Утренние молитва ефрема сирина

Содержание

Молитва Ефрема Сирина – главная молитва Великого Поста | Милосердие.ru

Утренние молитва ефрема сирина

«Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Покаянная молитва Ефрема Сирина настолько важна, что в храме ее читает священник (а не диакон или чтец). Стоя лицом к Царским вратам, батюшка громко произносит три прошения, сопровождая каждое земным поклоном.

Поднявшись после третьего поклона, священник совершает двенадцать поясных поклонов, каждый со словами «Боже, очисти мя грешного».

По окончании их священник произносит молитву полностью и делает еще один земной поклон. Вслед за священником поклоны совершают все молящиеся в храме. Дома молитву Ефрема Сирина прочитывают вслух, кланяясь подобным же образом.

Молитва Ефрема Сирина читается весь Великий пост, кроме суббот и воскресений. Вечером в воскресенье чтение молитвы Ефрема Сирина возобновляется. Последний раз молитва Ефрема Сирина читается в Страстную среду.

О чем мы просим?

Молитва Ефрема Сирина – это молитва покаяния. В ней перечислены самые главные грехи, которые нам мешают каяться, и самые главные добродетели, которые в этом помогают.

Дух праздности: лень, проведение времени беспечно. У каждого человека есть данные Богом таланты и знания, которые нужно употребить на пользу людям и во славу Божию. Праздность — корень всех грехов, потому что она расслабляет тело и душу.

Уныние бывает плодом праздности, когда человек и сам не может делать что-то доброе, и Богу о помощи молиться не способен.

Любоначалие — это любовь к власти: в семье, в коллективе коллег, в политике. Нередко именно праздность, лень и уныние наполняют нашу жизнь любоначалием. Лень и уныние извращают наше отношение к жизни, лишают ее смысла, и, как бы компенсируя это, рождается в нас жажда властвовать.

Празднословие: пустые, бранные слова, злые разговоры, приводящие к осуждению и оскорблениям.

Целомудрие: духовный контроль над собственными эмоциями и над собственным телом. Нравственная чистота в делах, в словах и мыслях.

Смиренномудрие — первый плод целомудрия. Чем больше очищается душа, тем меньше она собой гордится, потому что видит — гордиться нечем. Человек перестает считать себя лучше других.

Терпение: грех делает человека нетерпеливым, скорым на суд и осуждение других. Терпение приносит умение ждать и надеяться.

Дух любви: любовь — главный дар и главная цель всех наших духовных трудов. Именно любовь изменяет наше отношение к ближнему с осуждения на прощение и милость. Только через любовь, которая приходит в смягченное и очищенное сердце, человек приближается к Богу – а это и есть главная цель Великого поста.

Зачем столько поклонов?

После каждого прошения молитвы Ефрема Сирина делается земной поклон. Для чего? Человек отпал от Бога душой и телом; и душой и телом должен быть восстановлен, чтобы вернуться к Богу.

Спасение и покаяние – не презрение тела, как иногда утверждают, а его восстановление. Ведь и воскреснем мы в теле, только новом. Христианский аскетизм – борьба не против тела, а за него. Поэтому весь человек — душой и телом — кается.

Тело участвует в молитве души так же, как и душа молится не вне, а в своем теле.

Несколько слов об авторе

Святой Ефрем Сирин, автор самой известной покаянной молитвы Церкви, жил в IV веке и, по преданию, был родом из Сирии, отсюда и его прозвище (не фамилия).

Однажды святого Ефрема посадили в тюрьму. Обвинение было ложным, святой Ефрем стал возмущаться.

Потом прислушался к разговорам заключенных, рассказывавших о своих «подвигах». И вдруг в этих историях узнал свои проступки, за которые он никогда не был наказан. Так прп. Ефрем понял, что осужден за старые грехи.

Он молился о прощении и был освобожден. Выйдя из тюрьмы, св. Ефрем стал подвижником. Он так преуспел, что ему предложили епископство, но аскет отказался. Главным занятием прп. Ефрема было покаяние.

Преподобный Ефрем Сирин. Фреска церкви Успения Богородицы в Протате, Афон; нач. 14 века. Изображение с сайта wikipedia.org

Святой Ефрем стал великим церковным поэтом, вполне признанным современниками. Еще при жизни толкования Священного писания и молитвы святого сирийца переводились на греческий, латинский, арабский, коптский, эфиопский, армянский, грузинский, славянский и другие языки. Авторитет святого Ефрема был так высок, что его творения читались в церкви сразу после Библии.

В своих текстах святой использовал не только изысканные литературные обороты, но даже каламбуры — так легче доходило до народа разоблачение лжеучений. Некий еретик проповедовал ересь с помощью популярных песенок. Святой Ефрем, почуяв тренд, моментально перенял тот же стихотворный размер для проповеди Православия.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/molitva-efrema-sirina-glavnaya-molitva-velikogo-posta/

Молитва Ефрема Сирина

Утренние молитва ефрема сирина

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

св. Ефрем Сирин

Моли́тва Ефре́ма Си́рина – покаянная молитва, составленная в IV в. преподобным Ефремом Сириным (сирийцем), которая читается на богослужениях Великого и Рождественского постов.

При первом чтении этой молитвы после каждого из трех прошений кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: «Боже, очисти мя, грешнаго», – с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва, после которой кладется один земной поклон.

В Великом посту эта молитва читается в храме на часах в среду и пятницу Сырной седмицы и во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений; также в первые три дня Страстной седмицы.

В эти же дни она включается в домашнее молитвенное правило.
В Великую среду в конце литургии на «Буди имя Господне…» молитва преп. Ефрема Сирина читается в последний раз.

