в чинопоследование Евхаристии, но сопровождается торжественным выходом священника с предшествующими ему свещеносцами. Начинается он после заамвонной молитвы и включает в себя:

1) Трисвятое по «Отче наш…»;

2) тропари «Со духи праведных скончавшихся…»;

3) сугубую ектенью.

Состав молитвословий чина над кутией на вечерне тот же, что на литии, но отпуст здесь менее торжественный – сразу после ектенийного возгласа певцы поют: «Аминь» и без каких-либо священнических возглашений, поется «Честнейшую Херувим…», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». В конце нет заключительного возглашения «Вечной памяти».

Как правильно подать «записку» об упокоении

1. Имена в записке должны даваться в родительном падеже (то есть отвечать на вопрос «кого?»).

2. Вписывая имена усопших, нужно поминать их в этот момент с искренним желанием спасения и облегчения их загробной участи. Старайтесь припоминать того, чье имя вы заносите в записку.

3. Записка для удобства поминовения должна быть написана разборчивым почерком. В разных храмах просят о том, чтобы количество поминаемых имен не превышало определенного числа, что также облегчает их чтение священником. Если вы хотите помянуть многих родных и близких – подайте несколько записок.

4. Записки надо подавать до начала Литургии, лучше всего – накануне вечером или рано утром, до начала службы.

5. Первыми в записке пишутся имена архиереев и священнослужителей, причем сначала указывается сан, в котором они преставились, например: митрополита Иоанна, епископа Тихона, протоиерея Михаила, иерея Ярослава, а затем пишутся имена усопших родных и близких.

6. Все имена (полученные при Крещении) должны быть даны в церковном написании[48] и полностью (например, Александра и Николая, но не Саши и Коли).

7. В записках не должны указываться фамилии, отчества, звания и титулы усопших, а также степени родства с ними.

8. Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец.

9. В записках «Об упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется «новопреставленным».

Домашние молитвы об усопших

Поминовение усопших считается необходимой частью не только храмового богослужения, но и домашнего молитвенного правила. Это наш долг перед усопшими, доказательство нашей любви к ним. Тем более необходима домашняя молитва в дни памяти умерших, если невозможно было помянуть их в храме.

В третий, девятый, сороковой дни и годовщины в память усопшего читается панихида. Во все сорок дней после кончины ежедневно читается Последование заупокойных канонов. Все эти последования можно читать как дома, так и на кладбище.

В остальные дни можно читать или литии, или панихиды, или отдельно каноны об усопших. Также поминают усопших при ежедневном чтении Псалтири (по второй и, по желанию, по третьей «Славе») и читают помянник на утренних (а по желанию, и на вечерних) молитвах. По пятницам вечером можно читать за всех своих родственников один из канонов об усопших.

Великий канон об усопших, читаемый в храме всего два раза в год, – в Мясопустную и Троицкую Вселенские родительские субботы – в домашней молитве можно читать и в любое другое время, когда есть желание и силы. Это – поминовение всех от века усопших православных христиан.

Раз в году можно совершать поминовение всех своих сродников домашней молитвой и поминальной трапезой. Когда совершать это поминовение, можно решить самим. Но лучше выбирать для этого день памяти кого-то из родных, приходящийся на такой период, когда по Уставу разрешена домашняя заупокойная молитва, то есть не в праздничные и не в воскресные дни.

Для совершения того или иного молитвенного правила за усопших необходимо получить на него благословение духовника, если же такового нет – то приходского священника вашего храма.

Поминальная трапеза

После того как заупокойное богослужение о усопшем совершено, организовывается поминальная трапеза в его память. Начинается она следующим образом:

1) если в храме было только поминовение на Литургии, а панихида не служилась, или если присутствующие на поминках на службе не были, то перед трапезой нужно прочесть либо последование панихиды, либо канон об усопшем. В случае отсутствия священника панихида заменяется литией, которую миряне могут читать самостоятельно;

2) если все присутствующие были перед этим на панихиде в храме, то после обычных молитв перед вкушением пищи можно приступать к трапезе.

Трапеза начинается с вкушения кутии. По обычаю, принято подавать на поминках блины, символизирующие своей круглой формой вечность. В средней России кроме этого подается еще и кисель.