Начинаются особые богослужения Страстной седмицы.

В Рождественский пост молитва прп. Ефрема Сирина читается во дни, когда совершается вседневное богослужение, не отмеченное в типиконе знаком. См. Типикон. Месяцеслов: 14 ноября.

Почему эта молитва читается во время богослужения в дни Великого поста?

Авторство молитвы Ефрема Сирина принадлежит великому христианскому подвижнику, святому преподобному отцу.

В своё время Ефрем был призван к служению Богу особым вмешательством свыше — Сверхъестественным Откровением.

До этого времени он вёл довольно легкомысленную, в нравственном отношении, вольготную жизнь. Однажды его посадили в темницу по ложному обвинению в соучастии в краже скота, который, в действительности, был расхищен дикими волками.

Здесь его посетил некий таинственный муж, который засвидетельствовал, что хотя в настоящее время он, Ефрем, содержится в камере незаслуженно, однако высшая справедливость в этом всё-таки есть.

Муж посоветовал ему задуматься и освежить память, после чего узник-Ефрем, последовав совету, вспомнил, как однажды, он, ради бесшабашной забавы и юношеской шалости, выпустил из загона корову, принадлежавшую бедняку. В результате корову настиг хищный зверь, отчего и без того трудная, скорбная жизнь бедняка наполнилась дополнительными трудностями и страданиями. Тогда виновник не понёс наказания.

Затем Ефрему было обещано тем же мужем, что справедливость относительно того дела, по которому он обвинен, восторжествует, что и произошло. Истинный преступник был выявлен и наказан (им оказался пастух, не уследивший за стадом), а Ефрем был отпущен на свободу.

После этого случая он стал иначе смотреть и на свою личную жизнь, и на Божественный Промысл в целом, а затем, отложившись от суеты мира, обратился к подвижничеству.

Тема глубокого покаяния и благодарности Богу за все Его милости переживалась в сердце святого всю его дальнейшую жизнь.

Особый смиренный, покаянный настрой, характерный для истинного последователя Христова, выражен им и в молитве, известной под его именем.

Эта молитва хотя и кратко, но вместе с тем ёмко и выразительно отображает одни из наиболее важных прошений, с которыми верующим, сознающим свою духовную нищету, стремящимся преодолеть страсти и пороки, необходимо обращаться к своему Господу, Подателю жизни и всяческих благ (Иак.1:17).

В дни поста её уместно читать потому, что в этот период человек должен обращать особое внимание на свою жизнь, на свои грехи, на свои нравственные недостатки.

В этот период он должен прилагать особые усилия к преображению своей жизни. Но это достижимо лишь при содействии Божьем (Ин.15:5). Поэтому мы и молим Его о прощении, просим помощи в тех, в частности, прошениях, которые очерчены текстом молитвы святого Ефрема.

Почему эта молитва читается во время богослужения в дни Рождественского поста?

Настольная  книга священнослужителя: «Сопоставляя великопостное богослужение с богослужением Рождественского поста, следует отметить, что по Церковному уставу в некоторые его дни положено петь «Аллилуиа», то есть строй богослужения в эти дни в точности соответствует великопостному: часы, молитва Ефрема Сирина, поклоны. Всего по Уставу петь «Аллилуиа» в течение Рождественского поста положено одиннадцать раз: 19, 26 и 29 ноября и 1, 2, 3, 8, 14, 16, 18 и 19 декабря. Богослужение в эти дни, так же как и во время Великого поста, носит существенно покаянный характер. В течение Рождественского поста положен также целый ряд торжественных служб. В чередовании праздничных и покаянных дней и заключается существенная особенность богослужения Рождественского поста, отличающая его от других дней церковного года, и в особенности от Великого поста».

Что означают слова: «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми»? Неужели Господь является подателем духа грехов и страстей?

В наши дни нередко приходится слышать: если Бог свят и всемогущ, почему грешники совершают грехи; отчего вообще мир преисполнен беззаконием, злом? Неужели Бог недостаточно свят или же недостаточно всемогущ?

Ещё большее недоумение могут вызвать упомянутые выше слова молитвы преподобного Ефрема. Ведь ежели воспринимать их с грубой буквальностью, то вроде бы получается, что духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия даёт не кто-нибудь, но Господь.

Что можно на это ответить? Бог есть Сам в Себе совершеннейший Дух (Ин.4:24), абсолютное Добро, и конечно же, Он никогда никого не подталкивает ко греху.

Учитывая это, мы, в то же время, должны понимать, что всё, что ни происходит в царстве творения, включая бесчисленные злодеяния, совершается не без Божественного произволения.

В воле Божьей следует различать два аспекта: благоволение и попущение. Добро Господь любит, всегда ему благоволит, всегда содействует всему доброму: помыслам, мыслям, делам.

Что же касается беззакония, его Бог, как абсолютно Святой (Лев.20:26), ненавидит (Пс.44:8).

Как это ни покажется странным, но возможность совершения грехов заложена в естество человека Самим Творцом. Для чего?

Не имей человек этой возможности, он бы не мог осознанно и свободно определяться к добру. А без этого он не мог бы стать праведным: ведь праведность зиждется и формируется на добровольном, но не насильственно навязываемом стремлении к Добру (см.: подробнее: Для чего Бог создал людей, имеющих мучиться в аду?).

Испытывая свободу человеческого произволения, Бог попускает человеку совершать злые дела (в той мере, в какой считает уместным), как по искушению от злых духов, так и по произвольному почину.

Стало быть, когда мы, вслед за преподобным Ефремом, просим у Господа «не давать» нам духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия, мы просим, по сути, уменьшить меру того попущения, в результате которого мы, как нравственно свободные, обладаем возможностью совершать этого рода грехи.

При этом мы молим Владыку жизни о благодатном содействии, чтобы смочь удержаться от искушений или же, в случае их возникновения, успешно их преодолеть.

Рассматриваемое прошение можно сопоставить с известным прошением из молитвы Господней: «и не введи нас во искушение».

Казалось бы, если Бог «не искушает никого» злом (Иак.1:13), зачем же тогда мы молим Его не вводить нас во искушение?

Смысл этих молитвенных слов может быть правильно понят в свете тех объяснений, что были представлены ранее.

См. прп. ЕФРЕМ СИРИН в Святоотеческой библиотеке

алфавитный указатель

Молиться – это значит находиться в том особом внутреннем состоянии, когда духовное начало в человеке входит в таинственное и непосредственное соприкосновение с Господом Богом и потусторонним невидимым миром.
протоиерей Валентин Свенцицкий.

Что значит “призвание к монашеству”? – Это, прежде всего, призвание к одиночеству, любовь к богослужению, к молитве. Если человек принимает иночество из-за чего-то другого, то он не выдержит бремени одиночества.

Нельзя становиться монахом только потому, что не нашлось подходящей невесты. Нельзя принимать монашество исключительно потому, что на это благословил старец или духовник, без сердечного стремления к внутренней молитвенной жизни.

епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев)

Источник: https://azbyka.ru/molitva-efrema-sirina

Молитва Ефрема Сирина на все случаи жизни

Утренние молитва ефрема сирина

Молитва Ефрема Сирина является очень сильной и ее читают в церквях во время Великого поста. Использовать ее могут все люди, которые хотят встать на праведный путь и избавиться от греховных наклонностей. Важно понимать каждое слово, в противном случае молитва будет бесполезной.

Кто такой святой Ефрем Сирин?

Христианский богослов и поэт Ефрем Сирин был канонизирован в лике преподобных. В православной церкви его вспоминают 28 января, а в католической – 9 июня.

В юношестве он был грубым, злым, в общем, все его поступки были ужасными. Однажды его обвинили в краже стада овец и посадили в тюрьму.

Ночью он услышал голос, который приказал ему измениться, и тогда Ефрем дал обет посвятить всю свою оставшуюся жизнь покаянию.

Преподобный Ефрем Сирин писал сочинения, которые переплетаются не только с произведениями христианских ученых, языческой мифологией и другими направлениями.

Большую часть сочинений составляют проповеди и пророчества, которые в большей степени являются нравоучительными. Он рассказывает о покаянии, борьбе со страстями, смерти, Страшном суде и других важных религиозных фактах.

Известна молитва Ефрема Сирина, которая помогает человеку вымолить прощение и встать на праведный путь.

Молитвы Ефрема Сирина на каждый день

Молитвенные тексты обладают огромной силой, способной творить чудеса, но только если их правильно произносить. Читается молитва Ефрема Сирина, с учетом некоторых правил:

  1. Каждое слово должно произноситься осмысленно, поэтому, если что-то является непонятным лучше предварительно посмотреть значение.
  2. Слезные молитвы Ефрема Сирина должны читаться от чистого сердца и с непоколебимой верой в Господа и его могущество.
  3. Произносить текст нужно медленно, но без запинок. Если его сложно выучить наизусть, тогда перепишите его на бумагу и читайте.
  4. Молитва Сирина должна произноситься в одиночестве дома или в церкви. Важно, чтобы ничего не отвлекало от процесса.

Молитва Ефрема Сирина в Великий пост

Святой написал молитву в 4 веке, объединив в ней все важные положительные и отрицательные качества людей. Молитва Ефрема Сирина «Владыка живота моего» является очень сильной и важной, поэтому ее в церкви читает священник, стоя лицом к Царским воротам.

Произносят молитвенный текст в течение всего Великого поста за исключением суббот и воскресений. Последний раз молитва Ефрема Сирина повторяется в Страстную среду.

После каждого прочтения молитвы необходимо делать поклон и это означает, что человек должен восстановиться в вере и телом, и душой, иначе вернуться к Богу не получится.

Покаянная молитва Ефрема Сирина

В текст молитвенного обращения входит всего несколько десятков слов, которые описывают основные положения, необходимые для того, чтобы раскаяться в своих грехах и прийти к Господу.

Молитва преподобного Ефрема Сирина, представленная выше, помогает человеку выбрать для себя правильный путь, чтобы избавиться от оков темных сил. Произносить ее можно не только в Великий пост, но и при желании покаяться.

Чтобы понять, смысл молитвы Ефрема Сирина, необходимо рассмотреть представленные человеческие качества.

  1. Праздность. Лень является спутником огромного количества людей, которые проживают свою жизнь зря. Каждый человек получил от Бога таланты и знания, которые он должен использовать во благо людям. Праздность считается главной причиной грехов, поскольку она расслабляет тело и душу человека, делая его уязвимым.
  2. Уныние. Возникает состояние, как следствие праздности. Человек перестает делать добрые дела и интересоваться окружающим миром, и ситуация постоянно усугубляется.
  3. Любоначалие. Под этим словом понимают любовь к власти, которая может проявляться в семье, на работе и дружбе и так далее. Любоначалие появляется из-за лени и уныния, которые влияют на отношение к жизни, и появляется желание властвовать.
  4. Празднословие. С каждый годом общество становится более озлобленным, используя разные осуждения и оскорбления. Греховными считаются пустые и бранные слова.
  5. Целомудрие. Верующие люди должны духовно контролировать себя, причем не только поступки, но и эмоции. Большое значение имеет нравственная чистота в словах и мыслях.
  6. Смиренномудрие. Это одно из первых следствий целомудрия, когда человек начинает понимать, что он ничем не лучше других.
  7. Терпение. Когда люди а, то они начинают проявлять в жизни нетерпимость по отношению к другим. Благодаря терпению можно научиться ждать и надеяться.
  8. Любовь. Это главный дар человечества. Благодаря этому качеству человек становится милостивым и учится прощать окружающих. Только через любовь можно приблизиться к Господу.