В конце трапезы читается заупокойная лития и возглашается «Вечная память». Если поминальная трапеза совершается в постный день, то стол должен быть постным. Поминальная трапеза есть форма милостыни, творимой в память об усопшем.

Апостольские правила запрещают употребление вина и других спиртных напитков на поминальных обедах.

Как молиться за некрещеных и иноверцев

Не отпевают и не поминают по Уставу Православной Церкви инославных и иноверцев: католиков, протестантов, иудеев, мусульман, буддистов и других, а также всех, умерших некрещеными.

Смысл этого запрещения очень прост – если человек во время своей земной жизни не захотел стать православным, то как можно нарушать его волю и пытаться насильно совершить над ним те обряды, которые подаются только добровольным членам Православной Церкви.

Именно поэтому за их души не может возноситься общецерковная молитва.

Если человек умер, не приняв Крещения по причинам, от него малозависящим, близкие родственники могут в домашней молитве читать за него канон мученику У ару, имеющему благодать от Бога предстательствовать за таких усопших.

Основания для подобных действий находим в житии святого мученика Уара, который своей упорной молитвой избавил от вечных мук нескольких язычников – умерших родственников почитавшей его благочестивой Клеопатры.

Имена усопших в этой молитве называться не должны.

Молитва о младенцах, умерших некрещеными или убитых во чреве, также может совершаться только келейно, но их посмертная участь неизмеримо лучше.

Из жития преподобного Василия Нового узнаем, что некрещеные или безвинно загубленные младенцы, хотя и не могут в полной мере наследовать вечное блаженство, но избавляются Господом от вечных мук.

За них в домашнем келейном правиле также нужно читать канон мученику У ару.

О пользе молитв за усопших

«Кто молится за умерших, тот наперед себе ходатайствует жизнь и спасение», – говорит святой Иоанн Златоуст.

Чтение Псалтири, заупокойных канонов и панихид наряду с милостыней и добрыми делами, творимыми в память наших дорогих усопших, могут совершенно изменить не только их участь: грешные души будут изведены из тьмы мучений в страну покоя и радости, но и мы, молящиеся за них, удостоимся милости Божией.

Подтверждение этому мы находим в словах Златоустого Святителя: «Не напрасны бывают моления, не напрасна милостыня: все это установил Дух Святый, желая, чтобы мы получили пользу друг от друга, ибо благотворение живых в память усопших спасает тех и других.

Если усопший грешен, то мы своей любовной заботой много можем ему помочь, и из места мрака и скорби перенести его в светлый мир безграничного счастья, а если усопший праведен, то сам он, находясь перед Престолом Божиим, ответит на нашу любовь горячей молитвой о нашей душе, находящейся еще в земной жизни».

Молитва о спасении душ усопших родных и близких, милостыня и добрые дела, творимые в их память – священная обязанность каждого члена Православной Церкви. Заповеди Божии не ограничивают свое действие земным существованием человека, они обнимают и Горний мир.

А это значит, что любовь к Богу и ближнему, которая, по слову апостола Павла, никогда не престает (1 Кор. 13; 8), не может заканчиваться и при переходе наших близких и родственников в жизнь вечную.

Поминовением и молитвою за усопших мы не только доказываем свою непреходящую любовь к ним, но и исполняем одну из двух величайших заповедей Христа.

Источник: http://rumagic.com/ru_zar/religion/ponomarev/2/j110.html

Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище

Поминальная молитва читаемая на кладбище

Прослушать:

Скачать в формате Microsoft Word

Мо­ли́т­ва­ми свя­ты́х оте́ц на́­ших, Го́с­по­ди Иису́­се Хрис­те́, Бо́­же наш, по­ми́­луй нас. Ами́нь.

Сла́­ва Те­бе́, Бо́­же наш, сла́­ва Те­бе́.