Молитва на похудение Ефрему Сирину

В современном мире огромное количество людей живет по принципу – жить для еды, но те, кто верует в Господа, должны выбирать другой путь – есть для того, чтобы жить.

Все чаще при выборе пищи человек становится прихотливым, да и пост соблюдают единицы. Увлечение едой часто становится причиной лишнего веса и избавиться от любви вкусно поесть очень сложно.

Молитва святого Ефрема Сирина поможет понять, что еда является лишь средством для поддержания сил и жизни. Ее текст представлен выше.

Многие священные тексты являются непонятными для молодого поколения, поэтому им важно предоставить некую расшифровку с объяснениями.

Краткая молитва Ефрема Сирина может произноситься ребенком своими словами, главное, чтобы они передавали суть оригинального текста. Молитва была поэтически пересказана А.С.

Пушкиным в стихотворении «Отцы пустынники и жены непорочны». Смысл главной покаянной молитвы Сирина выглядит так:

Молитва Ефрему Сирину от гнева

В христианстве гнев считается одним из самых больших пороков человека. Его называют «болезнью», как в физическом, так и в духовном плане.

Когда человек испытывает приступы гнева, он отдаляется от Бога и приближается к Сатане. В таких ситуациях поможет молитва Ефрема Сирина от гнева, которая успокаивает и учит по-другому выражать свои эмоции.

Лучше всего произносить ее ежедневно, а еще в сложных ситуациях, когда раздражение достигает пика.

Молитва за обидящих Ефрема Сирина

Считается, что когда человек начинает молиться за людей, которые принесли ему вред, то он готов вступить в Царство Господа. Многие священнослужители во время своей мучительной смерти, просили Бога простить обидчикам их действия.

Есть специальная молитва Сирину «О ненавидящих и обидевших нас», которая помогает человеку освободиться от гнева, зла и обиды. Благодаря ей можно не только душевно очиститься, но и защититься от негативного влияния в будущем.

Произносить молитву Ефрему Сирину нужно три раза в день ежедневно в течение всей жизни.

Молитва Ефрема Сирина о празднословии

Иисус Христос утверждал, что за каждое праздное слово человеку придется ответить на Страшном суде. Празднословие подразумевает употребление матерных слов, а еще обман и клевету.

Оно способно уничтожить человека и сбить его с праведного пути, а вот добрые и мудрые слова живут в сердцах людей, давая им благие плоды.

Молитвы Ефрема Сирина являются просьбой к Господу, чтобы тот помог уберечься от празднословия.

Молитва Ефрема Сирина от уныния

Под словом «уныние» понимают упадок духа, когда человек перестает радоваться жизни и даже теряет ревность о Господе Иисусе Христе.

Согласно преданиям все святые подвергались унынию, которое навевал Дьявол, но благодаря своей молитве и посту, они возвращались на праведный путь. Если человек не справится с унынием, то может впасть в депрессию и даже покончить с собой.

Существует много причин, которые могут загнать в такое состояние, но средство борьбы в любом случае одно – молитва святому Ефрему Сирину. Читать ее необходимо каждый день.

Молитва Ефрема Сирина от осуждения

Намного сложнее увидеть собственную проблему, чем указать на чужую. Многие во всех своих проблемах осуждают окружающих людей.

Лесть, превозношение себя над другими, подобострастие, все это уничтожает человека изнутри. Чтобы избавить от этих оков и начать жить с чистого листа, необходимо покаяться.

Огромной силой обладает молитва святого Сирина, которую важно читать регулярно, иначе справиться с проблемой не получится.

Молитва Ефрема Сирина о прощении врага

Наверное, у каждого человека на разных этапах жизни были недруги, которые стремились разными способам навредить. В большинстве случаев люди реагируют на подобное проявление ответной агрессией, но это неверной путь.

Верующий человек должен уметь прощать врагов и отпускать обиду, тогда он будет еще ближе к Господу. Православная молитва Ефрема Сирина читается каждый день, а после произнесения текста, нужно сказать имена своих недругов.

Молитва на Благовещение Пресвятой Богородицы на все случаи жизни Молитва на Благовещение обладает огромной силой, которая способна творить чудеса, изменяя жизнь людей в лучшую сторону. Есть разные тексты, например, для привлечения любви, финансового благополучия, укрепления здоровья, для удачи и так далее. Молиться необходимо по правилам. Святая Ольга – молитвы о помощи в делах Святая Ольга является значимой фигурой не только и истории Киевской Руси, но и в православной вере. Ее биография насыщена разными интересными фактами, имевшими историческое значение. Есть молитвы, обращенные к равноапостольной, чтобы попросить помощи.
Жены-мироносицы – кто они и как им молиться? Не многим известно, жены-мироносицы – кто они и какое значение они имеют для православных верующих. Их вера, любовь и преданность показали людям настоящее чудо, связанное с главным Спасителем всех людей. Этим событиям посвящено несколько икон и молитва. Мария Магдалина – интересные факты Кто такая Мария Магдалина, и какую роль она сыграла в становлении христианской веры? Об этой религиозной фигуре есть много информации, причем некоторые факты описаны в самом Евангелие. Есть специальная молитва для обращения к ней.

Источник: https://womanadvice.ru/molitva-efrema-sirina-na-vse-sluchai-zhizni

Великопостная молитва святого Ефрема Сирина

Утренние молитва ефрема сирина

Когда читают молитву Ефрема Сирина? Как следует молиться? Самое главное о молитве в материале Правмира.

Великим постом каждый день – с вечера воскресенья по пятницу читается удивительная молитва Ефрема Сирина

Молитву, которую предание приписывает одному из великих наставников духовной жизни, св. Ефрему Сирину, можно действительно назвать великопостной молитвой, т. к. она особенно выделяется среди всех песнопений и молитв Поста.

Текст молитвы Ефрема Сирина

Господи и Владыко живота моего,

Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю!

Даруй ми зрети моя прегрешения,

И не осуждати брата моего

Яко благословен еси во веки веков.

Аминь.

Когда читается молитва Ефрема Сирина?

Молитва Ефрема Сирина читается дважды в конце каждой великопостной службы от понедельника до пятницы (по субботам и воскресениям она не читается, т. к. богослужения этих двух дней, как мы увидим позже, отличаются от общего великопостного строя).

При первом чтении этой молитвы после каждого прошения кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: “Боже, очисти мя, грешнаго”, — с поясными поклонами.

Затем вновь читается вся молитва Ефрема Сирина, после которой кладется один земной поклон.

Почему эта короткая и простая молитва занимает такое важное место во всем великопостном богослужении?

Потому что в ней перечисляются особым, свойственным только этой молитве образом все отрицательные и положительные элементы покаяния и определяется, так сказать, список наших индивидуальных подвигов. Цель этих подвигов, прежде всего, — освобождение от какого-нибудь основного недуга, направляющего всю нашу жизнь и препятствующего нам вступить на путь обращения к Богу.

Основной недуг — праздность, лень, нерадение, небрежность. Это — та странная лень и пассивность всего нашего существа, что тянут нас всегда “вниз”, а не поднимают “вверх”, что постоянно убеждают нас в невозможности, а потому и нежелательности что-либо изменить.

Это поистине глубоко вкорененный в нас цинизм, который на каждый духовный призыв отвечает: “зачем?” и благодаря которому в течение всей нашей жизни мы растрачиваем данные нам духовные силы.

“Праздность” — корень всех грехов, потому что она отравляет духовную энергию у самых ее истоков.

Плод праздности — уныние, в котором все учителя духовной жизни видят величайшую опасность для души. Человек во власти уныния лишен возможности видеть что-либо хорошее или положительное; для него все сводится к отрицанию и пессимизму.

Это воистину дьявольская власть над нами, т. к. дьявол прежде всего лжец. Он лжет человеку о Боге и о мире; он наполняет жизнь тьмою и отрицанием.

Уныние — это самоубийство души, потому что, если человек находится во власти уныния, он совершенно неспособен видеть свет и стремиться к нему.

Любоначалие! Любовь к власти. Как ни странно это может показаться, но именно праздность, лень и уныние наполняют нашу жизнь любоначалием. Лень и уныние извращают все наше отношение к жизни, опустошают ее и лишают ее всякого смысла.

Они заставляют нас искать возмещения в совершенно неправильном отношении к другим людям.

Если моя душа не направлена к Богу, не ставит себе целью вечные ценности, она неизбежно станет эгоистичной, эгоцентричной, а это значит, что все другие существа станут средствами для удовлетворения ее желаний и удовольствия.

Если Бог не Господь и Владыка моей жизни, то я сам превращаюсь в своего господина и владыку, становлюсь абсолютным центром моего собственного мира и рассматриваю все с точки зрения моих необходимостей, моих желаний и моего суждения.

Любоначалие, таким образом, в корне извращает мое отношение к другим людям, стараясь подчинить их себе. Оно не всегда побуждает нас действительно командовать и властвовать над другими людьми. Оно может выражаться также в равнодушии, презрении, отсутствии интереса, внимания и уважения к другим людям. Дух праздности и безнадежности в этом случае направлен на других; и духовное самоубийство соединяется здесь с духовным убийством.

После всего этого — празднословие. Только человек среди всех созданных Богом тварей получил дар речи. Все святые Отцы видят в этом “отпечаток” Образа Божия в человеке, потому что Сам Бог явлен нам как Слово (Ин 1,1). Но, будучи высшим даром, он в то же время и наибольшая опасность.

Выражая действительно саму сущность человека, его самоисполнение, он именно благодаря этому может стать средством падения, самоуничтожения, обмана и греха. Слово спасает и убивает; слово вдохновляет и слово отравляет. Правда выражается словом, но и дьявольская ложь пользуется словом.

Обладая высшей положительной силой, слово поэтому имеет огромную отрицательную силу. Оно создает положительное и отрицательное. Когда слово отклоняется от своей божественной природы и назначения, оно становится праздным. Оно “подкрепляет” дух праздности, уныния и любоначалия, и жизнь превращается в сущий ад.

Слово становится тогда действительно властью греха.

Покаяние, таким образом, направлено против этих четырех проявлений греха. Это препятствия, которые надо удалить. Но только Один Бог может это сделать. Поэтому первая часть этой великопостной молитвы — крик из глубины человеческой беспомощности. Затем молитва переходит к положительным целям покаяния.Их тоже четыре.