Ца­рю́ Не­бе́с­ный, Уте́­ши­те­лю, Душе́ и́с­ти­ны, И́же везде́ сый и вся ис­пол­ня́­яй, Со­кро́­ви­ще бла­ги́х и жи́з­ни По­да́­те­лю, прииди́ и все­ли́­ся в ны, и очи́с­ти ны от вся́­кия скве́р­ны, и спа­си́, Бла́же, ду́­ши на́­ша. (молитва Святому Духу не читается от Пасхи до Дня Святой Троицы)

Свя­ты́й Бо́­же, Свя­ты́й Кре́пкий, Свя­ты́й Безсме́ртный, по­ми́­луй нас. (три́жды)

Сла́­ва Отцу́ и Сы́­ну и Свя­то́­му Ду́ху, и ны́­не и при́с­но и во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

Пре­свя­та́я Тро́­ице, по­ми́­луй нас; Го́с­по­ди, очи́с­ти гре­хи́ на́­ша; Вла­ды́­ко, прости́ без­за­ко́­ния на́­ша; Свя­ты́й, посети́ и ис­це­ли́ не́­мо­щи на́­ша, и́ме­не Тво­его́ ра́­ди.

Го́с­по­ди, по­ми́­луй (три́жды)

Сла́­ва Отцу́ и Сы́­ну и Свя­то́­му Ду́ху, и ны́­не и при́с­но и во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

О́т­че наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рст­вие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на не­бе­си́ и на зем­ли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́­ви нам долги́ на́­ша, я́ко­же и мы оставля́ем должнико́м на́­шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но из­ба́­ви нас от лу­ка́­ва­го.

Го́с­по­ди, по­ми́­луй. (12 раз)

Сла́­ва Отцу́ и Сы́­ну и Свя­то́­му Ду́ху, и ны́­не и при́с­но и во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́­ше­му Бо́­гу.

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Хри­сту́, Царе́ви на́­ше­му Бо́­гу.

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Хри­сту́, Царе́ви и Бо́­гу на́­ше­му.

Псало́м 90

Жи­вы́й в по́­мо­щи Вы́ш­ня­го, в кро́­ве Бо́­га Не­бе́с­на­го водвори́тся. Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́, и При­бе́­жи­ще мое́, Бог мой, и упова́ю на Не­го́.

Я́ко Той из­ба́­вит тя от се́­ти ло́вчи и от словесе́ мяте́жна, плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его́ наде́ешися: ору́­жи­ем обы́дет тя и́стина Его́. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стре́лы летя́щия во дни, от ве́щи во тьме преходя́щия, от сря́ща и бе́са полу́деннаго.

Паде́т от стра­ны́ твоея́ ты́сяща, и тма одесну́ю те­бе́, к те­бе́ же не прибли́жится: оба́­че очи́­ма твои́ма смо́триши, и воз­дая́­ние гре́ш­ни­ков у́зриши. Я́ко Ты, Го́с­по­ди, упо­ва́­ние мое́, Вы́ш­ня­го положи́л еси́ при­бе́­жи­ще твое́.

Не прии́дет к те­бе́ зло, и ра́на не прибли́жится те­ле­си́ тво­ему́. Я́ко а́н­ге­лом Сво­и́м запове́сть о те­бе́, сохрани́ти тя во всех путе́х тво­и́х. На ру­ка́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́­мень ногу́ твою́. На а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я.

Я́ко на Мя упова́, и изба́влю и; покры́ю и, я́ко по­зна́ и́мя Мое́. Воззове́т ко Мне, и услы́шу его́; с ним есмь в ско́р­би, изму́ его́, и просла́влю его́; долгото́ю дний испо́лню его́, и явлю́ ему́ спа­се́­ние Мое́.

Сла́­ва Отцу́ и Сы́­ну и Свя­то́­му Ду́ху, и ны́­не и при́с­но и во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

Алли­лу́иа, алли­лу́иа, алли­лу́иа, сла́­ва Те­бе́, Бо́­же. (три́жды)

Тропа́рь, глас 4-й:

Со ду́хи пра́­вед­ных сконча́вшихся, ду́­шу раба́ Тво­его́, Спа́­се, упоко́й, сохраня́я ю во блаже́нной жи́з­ни, я́же у Те­бе́, Че­ло­ве­ко­лю́б­че.

В поко́ищи Тво­е́м, Го́с­по­ди, иде́­же вси святи́и Твои́ упокоева́ются, упоко́й и ду́­шу раба́ Тво­его́, я́ко Еди́н еси́ Человеколю́бец.

Сла́­ва Отцу́ и Сы́­ну и Свя­то́­му Ду́ху.

Ты еси́ Бог, соше́дый во ад, и у́зы окова́нных разреши́мый, Сам и ду́­шу раба́ Тво­его́ упоко́й.