Целомудрие! Если не придавать этому слову, как это часто делают, только его сексуальное, побочное значение, то его надо понимать как положительную противоположность духа праздности. Праздность, прежде всего, означает рассеяние, разделение, изломанность наших мнений и понятий, нашей энергии, невозможность видеть вещи, как они есть, в их целом.

Противоположность праздности и есть именно целостность. Если обычно считают целомудрие добродетелью, противоположной сексуальному развращению, то это происходит только благодаря тому, что изломанность нашего существования нигде так себя не выражает, как в сексуальном разврате, в отчуждении жизни тела от жизни духа, от духовного контроля.

Христос восстановил в нас целостность, восстановил настоящую иерархию ценностей, приведя нас обратно к Богу.

Первый чудесный плод этой целостности или целомудрия — смирение. Мы уже говорили о нем. Оно, прежде всего, – победа правды в нас самих, уничтожение всей той лжи, в которой мы обычно живем.

Одни смиренные способны жить по правде, видеть и принимать вещи так, как они есть, и благодаря этому видеть Божие величие, доброту и любовь ко всем.

Вот почему сказано, что Бог смиренным дает благодать и противится гордым.

За целомудрием и смирением естественно следует терпение. “Падший” в своей естественной природе человек — нетерпелив, т. к., не видя самого себя, он скор на суд и осуждение других.

Это понятия обо всем неполные, изломанные, искаженные. Поэтому он судит обо всем согласно со своими вкусами и со своей точки зрения.

Он равнодушен ко всем, кроме как к самому себе, поэтому он хочет, чтобы жизнь для него стала немедленно удачной.

Терпение поистине божественная добродетель.

Господь терпелив не потому, что Он “снисходительно” к нам относится, но потому, что Он видит реально самую глубину вещей, которую мы по своей слепоте не видим, и которая открыта Ему.

Чем больше мы приближаемся к Богу, тем терпеливее мы становимся, тем более отражаем в себе свойственное одному Богу бережное отношение, уважение к каждому отдельному существу.

Наконец, венец и плод всех добродетелей, всех усилий и подвигов есть любовь, та любовь, которая, как мы уже сказали, может быть дана одним Богом. Это тот дар, который является целью всего духовного подготовления и опыта.

Все это сведено воедино в последнем прошении великопостной молитвы Ефрема Сирина, в котором мы просим: “видеть свои прегрешения, и не осуждать брата своего”. В конце концов, перед нами стоит одна опасность: гордыня.

Гордость — источник зла, и зло — источник гордости. Недостаточно, однако, видеть свои прегрешения, потому что даже эта кажущаяся добродетель может обратиться в гордость.

Писания святых Отцов полны предостережением против этого вида ложного благочестия, которое на самом деле, под прикрытием смирения и самоосуждения, может привести к дьявольской гордыне.

Но когда мы “видим наши грехи” и “не осуждаем брата своего”, когда, другими словами, целомудрие, смирение, терпение и любовь соединяются в нас в одно целое, тогда и только тогда наш главный враг — гордость — уничтожается в нас.

Как правильно читать молитву Ефрема Сирина?

После каждого прошения молитвы Ефрема Сирина мы кладем земной поклон. Но не только во время молитвы св. Ефрема Сирина кладут земные поклоны; они составляют отличительную характеристику всего великопостного богослужения. Но в этой молитве значение их раскрывается лучше всего.

В долгом и трудном подвиге духовного возрождения Церковь не отделяет души от тела. Человек отпал от Бога весь целиком, душой и телом. И весь целиком человек должен быть восстановлен, чтобы вернуться к Богу.

Греховное падение состоит именно в победе плоти (животной, похоти в нас) над духовной, божественной природой. Но тело прекрасно, тело свято. Так свято, что Сам Бог “стал плотью”.

Спасение и покаяние тогда – не презрение к телу, не небрежение им, но восстановление тела в его настоящем служении, как выражения жизни и духа, как храма бесценной человеческой души. Христианский аскетизм не борьба против тела, но за него. Вот почему весь человек — душой и телом — кается.

Тело участвует в молитве души, так же, как и душа молится не вне, а в своем теле. Таким образом, земные поклоны, “психо-телесный” знак покаяния и смирения, поклонения и послушания, являются отличительной чертой великопостного богослужения.

Другие материалы о молитве на Правмире:

  • Молитва
  • Молитва – разговор с Богом
  • Молитва – встреча, молитва – диалог

Источник: https://www.pravmir.ru/velikopostnaya-molitva-svyatogo-efrema-sirina/

Молитва святого Ефрема Сирина

Утренние молитва ефрема сирина

Во время Великого Поста, в церкви и дома, читается покаянная Молитва святого Ефрема Сирина:

Господи и Владыко живота моего,дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. (Земной поклон).

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему. (Земной поклон).

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. (Земной поклон).

Боже, очисти мя грешного,
(12 раз и столько же поясных поклонов).

(Потом повторить всю молитву):Господи и Владыко живота ……. во веки веков, аминь.

(и один земной поклон).

ВЕЛИКОПОСТНОЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ
НА МОЛИТВУ ЕФРЕМА СИРИНА

Приводится полный текст «Молитвы Ефрема Сирина», объясняются церковно-славянские слова, даются пояснения и размышления по поводу этой молитвы. 

Великий Пост, это радостный период нашей жизни, так как в это время мы очищаем себя от греха. В это время, в церкви и дома, во время каждого молитвенного правила или моления читается покаянная молитва святого Ефрема Сирина.

По церковному уставу она читается на часах в среду и пятницу Сырной седмицы и во всю святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений; также в первые три дня Страстной седмицы.

В эти же дни она включается в домашнее молитвенное правило.

В Богословском Энциклопедическом Словаре о св. Ефреме Сирине, есть следующая заметка: «Св.

Ефрем Сирин, сын земледельца из города Низибии в Месопотамии, он жил в IV веке, будучи в юношестве безрасудным и раздражительным, но, попав случайно в тюрьму по обвинению в краже овец, здесь прозрел, удостоился слышать Глас Божий и смирился.

После этого отправился к Иакову Низибийскому, изучал Священное Писание и вел в горах подвижнический образ жизни до взятия Низибии в 363 г. персами. С того времени поселился на горе у города Едессы, поучал народ, проповедывал язычникам христианство, отказавшись от сана епископа, предложеннаго ему св.

Василием Великим в Кессарии. Св. Ефрем умер в 373 г. в сане диакона. Он оставил много толкований на Священное Писание и других сочинений, переведенных на греческий и читавшихся в церквах, а также умилительные молитвы и песнопения и покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочинений аскетического характера».

  • Господи и Владыко живота моего,
  • дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
    (Земной поклон).
  • Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему.
    (Земной поклон).
  • Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего,
  • яко благословен еси во веки веков, аминь.
    (Земной поклон).
  • Боже, очисти мя грешного,
     (12 раз и столько же поясных поклонов).

(Потом повторить всю молитву):
Господи и Владыко живота ……. во веки веков, аминь.
(и один земной поклон).

Короткое объяснение этой молитвы есть в учебнике отца протоиерея Серафима Слободского в его широко известной книге «Закон Божий для семьи и школы»  на стр. 668, которое мы приводим здесь.

«Живота моего — жизни моей; духъ праздности — склонность къ праздности, или лени; унынiе — безнадежность; любоначалiе — властолюбiе, т. е.

любовь начальствовать и властвовать надъ другими; празднословiе — произношенiе пустыхъ словъ (пустословiе), а также произношенiе дурныхъ и бранныхъ словъ: не даждь ми — не дай мне.

Целомудрiе — здравомыслiе, благоразумiе, а также чистота и непорочность души; смиренномудрiе — сознанiе своего несовершенства и недостоинства передъ Богомъ и когда не думаем о себе, что мы лучше другихъ (смиренiе); терпенiе — терпенiе нужно при перенесенiи каких-либо неудобствъ, лишенiй и нечестiй; а также нужно и для того, чтобы начатое хорошее дело довести до конца; любве — любви (къ Богу и ближнимъ).

Ей Господи — о, Господи! даруй ми зрети — дай мне видеть, сознавать.
Под братомъ разумеется всякий другой человекъ.
Яко благословенъ еси — потому что Ты достоинъ прославленiя»
Боже, очисти мя грешнаго.

Мы же здесь напишем наши размышления, которые наводит на нас эта молитвa:

Размышление

1. «Господи и Владыко живота моего».Обращение к Господу Богу: «Господи и Владыка моей жизни».Ты мой наставник, моя мудрость, мой вдохновитель и мой утешитель. Ты открываешь тайны мира и природы.Твои Заповеди были, есть и будут правдивы всегда и во все времена — «во веки веков».

Это и есть свидетельство что Ты есть и что они от Тебя.Хочу жить так как Ты учишь. Твои Заповеди истины. В исполнении Твоих Заповедей мой жизненный путь и мое спасение. В них спасение для моей семьи, родственников, друзей, моего народа и всего мира.

Господи, укрепи меня в вере в Тебя и в Твое спасительное учение.

2. «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми».
«Избави меня от духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия».

«Дух праздности». Не дай мне Господи быть праздным, пустым и проводить беспечно время. У каждого человека есть данные Тобою таланты и знания, которые нужно употребить на пользу людям и славу Твою.Так много людей ищущих и не знающих что они ищут Тебя Господи Боже.

Вот им и нужно помочь найти Тебя. Так много людей с которыми мы — по Промыслу Твоему — соприкасаемся и им нужно помочь — делом или словом. Так важно помочь делом, но еще важнее помочь словом: научить, вдохновить, привести к Тебе — Источнику всех благ, знаний и мудрости.

Так много нужно сделать для меня — духовно улучшить себя — чтобы быть ближе к Господу Богу и лучше помогать людям. Многие не думают о других, не видят их горе и не желают помочь. Они находят тысячу причин почему это не делать.

Не дай мне Господи быть праздным, пустым и проводить беспечно время.

«Дух уныния». Не дай мне Господи унывать. Подающийся унынию не верит в Твой Промысел в Твою заботу о нас, что у каждого из нас есть задание и что все имеет свою причину. Поэтому всегда нужно верить, молиться, надеяться и ожидать помощи от Тебя.
Не дай мне Господи унывать.

«Дух любоначалия». Не дай мне Господи любить начальствовать над другими, всеми командовать, управлять, всегда быть на первом месте, настаивать на своем, быть гордым. Не дай мне ставить свое желание выше других. Дай мне исполнять только волю Твою. Помоги мне быть скромным и не подаваться противоположному течению нашего мира.

«Блаженны нищие духом; ибо их есть Царство Небесное» (Матфея 5:3) учил наш Господь Иисус Христос в Нагорной Проповеди. Это и есть отсутствие любоначалия, это и есть смирение. Начало духовного роста и начинается с «нищетой духа» то есть со смирением. Отсюда и идет наше духовное улучшение и обожение — что и есть наш путь и конечная цель.

Не дай мне Господи любить начальствовать.