И ны́­не и при́с­но и во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

Еди́на Чи́с­тая и Непоро́чная Де́­во, Бо́­га без се́мени ро́жд­шая, мо­ли́ спас­ти́­ся душе́ его́.

Седа́лен, глас 5-й:

По­ко́й, Спа́­се наш, с пра́­вед­ны­ми раба́ Тво­его́, и се­го́ всели́ во дворы́ Твоя́, я́ко­же есть пи́сано, презира́я, я́ко Благ, прегреше́ния его́ во́льная и нево́льная, и вся я́же в ве́дении и не в ве́дении, Че­ло­ве­ко­лю́б­че.

Конда́к, глас 8-й:

Со свя­ты́­ми упоко́й, Хрис­те́, ду́­шу раба́ Тво­его́, иде́­же несть бо­ле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь без­ко­не́ч­ная.

И́кос:

Сам Еди́н еси́ Безсме́ртный, сотвори́вый и созда́вый че­ло­ве́­ка, земни́и у́бо от зем­ли́ созда́хомся, и в зе́м­лю ту́южде по́йдем, я́ко­же повеле́л еси́, Созда́вый мя и реки́й ми: я́ко земля́ еси́, и в зе́м­лю отъи́деши, а́може вси челове́цы по́йдем, надгро́бное ры­да́­ние творя́ще песнь: алли­лу́иа, алли­лу́иа, алли­лу́иа.

Досто́йно есть я́ко во­и́с­тин­ну блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Приснобла́же́нную и Пренепоро́чную и Ма́­терь Бо́­га на́­ше­го. Чест­не́й­шую Хе­ру­ви́м и сла́в­ней­шую без срав­не́­ния Се­ра­фи́м, без истле́ния Бо́­га Сло́ва ро́ждшую, су́­щую Богоро́дицу Тя ве­ли­ча́­ем.

Сла́­ва Отцу́ и Сы́­ну и Свя­то́­му Ду́ху, и ны́­не и при́с­но и во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

Го́с­по­ди, по­ми́­луй (три́жды), благослови́.

Мо­ли́т­ва­ми свя­ты́х оте́ц на́­ших, Го́с­по­ди Иису́­се Хрис­те́, Бо́­же наш, по­ми́­луй нас. Ами́нь.

Во блаже́нном успе́нии ве́чный по­ко́й по­да́ждь, Го́с­по­ди, усо́пшему рабу́ Тво­ему́ (и́мя), и со­тво­ри́ ему́ ве́ч­ную па́­мять.

Ве́ч­ная па́­мять. (три́жды)

Душа́ его́ во бла­ги́х водвори́тся, и па́­мять его́ в род и род.

 См. ЧИН, ЛИТИЯ, МИРЯНИН, ПСАЛТИРЬ ПО УСОПШИМ

Источник: https://azbyka.ru/molitvoslov/chin-litii-sovershaemoj-miryaninom-doma-i-na-kladbishhe.html

Как правильно убираться на кладбище и поминать усопших на Радоницу

Поминальная молитва читаемая на кладбище

Посещение кладбища сопряжено с некоторыми традициями и суевериями. Считается, что эта земля принадлежит мертвым, а у них свои законы, которые следует соблюдать живым. Как вести себя на кладбище? Что можно делать, а что – категорически запрещено?

Разговор о поминовении усопших лучше начать с того, что при этом делать не нужно (как показывает практика, такой «ликбез» в наше время необходим): не надо устраивать поминальную трапезу на могиле (особенно отвратительно, когда такая трапеза превращается в попойку) и оставлять там еду (тем более – спиртные напитки).

Да, такой обычай существовал в древности (он назывался тризной) – наши предки верили, что души умерших являются в образе птиц, чтобы разделить трапезу с живыми – так восстанавливалось нарушенное смертью единство рода.

Но обычай этот – языческий, и если вы считаете себя христианином, зачем же его придерживаться? Если даже вы причисляете себя к неоязычникам (т.н.

родноверам) – подумайте о работниках кладбища, которым придётся убирать оставленное вами… Для христианина же лучше всего те же продукты раздать нищим возле храма, попросив их помолиться о душе покойного (те же из них, кто обычно приходит поживиться оставленными на могилах продуктами, как правило, благочестием не отличаются — и вполне способны осквернить могилу).