«Дух празднословия». Не дай мне Господи празднословить — говорить праздные слова, говорить о праздных никому не нужных предметах. Не дай мне грешить многословием, праздными разговорами — которые порождают осуждение и оскорбление.

Дай мне мудрость общения с людьми и помнить силу слова хорошего и плохого. Через слово человек меняется к лучшему или к худшему. Дай мне Господи мудрость и знание для сеяния Твоих хороших и целительных слов — сеять любовь, мир, тишину, спокойствие, прощение, понимание и примирение.

О силе слова, Сам Господь Бог Иисус Христос нас учит: «Говорю же вам, что всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Матфея 12:36-37). Св.

Ефрем Сирин сказал что: «Молчание есть таинство будущего века, а словеса суть оружие века сего».

Не дай мне Господи празднословить.

3. «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему».

«Дух целомудрия». Помоги мне Господи Боже быть целемудрым. (Словарь Даля: Целомудрый — сохранивший себя в девственной чистоте или брачной чистоте, непорочный). Помоги мне Господи быть нравственно чистым: в делах, в словах и мыслях.

Учение о целомудрии исходит из Седьмой Заповеди Ветхого Завета («Не прелюбы сотвори», по русски: не прелюбодействуй) и учения Господа Иисуса Христа о ея более углубленном понимании.

Он говорил что грех не только прелюбодеяние но даже и нечистый взгляд на женщину: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Матфея 5:28).

Когда древнии евреи начали Его обвинять в том что Он учит что то новое, то Господь Иисус Христос ответил «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матфея 5:17).

Следуя учению нашего Господа Иисуса Христа православные христиане толкуют Десять Заповедей широко.

Они являются как бы заглавием или стенографической записью целого образа мышления. Поэтому грех не только нарушать их, но грех тоже и любой поступок который ведет к нарушению заповеди. Таким образом седьмая заповедь объясняется так: «Запрещается нарушение супружеской верности и всякая незаконная и нечистая любовь.

Нужно соблюдать чистоту мыслей, желаний, слов и дел. Нужно избегать все что может возбудить нечистые чувства (в себе и в других): бесстыдные намеки, двусмыслицы, анекдоты, картины, фильмы, книги, песни, танцы, одежду». Для того чтобы жить со своим супругом чисто и праведно перед Богом, нужно обязательно чтобы было благословение от Церкви в Таинстве Святого Брака.

Отец протоиерей Серафим Слободской в своей широко известной книге «Закон Божий для семьи и школы»  на стр. 581 пишет так:
«Седьмою заповедью Господь Бог, запрещает прелюбодеяние, то-есть нарушение супружеской верности и всякую незаконную и нечистую любовь.
Мужу и жене Бог запрещает нарушать взаимную верность и любовь.

Неженатым же Бог повелевает соблюдать чистоту мыслей и желаний — быть целомудренными в делах и в словах, в мыслях и желаниях.
Для этого нужно избегать всего, что может возбудить в сердце нечистыя чувства: сквернословия, безстыдных песен и плясок, соблазнительных зрелищ и картин, чтения безнравственных книг, пьянства и т. п.

Слово Божие повелевает нам хранить наши тела в чистоте, потому что тела наши «суть члены Христовы и храмы Духа Святаго». «Блудники грешат против собственного тела», разслабляют здоровье своего тела, подвергают его болезням и повреждают даже душвныя способности, в особенности воображение и память».(Смотри тоже духовный листок: «Седьмая Заповедь».

Помоги мне Господи Боже быть целемудрым в самом широком толковании этого слова.

«Дух смиренномудрия и терпения». Помоги мне Господи быть смиренным, спокойным, не возмущаться понапрасно — помоги быть терпеливым. Все эти грехи закрывают наши духовные очи и мы не видим все так как оно есть. Смирение и терпение разрешает многие трудности.
Помоги мне Господи быть смиренным и терпеливым.

«Дух любви». «Бог есть любовь» (I Иоаннна 4:8). Ты Господи Боже есть любовь, а учение Твое — олицетворение любви. Ты нам объяснил что такое любовь. Все Твое учение и есть любовь и выражение любви и доброго отношения к человеку.Помоги мне Господи любить всех словом, делом и помышлением.

Помоги мне помнить что любовь это человеколюбие, доброжелательство, приветливость, забота о ближнем, это помощь человеку и самый минимум это улыбка и приветствие. Любовь противоположна себялюбию и эгоизму. Любовь это есть ключ к плодотворной и правильной жизни.

Даруй мне Господи Боже умение любить.

4. «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего».«Господи Царю, помоги мне видеть мои грехи и не осуждать других».Осуждение людей большой грех и исходит из нашего себялюбия, недоброжелательства и зависти по отношению к людям. Обыкновенно свои грехи мы не замечаем, их оправдываем, они нам кажутся незначительными.

Грехи других мы видим ясно, даже самые маленькие. Господь Иисус Христос учил в Нагорной Проповеди «И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь» (Матфея 7:3). Чтобы не грешить осуждением нужно научиться видеть наши грехи, тогда нам будет легче переносить слабости других и мы будем менее склонны их осуждать.

Господи, помоги мне видеть мои грехи и не осуждать других.

5. «Яко благословен еси во веки веков, аминь». Заключение молитвы: Господи, да будешь Ты благословен на все времена, аминь.
Господи, да будешь Ты и Твоя Святая воля всегда, всюду и везде. Аминь.

Ссылки по теме:

  • Преподобный Ефрем Сирин (†373)
  • Молитва Ефрема Сирина

Просмотрено (6204) раз

Источник: http://voskrcerkov.ru/2013/02/28/molitva-svyatogo-efrema-sirina/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.