Разумеется, первое, что следует сделать, посещая кладбище – это привести в порядок могилу (ведь не только последнее пристанище – но и место будущего воскресения умершего, и надо содержать его в чистоте). А затем – собственно поминовение.

Главное искушение, которого при этом следует избегать – это «диалог» с умершим: услышать его мы всё равно не можем, но наше воображение вполне способно создать иллюзию такого «разговора», увлекая в какой-то вымышленный мир – и открывая нашу душу для демонического воздействия.

А вот что обязательно нужно сделать – это помолиться за усопшего. Самая простая молитва выглядит так: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего такого-то, и прости ему вся согрешения вольная и невольная, и даруй ему Царствие Небесное».

Есть и другие молитвы, в том числе – для конкретных случаев (молитва вдовы, вдовца, молитва об умерших родителях или детях). Затем следует совершить литию – в буквальном переводе это слово означает «усиленное моление» (точнее – краткий чин литии, который совершают миряне).

Приводить здесь все эти тексты мы не станем – вы легко найдёте их в православных молитвословах или в Интернете, на православных сайтах.

Перед тем, как молиться, зажгите свечку – но ставить её надо перед крестом и иконой, а не перед фотографией умершего! Вообще следует заметить, что памятник с фотографией – нехристианская традиция, и уж совсем недопустимо помещать фотографию на кресте.

При всей важности посещения могилы ограничиваться им нельзя – ему должно предшествовать посещение храма, где следует перед началом службы подать записку «О упокоении» с именами умерших родственников, поставить свечку на канун (четырёхугольный стол с ячейками для свечей, перед которым стоит изображение Распятия или снятия с креста), помолиться самому за душу усопшего. Молитва будет более действенной, если вы сами в этот день исповедуетесь и причаститесь.

Нужно ли посещать церковь на Радоницу

К сожалению, мы не всегда можем попасть в церковь даже в день Радоницы, и на то есть масса объективных причин. Но лучше все же заранее спланировать свое время так, чтобы посетить службу. Может статься, что наш близкий и не был православным (а возможно, и не верил в Бога). Но это не значит, что он не имеет права на светлую память – последнее право любого человека.

Ключевое отличие состоит только в том, что за православных в храме подают записку, в которой указывается имя усопшего. Достаточно написать только имя, причем желательно – по старославянскому стилю. Например, не «Сергей», а «Сергий», не «Таня», а «Татиана» и т.п.

Как помочь усопшему: молитва

Часто люди задаются и вопросом о том, нужно ли молиться за усопших? Ведь их уже нет с нами, и есть ли им польза от нашего поминания? Ответ здесь однозначный – да, молиться, подавать милостыню, поминать близкого непременно нужно. Может показаться, что мы делаем это как будто для себя – чтобы утешиться и отвлечься от грустных раздумий. Если в этом и есть доля правды, то пусть так.

Но и для души покойного наше поминовение имеет смысл. Дело в том, что это единственный канал, который связывает человека с миром потусторонним. Мы же, например, молимся Христу, которого физически нет на земле уже почти 2000 лет. Но твердо верим, что дух его жив – с ним мы и общаемся.

С умершими общаться напрямую нельзя, а вот произнести молитву за них можно практически в любой день и в любое время. Когда мы поминаем усопшего, это значит, что мы пытаемся помочь его душе. И разумеется, основное внимание следует уделить именно духовному, что понятно даже на интуитивном уровне. Этому же учит и церковь.

Православные обычаи посещения кладбища

Святые отцы рекомендуют зажигать свечи на могиле близкого человека, молиться о нем, просить об отпущении его грехов. Как вести себя на кладбище православным? Какие молитвы можно читать?

Молитвы читаются по желанию. Однако существуют специальные молитвы по усопшим:

Об усопшем христианине.

Молитва вдовца.

Молитва вдовы.

О почивших детях.

Молитва о почивших родителях.

Акафист об единоумершем.

Акафист об упокоении усопших.

Источник: https://pronedra.ru/kak-pravilno-ubiratsya-na-kladbishhe-i-pominat-usopshih-na-radonitsu-226873.html

Когда нужно читать молитвы на кладбище?

Поминальная молитва читаемая на кладбище

Согласно православию, умершие люди не исчезают навечно, а засыпают до будущего воскресения.

Поэтому христиане очень бережно относятся к кладбищам, считая их священными местами, находящимися под защитой Бога. Их принято регулярно посещать, наводя там порядок и читая на могиле Священное Писание.

Молитва на кладбище – это лучшая поддержка для усопших, ведь с ее помощью отмаливаются грехи, очищается душа.

Когда принято посещать кладбища?

Кладбище – это особенное место для каждого человека, которое он обязан посещать как можно чаще. Это необходимо не только для наведения порядка, но и чтения молитв для облегчения их загробной жизни. С этой целью посещать кладбище рекомендуется в такие дни:

  • На третьи, девятые и сороковые сутки после смерти, так как именно эти даты считаются одними из самых трудных для души усопшего. Согласно верованиям, именно в эти дни душа предстает перед Богом, а произносимая молитва помогает очистить ее от грехов.
  • Ежегодно в день смерти человека, так как именно эта дата знаменует перерождение души. Кстати, не рекомендуется посещать могилку в день рождения усопшего, так как эта дата уже не важна для бессмертного духа.
  • Понедельник и вторник той недели, которая идет за Пасхальной.
  • Вторую, третью и четвертую субботы Великого поста.
  • Мясопустную субботу, которая бывает за 14 дней до Великого поста. В этот день принято молиться за всех православных, принявших смерть неестественным путем (на войне, во время стихийных бедствий, крушений).
  • Субботу перед Троицей – лучшее время для поминовения благочестивых православных.
  • Дмитровскую субботу, приходящуюся на первые выходные ноября.

Посещать кладбища можно и в другие дни, за исключением:

  • На Пасху, Благовещенье и Рождество Христово – это светлые праздники, в которые нужно радоваться, а не скорбеть.
  • Троицу, так как этот день рекомендуется проводить в церкви.

Если планируется посещение погоста, то делать это нужно в первой половине дня, до заката солнца. Не стоит навещать могилки беременным, а также женщинам во время критических дней. Однако церковь этому не препятствует и если возникло сильное желание навестить усопших родных, то сделать это можно в любой день.

Какие молитвы можно читать?

Церковная молитва об усопшем на кладбище – это благодать, которая улучшает положение души и дарит ощущение спокойствия живым. Читать ее можно самостоятельно, в кругу семьи или близких людей, вместе с приглашенным священнослужителем. На кладбище разрешается читать такие Священные тексты:

  • Святый Боже;
  • 90 Псалом;
  • Отче Наш;
  • Кондак и глас 8;
  • Царю Небесный;
  • Заупокойные тропари.

Если же нет времени читать долгие тексты или же это не входит в обычаи семьи, то можно произносить краткую молитву: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имярек) и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».

При желании на могилу можно пригласить священнослужителя для свершения литии – краткого усиленного моления. Чаще всего это делается на годовщину смерти или в родительские поминальные субботы.

Как правильно вести себя на кладбище?

Чтение Священных Писаний на могиле – это обязанность каждого человека, так как именно это действие является лучшим поминовением усопших. Но решив отправиться на погост, следует не забывать основные правила его посещения:

  • Следует надевать одежду неброских пастельных тонов, белого или черного цвета. Важно полностью закрыть ноги, поэтому открытую обувь, шорты, короткие юбки нужно исключить. Предпочтительно покрыть голову платком или любым другим головным убором.
  • Не стоит слишком бурно выражать свои эмоции, громко плакать, смеяться, ругаться.
  • Нельзя мусорить, плевать, справлять нужду в неустановленных местах.
  • На могилы нельзя наступать, а также перепрыгивать через них.
  • Если что-то случайно упало на землю, то подбирать это не стоит. Если предмет ценный, то вместо него нужно положить менее значимую вещь, например, конфету, монетку, цветы.
  • Запрещается распивать спиртные напитки, а также оставлять их на могиле или выливать на надгробие. Такие действия считаются осквернением памяти усопшего!
  • Не стоит оставлять на надгробии еду, лучше раздать ее нуждающимся, прося поминать усопшего.

На могиле православного обязательно должен быть крест, символизирующий его веру в вечную жизнь. Он должен располагаться у ног покойного, а на его поверхности нельзя размещать изображения или фотографии умершего.

Источник: https://ProPohoroni.ru/traurnaya-rech/molitvy-na-kladbishhe.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.